Понимание того, что такое управление на уровне региона,
довольно слабое...

- Как бы вы прокомментировали кадровые перестановки на региональном уровне в последнее время? Насколько они вызваны необходимостью укрепления вертикали власти и насколько — решением проблем предстоящих выборов?

Глазычев В.Л.: Разговор о выборах здесь сильно преувеличен, хотя этот сюжет в некоторой степени присутствует, потому что совершенно теряющий популярность губернатор, если он представляет "Единую Россию", волей-неволей отбрасывает на это тень. Но главным здесь является другое.

Хотя штучно и довольно демонстративно, но начали обращать внимание на чрезвычайную слабость работы в регионах, где слишком часто вместо решения структурных задач занимаются мелким политиканством на уровне регионального бизнеса, на уровне наведения страха на местное самоуправление. У меня есть основания так говорить, потому что на прошлой неделе вместе с замминистра регионального развития Юрием Тартышовым мы проводили телевизионный мост с округами и со многими регионами по поводу ключевого вопроса — разработки схем территориального планирования по субъектам, поскольку с 1 января 2008 года, согласно закону, принятому Государственной думой о введении Градостроительного кодекса, без этих схем фактически парализуется вся инвестиционная деятельность на территории. Тем не менее абсолютное большинство регионов палец о палец не ударило — например, на Сахалине. Это было до всех снятий, но совершенно очевидно, что понимание того, что такое управление на уровне региона, мягко говоря, довольно слабое.

Естественно, что снятие двух-трёх губернаторов дела не решает, на самом деле снимать надо гораздо больше. Но в предвыборный год — это слишком. Поэтому я думаю, что власть ограничится несколькими показательными действиями для острастки остальным, и это главный мотив.

- В каких ещё регионах ситуация вызывает беспокойство экспертов?

Глазычев В.Л.: Мне легче было бы назвать регионы, не вызывающие подобного беспокойства. Если говорить о снятии Прусака, я тут не скажу ничего нового. Давно известно, что руководство фактически было упущено и регионом управлял полукриминальный бизнес. Это не значит, что в нем лично был замешан Прусак, иначе не было бы мягкого нового назначения, но это означает, что он утратил контроль.

- Но вы считаете, что сейчас пока не будет новых перестановок?

Глазычев В.Л.: Я думаю, что с осени этого не будет просто по прагматическим соображениям, а вовсе не по какому-то жёсткому сигналу начать или завершить. Просто жизнь заставляет, нельзя делать все сразу.

- Насколько остро в последнее время стоит вопрос о взаимоотношениях между губернаторами и мэрами областных центров? Одно время это была очень острая проблема.

Глазычев В.Л.: Речь идёт вообще об отношениях губернской власти и местного самоуправления. Например, Лисицын в Ярославской губернии ведет себя странно, фактически пытается командовать мэрами как своими прямыми подчиненными, каковыми они не являются. Но так же ведут себя главы районов по отношению к поселениям внутри. К несчастью, это общая тенденция. Признавать закон не хочет никто, кроме очень сильных губернаторов, которым не нужно реализовывать свои комплексы таким путем, и они этого не делают. К таким можно отнести Ишаева из старой гвардии, Толоконского, недавно переутвержденного; в какой-то степени так можно говорить о мурманском губернаторе. А там, где есть некоторые комплексы и внутреннее понимание, что они не справляются, там "гуляют на всю катушку". Как пример — известная история с Волгоградской областью. К сожалению, сюда примешиваются ещё и межличностные отношения, поэтому каждый случай надо разбирать в отдельности. Но общее стремление губернаторов и части людей администрации к тому, чтобы остановить это безобразие с демократией переназначениями, — это чистая иллюзия. Управление от этого никогда не улучшается, но эту иллюзию люди исповедуют. И поэтому попытки снова расправиться с этим будут продолжаться.

- С чем связаны претензии прокуратуры к региональной власти?

Глазычев В.Л.: Не к региональной, а в основном к муниципальной власти. Очень часто это заказные дела.


Интервью "Кремль.org",
9 августа 2007 г.

См. также

§ Глубинная Россия: 2000-2002

§ Доклад "Россия: принципы пространственного развития" (2004)

§ Тысяча рублей штраф



...Функциональная необходимость проводить долгие часы на разного рода "посиделках" облегчается почти автоматическим процессом выкладывания линий на случайных листах, с помощью случайного инструмента... — см. подробнее