- Как бы вы
прокомментировали кадровые перестановки на региональном уровне в
последнее время? Насколько они вызваны необходимостью укрепления
вертикали власти и насколько решением проблем предстоящих выборов?
Глазычев В.Л.: Разговор о выборах здесь сильно
преувеличен, хотя этот сюжет в некоторой степени присутствует,
потому что совершенно теряющий популярность губернатор, если он
представляет "Единую Россию", волей-неволей отбрасывает
на это тень. Но главным здесь является другое.
Хотя штучно и довольно демонстративно, но начали обращать внимание
на чрезвычайную слабость работы в регионах, где слишком часто
вместо решения структурных задач занимаются мелким политиканством
на уровне регионального бизнеса, на уровне наведения страха на
местное самоуправление. У меня есть основания так говорить, потому
что на прошлой неделе вместе с замминистра регионального развития
Юрием Тартышовым мы проводили телевизионный мост с округами и
со многими регионами по поводу ключевого вопроса разработки
схем территориального планирования по субъектам, поскольку с 1
января 2008 года, согласно закону, принятому Государственной думой
о введении Градостроительного кодекса, без этих схем фактически
парализуется вся инвестиционная деятельность на территории. Тем
не менее абсолютное большинство регионов палец о палец не ударило
например, на Сахалине. Это было до всех снятий, но совершенно
очевидно, что понимание того, что такое управление на уровне региона,
мягко говоря, довольно слабое.
Естественно, что снятие двух-трёх губернаторов дела не решает,
на самом деле снимать надо гораздо больше. Но в предвыборный год
это слишком. Поэтому я думаю, что власть ограничится несколькими
показательными действиями для острастки остальным, и это главный
мотив.
- В каких ещё регионах ситуация вызывает беспокойство экспертов?
Глазычев В.Л.: Мне легче было бы назвать регионы,
не вызывающие подобного беспокойства. Если говорить о снятии Прусака,
я тут не скажу ничего нового. Давно известно, что руководство
фактически было упущено и регионом управлял полукриминальный бизнес.
Это не значит, что в нем лично был замешан Прусак, иначе не было
бы мягкого нового назначения, но это означает, что он утратил
контроль.
- Но вы считаете, что сейчас пока не будет новых перестановок?
Глазычев В.Л.: Я думаю, что с осени этого не будет
просто по прагматическим соображениям, а вовсе не по какому-то
жёсткому сигналу начать или завершить. Просто жизнь заставляет,
нельзя делать все сразу.
- Насколько остро в последнее время стоит вопрос о взаимоотношениях
между губернаторами и мэрами областных центров? Одно время это
была очень острая проблема.
Глазычев В.Л.: Речь идёт вообще об отношениях губернской
власти и местного самоуправления. Например, Лисицын в Ярославской
губернии ведет себя странно, фактически пытается командовать мэрами
как своими прямыми подчиненными, каковыми они не являются. Но
так же ведут себя главы районов по отношению к поселениям внутри.
К несчастью, это общая тенденция. Признавать закон не хочет никто,
кроме очень сильных губернаторов, которым не нужно реализовывать
свои комплексы таким путем, и они этого не делают. К таким можно
отнести Ишаева из старой гвардии, Толоконского, недавно переутвержденного;
в какой-то степени так можно говорить о мурманском губернаторе.
А там, где есть некоторые комплексы и внутреннее понимание, что
они не справляются, там "гуляют на всю катушку". Как
пример известная история с Волгоградской областью. К сожалению,
сюда примешиваются ещё и межличностные отношения, поэтому каждый
случай надо разбирать в отдельности. Но общее стремление губернаторов
и части людей администрации к тому, чтобы остановить это безобразие
с демократией переназначениями, это чистая иллюзия. Управление
от этого никогда не улучшается, но эту иллюзию люди исповедуют.
И поэтому попытки снова расправиться с этим будут продолжаться.
- С чем связаны претензии прокуратуры к региональной власти?
Глазычев В.Л.: Не к региональной, а в основном
к муниципальной власти. Очень часто это заказные дела.
|