Как уже сообщало информационное агентство «Социнформбюро»,
19-20 мая в городе Урюпинске Волгоградской области прошли первые
в России Общественные слушания Общественной Палаты РФ (ОПРФ) по
проблемам местного самоуправления. Вел их председатель комиссии
по региональному развитию и местному самоуправлению Вячеслав ГЛАЗЫЧЕВ
один из известных политических экспертов, в том числе по «малой
России», автор книги «Глубинная Россия». Вячеслав Глазычев является
также одним из ведущих известной передачи «Реальная политика»
в телекомпании НТВ, автором же этой передачи является известный
кремлевский эксперт Глеб Павловский, руководитель «Фонда эффективной
политики». Вячеслав Глазычев дал эксклюзивное интервью информационному
агентству «Социнформбюро».
-Вячеслав Леонидович, конечной целью встречи «малой» и «большой»
России в Урюпинске было откорректировать законы?
Глазычев В.Л.: Когда мы говорим о необходимых корректировках
законопроектов, это не только ради того, чтобы увидели очевидные
ошибки. Они уже очевидны. Например, мы воевали с Госдумой по водному
кодексу, начали войну по лесному и по закону о недрах. Но наша
главная задача получить максимум информации от людей на местах,
так как у местной власти не всегда есть возможность работать с
экспертами из Москвы. Необходимо вводить новые типы предложений,
которые открыли бы действительно путь для решения кажущихся проблем.
-Если говорить о проблемах реформирования местного самоуправления,
какую бы проблему вы поставили на первое место?
Глазычев В.Л.: В реформе первое, второе, третье
место люди, законодательная база, деньги. Что на первом месте?
Несовершенные законы, конечно, могут серьёзно мешать, хотя, надо
признаться, что выстраивание законодательного поля хотя и трудно,
но происходит. Деньги? Деньги есть под проекты. Но проекты могут
сделать только люди. Один из трёх малых городов России обречен
на вымирание. На него не денег не хватит на него просто не хватит
людей. Нужны знания, нужен опыт, нужно умение рисковать таких
людей.
-В одном из интервью вы сказали, что в России недооценивают
темпы провинциальной эмансипации. То есть надежда всё-таки есть?
Глазычев В.Л.: Я на уровне малых городов и районов
констатирую появление людей очень образованных, повидавших мир,
незакомплексованных, с колоссальной энергией не просто к выживанию,
а к самоутверждению. Это конструктивная сила. Нужно помочь им,
например, лизингом, квалифицированной экспертной поддержкой.
-Возможна ли такая поддержка со стороны Общественной Палаты
России?
Глазычев В.Л.: Думаю, что наша задача давить
на исполнительную власть, а не только на законодательную. Большинство
федеральных чиновников не видят страну и не хотят видеть.
-Может, проблема в том, что страна у нас большая, и всего
и сразу, особенно при глобальных переменах таких, как реформа
местного самоуправления предусмотреть просто невозможно? Что
делать?
Глазычев В.Л.: Есть вещи, в которых необходимы
единые правила. А есть вещи, в которых должна быть больше просторность,
то есть давать внимание региональным особенностям, и внутри этого
должна быть ещё просторность субрегиональная. А последняя у нас
вообще не учитывается, потому что кроме районов, поселений и городских
округов есть агрообразования, каждая крупная территория делится
на них. Все это делилось вне зависимости от того, как менялись
границы. И эти субрегиональные земли существуют. Сегодня нет горизонта,
который бы работал кооперативными усилиями по горизонту этих муниципальных
образований, принадлежащих к одной и той же среде.
-То есть вы полагаете, что помимо управления вертикального,
России сегодня необходимо ещё управление горизонтальное чтобы
на этом уровне происходила координация?
Глазычев В.Л.: Но есть губернские начальники, которые
ревниво относятся ко всякой горизонтальной кооперации. Наша задача
пройтись по слабым местам непроработанных законопроектов. Такие
места есть всегда, и они очень опасны. Например, проекты новых
кодексов, о которых я говорил, закон № 131 и всякие дополнения
к законодательству о местном самоуправлении могут выбить средний
бизнес из колеи. Может быть дана большая воля «иноверному» капиталу.
И второе, что нас волнует, это жилищная политика. Через месяц
мы будем проводить слушания по этому вопросу. На самом деле национальный
проект «Доступное жильё» это ещё не проект, а только эскиз программы,
который необходимо дополнить содержанием.
-Вы часто обращаетесь к защите малого и среднего бизнеса.
Он сегодня в России нуждается, по-вашему, в лоббировании?
Глазычев В.Л.: Крупный сам может за себя постоять.
Отчасти я вижу проблему монополизма поэтому другим секторам
бизнеса нужно лоббирование. А отчасти такое внимание потому, что
оживление экономики могут давать в совокупности эти два горизонта
один суперкрупный, добывающий. А вот если второго горизонта
бизнеса нет, то вся страна хромает и перекошена. В среднем и малом
бизнесе не только социальная функция, создание огромного рынка
труда, но и огромный шанс на цивилизацию. Да, крупные корпорации
тоже цивилизация, распространение цивилизационного стандарта идёт сетевым образом, конечно. Но нам важно продвижение цивилизации
и внесетевым образом. А у нас такого нет, чтобы средний и крупный
бизнес опирался на выносной.
-Общественные слушания Общественной Палаты РФ, подобные тому,
что были проведены в Урюпинске, усилия экспертного сообщества
в целом могут приносить сегодня в России конкретный результат?
Глазычев В.Л.: Мы выдаем экспертные оценки на самый
верх. Что-то доходит, а что-то выравнивается. Сейчас мы выбираем
для коррекции самые жестокие ошибки, а их полно, и специалисты
давно над этим работают. А функция экспертов Общественной палаты
что-то добавить, аккумулировать. И главное иметь шанс доносить
это на тот самый верх, минуя всю вертикаль согласований.
|