— Преследование
мэров прокуратурой — это организованная кампания или просто срабатывает
теория больших чисел?
Глазычев В.Л.: Команда «ату его!» внятно дана
не была, но была услышана. Тут есть две стороны. Во-первых, правовое
поле выстроено так — особенно благодаря стараниям Минфина, — что
не превышать полномочий ни один работящий мэр не в состоянии.
Если мэр действует, он неизбежно «подставляется». В этом отношении
в наилучшем положении находятся те мэры, которые не делают ничего.
Во-вторых, там, где мэры опираются на сильную поддержку деловых
и политических кругов, такие процессы пока не возбуждаются. Возьмите
Костромскую область — несмотря на постоянное сутяжничество мэрии
и губернатора, такая «технология» против упрямого мэра там не
используется.
Совершенно возмутительная ситуация в Тольятти, где мэр обвинен
в намерении вымогать взятку. А фактически за этой историей стоит
давний конфликт из-за рейдерского захвата городских земель. Сегодня,
переформулируя высказывание «ищите женщину», можно сказать по
поводу практически любого конфликта: «ищите землю». Если есть
резкий конфликт по земле, а у мэра нет серьёзной политической
и экономической базы, то мэр становится мишенью.
Впрочем, земля — не единственный источник столкновений. Есть ещё и недвижимость, не разделенная между муниципалами и областью.
Есть подпирающие временные рамки: до 2009 года согласно 131-му
закону («Об общих принципах организации местного самоуправления».
— «РР»), все вопросы о собственности должны быть решены. Поэтому,
естественно, происходит обострение — нужно успеть взять как можно
больше под свой контроль до того, как придётся по закону от некоторых
возможностей отказаться.
— Поводом к преследованию мэров часто становятся их взаимоотношения
с местным бизнесом.
Глазычев В.Л.: Да, конечно, мэр и местный бизнес
всегда взаимосвязаны. Часто без добровольного самообложения бизнеса
неким дополнительным налогом города существовать просто не могут.
Вот и появляются судебные дела по поводу вымогательства или больших
сумм наличными, якобы найденных у мэров. А они сидят на таком
нищенском пайке, что даже крышу подлатать или яму засыпать часто
денег нет. Связка мэра с бизнесом означает, что мэр стремится
создавать режим благоприятствования для сотрудничающих с ним предпринимателей.
Речь идёт о среднем и малом бизнесе. Крупный работает на другом
уровне и мэру неподконтролен.
Что касается мэра и избирателей, тот тут ситуация меняется от
региона к региону. В каком-нибудь Рыбинске мэр — это бывший лидер
движения за придание городу статуса городского округа (то есть
за получение им некоторых полномочий области) и в этом смысле
своего рода народный герой. Есть ситуации, как в Урюпинске, где
в мэрию пришла целая команда из «ОПОРЫ России», то есть деловые
люди, которые умеют считать и имеют проекты. Но есть и такие мэры,
которые только исполняют команды, идущие из области, и выпрашивают
денег у губернатора. Фокус состоит в том, чтобы дать муниципалитету
меньше денег, чем нужно для того, чтобы город мог существовать,
а потом пытаться удерживать его в полной политической власти.
Вот пример. В областном бюджете заложены деньги на ремонт городских
дорог. Но принимается решение, что эти деньги будут выданы по
факту выполнения работ. Ну и что мэру делать? Если ничего, то
его растерзают водители. Он вынужден искать «левые» деньги, за
которые может и сесть. Отсюда и факты взяточничества: в большинстве
случаев это даже не взятки, а такое негласное налогообложение
бизнеса.
Кроме того, у мэра существуют обязательства перед теми, кто финансирует
его избирательную кампанию. Но это уже дело житейское — вопрос
хороших отношений. Например, вы можете получить какое-то разрешение
о выделении участка за 8 месяцев, а можете за 2. Это не значит,
что по каждому случаю идёт сиюминутный торг, — здесь заключаются
долговременные соглашения. Но такова общемировая практика — ничего
специфического.
— Предпосылки для того, чтобы остановить кампанию против мэров,
есть?
Глазычев В.Л.: В ходе беседы с Советом Общественной
палаты президент Путин обещал, что рассмотрит возможность встречи
с мэрами разных уровней. Со своей стороны я и мои коллеги постараемся,
чтобы это не было забыто.
— Не является ли преследование мэров демонстрацией слабости
«вертикали власти»?
Глазычев В.Л.: Нет. Потому что «вертикаль власти»
— это миф. Можно говорить о желании консолидации на уровне регионов,
но ситуация везде складывается по-разному. Есть спокойные и уверенные
губернаторы — скажем, Виктор Толоконский в Новосибирской области,
— у него конфликтов с мэром Новосибирска нет, наукоград Кольцово
получает реальную поддержку. И у губернатора Виктора Ишаева в
Хабаровском крае не слыхать ни о каких конфликтах. Это в немалой
степени зависит от подлинного авторитета регионального лидера
и его уверенности в себе. Если это есть, он с муниципалитетами
не воюет. А в противном случае он отыгрывается на мэрах — вот
и получается Архангельск, Волгоград или Томская область с усталым
губернатором.
|