Московская энергокатастрофа
была предсказана ещё в 1970-х годах

Авария энергосистемы в Москве стала беспрецедентной, но предсказуемой, поскольку изношенность сетей и оборудования давно перешла все разумные пределы. Об этом рассказал президент Межрегионального общественного фонда «Институт города» Вячеслав Глазычев.

- Чем был вызван последний энергетический кризис в Москве? Это можно считать частным случаем, или стоит говорить о системных проблемах?

- Конечно, это было неизбежно. Безусловно, проблема системная, потому что мера перегрузки всех сетей перешла за пределы разумного. Она чудовищна, и проблемы накапливались десятилетиями.

Расчет на энергетическую нагрузку был сделан в советское время, исходя из расхода полутора киловатт в час, а сейчас один электрический чайник забирает столько же энергии. Поэтому, если не менять сети, это неизбежно будет приводить к бесконечному числу мелких аварий, которые в определённой ситуации могут привести и к крупным. Сильно изношенное оборудование, в частности на трансформаторных подстанциях, будет вызывать такие ситуации и впредь.

- Была выбрана неверная стратегия развития города?

- Просто десятки лет в развитие энергетических сетей в городе никто не вкладывал ни копейки. Начинать смену систем энергообеспечения надо было ещё в середине семидесятых годов, но этого никто не сделал.

В том, что касается РАО "ЕЭС России", то для них важно обеспечить генерацию в нужном объеме, поэтому идёт ввод в строй новых электростанций. Но старые нужно ремонтировать, поддерживать в рабочем состоянии. Здесь много чего накопилось, но, конечно, это не снимает необходимости гораздо более жёсткого мониторинга над тем, что происходит на распределительных подстанциях.

- В чем, в таком случае смысл увеличения подачи энергии, если не выдерживают сети?

- Ну, нельзя сказать, что они не выдерживают. Все починили же достаточно быстро. Это говорит о том, что какая-никакая профессиональная служба имеется. Нужно и то и другое, хотя для этого необходимы разные типы менеджмента.

- Что нужно сделать для того, чтобы подобные ситуации не повторялись.

- По-хорошему, нужно заменить оборудование всех трансформаторных подстанций страны, но вы же понимаете, что это нереалистично в короткое время, поэтому придётся жить с трудностями.

- Если это нереалистично, мы так и будет постоянно жить в аварийной ситуации.

- С этим, к сожалению, ничего не поделаешь.

- Хорошая перспектива.

- Но приходится учитывать, что если трубы изношены, то рано или поздно авария произойдет. И если изношены провода и трансформаторы, то они выходят из строя и даже взрываются. А в мегаполисах, где нагрузка на сети наиболее высокая по понятным причинам, должна быть внятная программа решения таких проблем.

- Может быть, просто никто не ожидал, что население будет расти такими темпами?

- Почему же. Уже с начала девяностых годов было ясно, что потребление энергии будет расти очень большими темпами. Все эти современные холодильники, стиральные машины, чайники потребляют очень много энергии. В результате даже бытовая нагрузка выросла многократно. Конечно, это можно было предвидеть, но кто мог заниматься в середине девяностых годов капитальным ремонтом сетей?

- Никто же не думал, что появятся такие плиты, чайники.

- Это было прекрасно известно. Я писал об этом ещё в семидесятые годы.

- В семидесятые годы Вы предвидели, что появится такое количество импортного оборудования?

- Конечно. Можно почитать мои материалы того времени. Общий тренд развития был совершенно прозрачен, хотя никто не ожидал социальных катаклизмов, но, тем не менее, заимствование и копирование западного стиля жизни уже шло.

- Потом был 1991 год, и все изменилось достаточно резко.

- Просто этот процесс ускорился, но тренд сохранился.

- Вы предвидели и те же пробки на дорогах Москвы?

- Да, я писал и об этом. И о гаражах, и стоянках ещё в восьмидесятые годы. Но никто не любит заглядывать в прогнозы.

- В то время по дорогам ездили только «Москвичи», «Жигули» и «Волги». Никто ведь не ожидал появления такого количества иномарок.

- А тогда учитывали увеличение собственного выпуска автомобилей. Все было рассчитано транспортными инженерами в той же Москве. Никаких неожиданностей.

- Насколько я знаю, генеральный план развития Москвы до 2000 года предполагал наличие 500 тысяч машин, а сейчас только в Москве зарегистрировано около 3 миллионов автомобилей, не считая транзита. Значит, никто этого не предвидел?

- Напрасно обобщаете. Были те, кто не заглядывал далеко в будущее, но и те, кто такую ситуацию предвидел. Я лично знаю инженеров-транспортников, которые ещё в то время проектировали развитие системы стоянок и транспортных объездов, но они через какое-то время перестали над этим работать.

- Почему?

- Потому что их «выжимали» с работы, потому что власти, не заглядывающей вперед дальше, чем на два года, не интересны жёсткие прогнозы. А когда мы говорим о крупных системах, в том числе и об энергетических сетях, то надо смотреть на 20 лет вперед.


Интервью для экспертной сети "Кремль.org",
10 июня 2005. Беседовал Алексей Диевский.

См. также:

§ Статьи о Москве

§ Московская альтернатива

§ Экспертный доклад "Московской альтернативы"



...Функциональная необходимость проводить долгие часы на разного рода "посиделках" облегчается почти автоматическим процессом выкладывания линий на случайных листах, с помощью случайного инструмента... — см. подробнее