Вячеслав Леонидович Глазычев давно признанный специалист
в области местного самоуправления, а потому вполнезакономерно,
что, став членом Общественной палаты, он возглавил комиссию по
вопросам регионального развития иместного самоуправления. Совсем
недавно он стал кавалером высокой общественной награды
почетного гражданского ордена Серебряная звезда «Общественное
признание». О работе комиссии, о реализации одной из важнейших
реформ российского государства, направленной на развитие региональной
политики, и о роли гражданского общества в регионах он рассказывает
в интервью нашему журналу.
Хотелось бы поздравить Вас с вручением Вам почетного
гражданского ордена Серебряная звезда «Общественное признание».
Как Вы относитесь к подобной награде и как Вы оцениваете в целом
деятельность, направленную на поддержку наших сограждан подвижников
в разных профессиях и сферах деятельности?
Глазычев
В.Л.: Это обоюдоострая штука. С одной стороны, вещь замечательная,
потому что казённые награды обесценились: уж очень привыкли, что
это все делается к юбилеям, положено, если дата какая-то 60-70,
или 80 лет.
Но дело не только в этом, а в том, что общественные награды вручают
совсем за другое. И это другое, как правило, никогда не было ничем
отмечено. И с точки зрения общественной репутации дело достойное
и славное. К примеру, я награжден общественным орденом «За заслуги
в развитии дизайна». Он не имеет казённого значения; но смысл
в этом есть. И, видит Бог, это довольно приятно. С другой стороны,
это совершенно новая система признания, и есть некоторая опасность
так как довольно много наплодилось каких-то сомнительных конструкций,
оперирующих какой-то мистикой, псевдодворянством, зарабатывающие
на этом деньги, что создаёт некоторый хаос.
Потихоньку, есть надежда, это лишнее отпадет и сформируется чёткая
система авторитетных общественных наград. Она уже формируется,
в чём также большая заслуга ваших организаций.
Вячеслав Леонидович, скороисполняется год образования
Общественной палаты, столько жеисполняется и вступлению в силу
131-го федерального закона, заложившего основу местного самоуправления.
Комиссия по вопросам регионального развития и местного самоуправления,
которуюВы возглавляете, а с её подачи и Общественная палата в
целом об ратили пристальное внимание на процесс реформирования
этой системообразующей части управления государством. Есть ли
первые результаты? В чем Вы видите ос новные задачи комиссии в
процессе реформы?
Глазычев
В.Л.: Результаты, наверное, не та вещь, которая мгновенно
сказывается. Это долгая история, потому что убедить власти предержащие,
да и многих обслуживающих их экспертов в том, что у местных сообществ
есть корпоративное «я» и что это «я» есть ценность и ресурс развития,
довольно трудно. Привычка видеть страну как таблицу, в которой
есть только регионы и суммы бюджетных трансфертов, очень сильна.
А то, чем мы занимаемся, этому противостоит, выход один диалог.
Время работает на это, к сожалению, медленно, потому что диалог
всё чаще принимает острые формы. Но не все так плохо. Был успех
в Рыбинске, где люди провели-та ки референдум и отстояли право
на статус городского округа и своего бюджета. Была важная победа
в Самаре, где общественные силы, причём с ассоциацией профессуры
как инициатором, что редчайший случай, сумели возглавить достаточно
мощное движение, если им удалось провести не формальный, но референдум
460 тысяч подписей. Это подвиг в полном смысле слова. Причем
фактически без денег, потому что бизнес играл на другой стороне.
Бизнес был напуган, что прежний мэр сохранится, несмотря на всё,
и победить его якобы нельзя. Ведь под прежнего мэра изменили устав
города, отменили прямые выборы. А люди сумели это перевернуть,
настоять, восстановить свои права. Бывают трагические столкновения,
когда замечательный совершенно человек из деревни в Свердловской
области, Мельниченко, борец с рейдерством на сельском уровне,
издатель независимой газетки с замечательным названием «Территория
народовластия», после того как выступил у нас на пленарном слушании,
после того как я его пригласил в телепередачу, был жесточайшим
образом избит следователем местной прокуратуры. И мне пришлось
заниматься вовсе не высокими идеалами, а добиться, чтобы было
возбуждено уголовное дело. Вот, слава Богу, я получил это подтверждение.
Поэтому, понимаете, Общественная палата вынуждена заниматься
и тем, и другим. А что нам удается отчасти сделать это помочь
консолидироваться. И поэтому то, что Всероссийский совет местного
самоуправления возник с личным членством, то, что он сейчас работает
со школой молодого лидера, давая ей фактически заказ это как
раз результат поддержки со стороны Общественной палаты. Им очень
важна наша поддержка. Статусно важна, политически важна. Ассоциации
городов Урала и Заполярья тоже получили площадку, на которой они
выступают как субъекты не политиканства, а политики. И в этом
я вижу одну из наших главных задач. Понятно, что чудес за два
года сделать нельзя; но немножечко про двинуть, немножко добиться
хотя бы того, чтобы внимательно выслушали наши претензии к закону,
а главное к сопряженному с ним блоку кодексов и законов, это
и налоговый, и бюджетный, и земельный, и градостроительный, и
жилищный всё это в связке. И указать на эту связку, на категорическую
необходимость изменения ситуации это уже кое-что. Пусть я немного
переоцениваю результат, но это уже много больше, чем ничего.
Один из важнейших тезисов рекомендаций Общественной палаты
по совершенствованию реформы, необходимость изменения бюджетных
пропорций, которые сейчас таковы, что местное самоуправление посажено
на голодный паек. Но ведь это пробле маболее общего порядка, о
том же говорят и регионы, у которых федеральный центр забирает
сейчас львиную долю доходов, в ответ, подкармливая их трансфертами...
Глазычев В.Л.: Здесь есть задача-максимум и задачи
практические. Задача-максимум я понимаю, что её быстро не решишь
это перейти от модели делёжки между центром и территориями к
разделению на три адреса: центр, территории и муниципалитеты.
Я понимаю, что это пока даже внедрить как идею достаточно сложно,
даже подвести к её обсуждению. Есть слишком много противников.
Но бил и бью в эту точку. А попутно надо отыграть хотя бы
часть налогов или долей налогов в пользу муниципалитета, дать
им стимул к развитию бизнеса, который у них сейчас отобран,
они ничего с него не имеют, поэтому действуют по принципу «хоть
трава не расти». И место, в котором ничего не делается, выигрывает
по отношению к месту, в котором делается: на бедность ему накидывают
всё равно по тем же душевым нормативам. И самое трудное, самое
важное, но тяжелое пока из-за силы сопротивления это заставить
власти предержащие видеть живую карту страны, а не таблицу: понимать,
что есть места роста и места, где надо дать людям достойно дожить;
а размазывать туда инвестиции это просто потери, и больше ничего.
Увидеть эту неоднородность страны и экономическую, и этническую,
и культурную как её особенность. То есть в этом отношении выйти
на федерализм на другом горизонте не федерализм территорий,
а федерализм человеческих сообществ, разбросанных на гигантском
пространстве. Это просто другое видение. А как вы догадываетесь,
видение в одну минуту не меняется.
С развитием реформирования местного самоуправления количество
муниципалитетов увеличится втрое, вместе с тем есть и обратный
процесс демографический кризис приводит к тому, что уже явно
наметился процесс исчезновения малых поселений. Как быть в этой
ситуации?
Ну, как увеличилось, так и уменьшится. Потому что значительная
часть их обескровлена и уже не восстановится. Есть места выморочные
как это ни огорчительно, но это факт. Есть огромные пространства
даже на территории исторического ядра это и Псковская губерния,
и значительная часть Тверской, и Костромской, и это можно продолжать
и продолжать. Иллюзий здесь не должно быть. В значи тельной степени
это территории, которые надо начать трактовать как ценнейший ресурс
будем оптимистами для следующего шага. Восстановиться, собрать
силы в узлах, тогда есть шанс сжатой пружине начать распрямляться.
Пока их ценнее всего увидеть как заказники, как ценнейшие ресурсы
поколений. И трагедии в этом нет. Драма есть, но трагедии национальной
в реструктурировании нет, потому что нам досталась система расселения
от совсем другой страны, и таков факт. А сохранять её в той же
кондиции никаких ресурсов даже у очень богатых стран бы не хватило.
Мы ещё не так богаты, ко всему прочему.
Поэтому, да, надо понять, что один из трёх малых городов вряд
ли переживет реформу, а две из трёх деревень не переживут точно,
это мы уже знаем. Увидеть, что это неравно мерный процесс. Здесь
же и естественное стекание населения к югу, которое во все времена
продолжалось его власть всё время поворачивала на восток и север,
а народ старался утечь, где теплее. Поэтому у нас в Краснодарском
крае драмы обезлюдевания нет; наоборот, там не хватает рабочих
мест. А там, где народ убывает, убывает тоже по-разному. Есть
зоны, которые фактически стали дачными для жителей крупнейших
городов. Выкупают деревни, и это замечательно: жизнь сохраняется
на месте пусть выморочная, другая, но жизнь. Есть места, где
собирательство оказывается вполне возрожденной системой приличного
выживания: грибы, ягоды и всё прочее, но это должно быть связано
с магистралями. Есть зоны, сопряженные с охотой, экологическим
туризмом, которые тоже имеют шансы сохранять островки сервиса
по отношению к этим новым функционалам. Вот это надо отчуждённо-спокойно
это не значит бесстрастно но спокойно видеть. Сердце, конечно,
болит, но разумом мы должны с этим научиться работать с фактом,
а не с ностальгическими воспоминаниями.
Сейчас есть ряд политиков, которые предлагают эти гнилые
местечки заселить. Там вот у нас есть масса людей с Кавказа, которые
бегут от войны; есть масса эмигрантов из Китая давайте заселим
ими. Как Вы относитесь к таким предложениям?
Глазычев В.Л.: Знаете, здесь самое главное без
торопливости. В какой-то степени, пока и когда проходит ассимиляция
к местным условиям, этот процесс уже 15 лет идёт. И где-нибудь
в Угличском районе можно увидеть беженцев из Самарканда, из Абхазии.
И они ассимилировались, они там работают. К примеру, в одном из
районов между Мордовией и Нижегородской губернией довольно большая
группа армян, бежавших ещё после военных событий, которые принесли
туда новые ремесла, новый сервис. И, в общем, это достаточно мирное,
спокойное существование. Любые же попытки массовых перебросов
всегда чреваты.
Признаемся себе гастарбайтеры в большом количестве уже и так
работают, их нанимают. И когда это гастарбайтеры легальные что
же, нормально. Так же, как оренбургское фермерство не выжило бы
без таджиков и узбеков, которые там пашут вообще-то почти на рабском
положении, если называть вещи своими именами. Но у фермерства
не такое свирепое лицо, здесь дела обстоят всё-таки лучше, чем
на стройках. По этому всё это надо уметь очень аккуратно дозировать.
Сюда должны при влекаться не только финансовые средства, но и
человеческий капитал. Решить это, кстати, без участия НПО невозможно.
Чиновники никогда не умели работать с людьми. Работать с людьми
умеют неправительственные организации не все, разумеется, но
многие. Но увидеть в них ресурс решения проблем, доверить им государственные
финансовые средства на деятельность, а не на обогащение пока
власти это чрезвычайно трудно приходит в голову, хотя при случае
готовы пользоваться их услугами.
Я не могу незадать такой вопрос, в силу предыдущего. На
сколько в процессе миграции, даже медленной, нас ожидают такие
же конфликты, как в Кондопоге, например, которые произошли в этом
году?
Глазычев В.Л.: Обязательно ожидают. Но природа-то
их связана не с миграцией как таковой. Это происходило и в советское
время, просто об этом не го ворилось. И Советский Союз давал немало
проблемных точек. Тот же Сумгаит был тогда местом постоянной резни.
Но сейчас он не на нашей территории. Природа этого не в миграции,
а в чрезвычайной коррумпированности местной власти, и прежде всего
в чудовищной коррумпированности милиции. А при соблюдении грамотных
правил и при мудрости местного начальства, что случается, такого
рода конфликты не возникают.
Здесь справедливо говорил мой коллега Анатолий Кучерена, который
там был на месте, вся проблема в том, что никакого местного самоуправления
там на самом деле не было; это классический городок при комбинате.
Руководство комбината тоже игнорировало сложившуюся ситуацию,
милиция коррумпирована результат не избежен, неотвратим. Но
безумно важно, чтобы это оставалось локаль ным конфликтом, а не
перерастало, а есть желающие, в чудовищную, от вратительную,
совершенно ксенофобскую ситуацию.
Возвращаясь к вопросу мест ного самоуправления. Совсем не давно
ряд депутатов внесли пред ложение ограничить статус мэров столичных
городов, сделать их на значаемыми. Ваше отношение к данной инициативе?
Глазычев В.Л.: Мы сделали всё возможное, что бы
эту милую инициативу засунуть в долгий ящик, по крайней мере.
И, кажется, это получилось. Пришлось использовать, скорее, аргументацию
цинично-политического характера, доказывая, что на этом они потеряют
голоса, а не выиграют. Всё остальное бы не доходило.
И здесь произошло важное: в какой-то степени сама эта веселая
инициатива вызвала консолидацию сил отпора: и мэров многих городов,
и Российского совета, и Общественной палаты, и ассоциаций. Это
важно. Хотя ни одна из политических партий, к сожалению, не оценили
значимости этого дела. Либо уже сочли, что игра сразу проиграна,
то есть сдались до начала сражения; либо просто заигрались только
в пространстве собственно политики и этого не увидели. Но факт
налицо: фактически удалось изменить мнение больших начальников
общественным усилием. Это уже хорошо.
Почему власти на низовом уровне местного самоуправления,
на уровне поселений, отказываются от полномочий?
Глазычев В.Л.: Естественно, отказываются. Потому
что полномочия нарисованные, а возможностей никаких. И люди оказываются
в параноидальном состоянии раздвоенности того и другого: от них
ожидают они не могут. Это вполне нормальная реакция. И приведет
она к тому, что на значительном числе сельских волостей, говоря
по-старому, произойдет просто восстановление старой районной системы.
Это партизанским образом уже происходит.
Вы известны, в том числе и как создатель Академии городской
среды. Расскажите, пожалуйста, что является предметом Вашего изучения,
что Вы вкладывае тесь в понятие «городская среда»?
Глазычев
В.Л.: К сожалению, это уже сентиментальное воспоминание.
Потому что сил на содержание ещё и собственно проектной структуры,
и проектно-консультативной у меня уже нет. Невозможно удержать
то, и другое, и третье. Поэтому это осталась, так сказать, вывеской
на двери. Но это был очень важный опыт была большая серия проектно-развивающих
семинаров в малых городах, в средних го родах, начиная с крошечного
Мышкина,
в средних вроде Дмитрова, в крупных вроде Набережных Челнов, с
которых все началось. Возникло понимание антигуманности среды,
созданной тогда при заводе. Пусть это приобрело несколько смешные
формы такой сплошной фонтанизации; но это всё равно было изменение.
И самое-то здесь главное накапливал ся опыт работы с людьми.
То есть в этом отношении академия какую-то свою функцию выполнила:
книжки
на писаны, кто-то приобрел необходимый опыт. Ну, а я был вынужден
свернуть свою деятельность до персонального консалтинга.
Вас так и хочется назвать «социальным технологом», но по
образованию Вы архитектор. Как произошел момент перехода?
Глазычев В.Л.: Архитектурное образование в силу
своего комплексного характера одно из лучших. В этом отношении
люди, окончившие Архитектурный институт, успешно работают в самых
различных областях человеческой деятельности. Меня достаточно
рано за интересовала сфера дизайна,
она очень плотно завязана на человека: с одной стороны, консьюмера-потребителя,
а с другой того, кто для него придумывает. Так что это произошло
вот таким выходом, если не на социологию, я конкретной социологией
никогда не занимался, а скорее на социальные науки. При этом
любовь и страсть к городу остались навсегда.
|