Создание агломераций на основе договорных отношений
перспективно. Главное, чтобы все участники процесса понимали,
что им это выгодно, считает председатель комиссии по вопросам
регионального развития и местного самоуправления Общественной
палаты РФ Вячеслав Глазычев.
— Вячеслав Леонидович, в чем уникальность челябинской агломерации?
Глазычев В.Л.: Каждая агломерация уникальна. Это
не физическое и не административное, а функциональное объединение
муниципалитетов. Оно может строиться по модели жёсткой или тяготеющей
к консенсусу. Ко второй ведет процесс более длинный и сложный,
но и более продуктивный. Потому что при формальном подходе все
обязательно будет выстраиваться через привычные субсистемы управления
— департаменты и отделы, а это никому не нужно. Доказательством
тому служит мировой опыт агломераций. Самая успешная из них ванкуверская,
а там все базируется исключительно на договорной системе, есть
коллегиальный орган, который планирует стратегию развития территории
в интересах всего образования.
Собственно в Челябинске мы повторяем это. Сначала к пониманию,
что нужно двигаться в этом ключе, пришло руководство областного
центра, а затем началась работа на окружающих территориях: выезды
на место, фокус-группы, опросы, выяснение образа соседа, обсуждение
с главами администраций и депутатами местных советов — они на
небольших территориях всегда знают своё населения. И почти во
всех муниципалитетах понимание достигнуто. Уже сформированы первые
рабочие группы по планам строительства, водоснабжению, рынкам
и транспорту. Например, транспортные проблемы — это зачастую совсем
простые вещи: всего-то и нужно, чтобы органы дорожной полиции
на основании подписанного соглашения перестали задерживать автобусы,
которые не лицензированы в городе. А раньше людей высаживали на
окраине. По рынкам, где сельские жители могут продавать свою продукцию,
ситуация похожа. Её нужно лишь промониторить: есть, конечно, технические
загвоздки, но, оказалось, главное препятствие — психологическая
установка на то, что работать не дают и везти нет смысла. Возникла
система договоренностей по сельским ярмаркам — и, оказалось, все
возможно. Ничего сверхъестественного в этом нет. Но эта очевидность
требует непротивления сторон, а достичь её декретом, указом или
постановлением нельзя.
— С какими затруднениями могут столкнуться агломерации?
Глазычев В.Л.: Риск в том, что главы — это выборные
должности, соответственно смена персоны может вызывать определённые
затруднения. Хотя если программа хороша и её поддерживает население,
то трудно себе представить, что новый мэр
пойдет против. Есть также некоторый риск, связанный с ревностью
региональной администрации. Но не думаю, что она будет принимать
какие-то серьёзные формы. В целом я не вижу чрезвычайных затруднений.
Более того, постараюсь привлечь к этому интерес нового центра
регионального развития при РСПП, потому что без участия и понимания
со стороны бизнеса здесь не обойтись.
|