Хотелось бы поговорить о такой связке университет в городе
и город в университете. Какими качествами должен обладать город,
либо какая ситуация должна сложиться в городе, чтобы в нем появился
университет?
Глазычев В.Л.:Я терпеть не могу категории
«долженствования». Никто никому ничего не должен. На самом деле
это воля, которая двигает горы. Это означает, что в городе
оказалось достаточно сил во всех его горизонтах (управленческих
и прочих), чтобы волю людей должным образом поддержать. Город
себя делает. Всегда есть 2,5 процента людей с повышенным IQ
и с повышенной энергетикой. Больше бывает, меньше нет. Вся задача
как вытащить эти 2,5 процента на разумную долю, хоть пятую часть
от общей величины.
Давайте считать. 700 000 примерно в Тольятти? Значит, обязательный
ресурс экстракласса полторы тысячи человек уже есть. Каждый
из них тянет за собой значительный круг людей, ориентирующихся
на этих лидеров по жизни. Один машину чинит гениально, другой
огурцы выращивает, третий театр делает, четвёртый ещё что-то.
То есть каждый из них множится минимум на 10. И если университет
сложился, это означает, что хотя бы десятая часть этих людей уже
задействована. Осталось сделать следующий шаг втянуть ещё . Если
мне это удавалось сделать в Мышкине, где живет 6 500 человек,
то минимум, с которого можно собрать достаточное ядро около
5 000. Меньше 5 000 не хватает человеческого, извиняюсь за выражение,
материала. Хотя и здесь безумные исключения возможны, но мы говорим
в целом. Как только этот порог пройден шанс есть. И этим, кстати,
город отличается от не-города. И университет в городе может быть
мотором увеличения этой когорты. Когорты тех, кто мыслит деятельно,
в том смысле, в котором я пытался задать на лекции.
Я знакома с вашим тезисом, что будущее за городами с университетским
центром. Значит ли это, что университет в данном случае является
некоей градообразующей организацией, которая выпускает элиту?
Элита выходит, а что она делает дальше?
Глазычев В.Л.: Вот тут-то и возникает невероятно
сложный вопрос. Элита свободна по определению. Поэтому отчасти
она непременно найдёт себе месте в большом мире. И это нормально
всё-таки не крепостная эпоха, не феодальная.
Часть потенциально всегда будет тяготеть к тому, чтобы свою среду
менять сообразно своим представлениям. Для нас эта часть наиболее
ценна. И в этом смысле градообразующими являются два аспекта.
Один традиционный, потому что университет задает квалификационный
стандарт. Ведь делать хорошие автомобили в городе, где нет университета,
нельзя, не получится. А уж что-то более тонкое, чем автомобили
и вовсе не получится. Но есть и вторая сторона.
Я нарочно все время пользуюсь своим любимым примером с городом
Мышкиным.
Там градообразующим фактором стал народный музей, казалось бы,
учреждение для этого никак не предусмотренное. Это произошло не
за счёт того, что его возглавил замечательный человек Владимир
Гречухин, а за счёт того, что через музей прошла вся городская
масса, закончившая среднюю школу. Музей сыграл роль университета.
Как только университет пропускает через себя часть населения
города с повышенной энергией, он становится университетом не только
по названию.
Правильно ли я понимаю, что университетом может стать совершенно
не здание с вывеской «Университет».
Глазычев В.Л.: Конечно, слово «университет» шире.
Такую роль может сыграть институт, может сыграть театр. В Эстонии
в одном городе был замечательный театр, который потом сделал мировую
карьеру. Городок на этом поднялся. Университету гораздо легче
сыграть подобную роль за счёт того, что он охватывает более широкий
круг сюжетов и потенциальных возможностей людей. А потом если
есть университет, меняется и музей. Не сразу, но обязательно.
И вся система так называемых учреждений культуры получает шанс
подняться на более высокий энергетический уровень. Шанс, а вот
использовать шанс или нет это не предопределено.
Существует мнение, что высшее учебное заведение может стать
классическим университетом только по истечении 100 лет. Ефим Яковлевич
Коган считает, что 50 будет достаточно. Так ли это? И что нужно,
чтобы стать университетом?
Глазычев В.Л.: Если взять статистику по университетам,
при огромном усреднении, то получится что-то подобное. Но я ещё раз подчеркну это штука творимая. И здесь безумно много
зависит от энергетики творящих и тех, с кем творится. Конечно
же, нужно второе поколение. Дело развивается, когда выпускники
этого университета начинают в нем преподавать. Это и есть нормальная
стадия первичного созревания. Для этого не требуется 100 лет и
даже 50, но это может получиться, а может и не получиться. Или
может получиться формально: формально преподают, а качество при
этом не повышается, а снижается.
- Значит, университет можно рассматривать как некий проект,
который либо имеет хорошие ресурсы, хороших организаторов, которые
будут этот проект длить, воплощать его в жизнь, либо …
Глазычев В.Л.:Может быть я зануда, но для
меня проектом, в отличие от просто хотения, является только то,
что опирается на ресурс, просчитывает траекторию. Проект строгая
штука. В отличие от просто желания, он структурирован, структурирован
пониманием контекста, а не только себя. Потому что без контекста
нет питательной среды для проекта.
|