Управление без воображения возможно,
разве что, по армейскому уставу

Что такое управление — искусство или наука? Как можно ему научить? Почему хороший управленец должен быть гуманитарием? На эти и другие вопросы отвечает заведующий кафедрой территориального развития ФГУ, профессор МАрхИ Вячеслав Глазычев.

— Зачем будущим государственным управленцам гуманитарное образование?

Глазычев В.Л.: Многие трудности, с которыми мы сталкиваемся сегодня, объясняются тем, что управленцы предыдущего поколения в большинстве своем были воспитаны на работе с «железом». Это хорошая, серьёзная работа. Но менеджер имеет дело не с железом, а с живыми людьми, у которых есть свои представления, своё понимание, идеалы и интересы. Не видя, не понимая этого, действовать разумно невозможно.

Недавно мне довелось анализировать ситуацию, сложившуюся в Карачаево-Черкесии. В этой маленькой северокавказской республике спокойно, нет развитой сети экстремистских движений, таких, как в Чечне и Ингушетии. Но ситуация может ухудшиться в самое ближайшее время из-за непродуманного действия. Тамошний настоятель РПЦ недавно презентовал книгу «Православные храмы Карачаево-Черкесии». Вроде бы, в чем проблема? А между тем, храмы эти VIII — X вв. Их строили по византийскому образцу местные жители, аланы, принявшие христианство до того, как христианство раскололось на католицизм и православие. Можно представить, какое возмущение способна вызвать такая книга у их потомков! История оживает в политической действительности, и если федеральные ведомства не увидят опасность вовремя, мы получим то, что уже получали на Северном Кавказе не единожды.

— Студенты бакалавриата ФГУ будут углубленно изучать русский язык, плюс два иностранных. В чем причина такого внимания к языкам?

Глазычев В.Л.: Культура языка чрезвычайно важна. К чему приводит её отсутствие, видно, например, по нашей Конституции. Люди, составлявшие ее, а затем те, кто готовил закон о местном самоуправлении, пользовались в качестве образца конституциями зарубежных стран и, видимо, не очень хорошими их переводами. В результате в Основном законе нашей страны муниципальное управление отделено от государственного — такого нет вообще нигде в мире. Выпутываться из этой ситуации нам предстоит, боюсь, долго и упорно.

Более того, научиться видеть смысл за словом, владея только одним языком, невозможно — без этого отличить означающее от означаемого не получится, следователь не слишком получится понимать текст и строить текст, точно выражающий смысл.

— Какие компетенции, как вы считаете, являются для управленца важнейшими?

Глазычев В.Л.: Управление — как облако: у него границы нет, а дождь из него идёт . Понять, как увидеть, что дождь пойдет завтра или послезавтра, как выстроить заранее контур поведения — вот что чрезвычайно важно для управленца.

Не менее важно умение сменить угол зрения, подняться над стереотипами. Менеджеру нужно развитое воображение. Управление без воображения возможно разве что по армейскому уставу. И то оно приводило к не слишком блестящим последствиям, как мы знаем из истории. Управление в живом пространстве такое, какое оно есть, как его сформировала жизнь, как его сформировали люди и как мы его своим поведением формируем каждый день — всё это требует живого воображения для понимания.

Авторы Земельного или Градостроительного кодекса, например, совершенно этого не понимали. Они не учли, что страна у нас большая и условия везде разные. Одинаково вести себя на равнине и в горах сложновато. 10 км на карте в Среднерусской возвышенности и 10 км в Карачаево-Черкесии — это совсем не одно и то же. В первом случае это 20 минут, а во втором — день пути. Это мало знать, это надо пережить, прочувствовать.

Вот чего постоянно не хватает в конкретной практике: понимания. Обрести его нельзя через сдачу зачетов. Только через деятельность.

— Каковы ваши критерии успешности управленца?

Глазычев В.Л.: Знаете, у меня есть свой критерий, наработанный за много лет. Если человек сумеет провести формирование ТСЖ в доме — пусть даже в самом простом случае, когда все квартиры в доме купленные и нет конфликта имущественных интересов — так вот, если человек справится с этим, значит, он хороший управленец. Справится и с министерским департаментом.

— Вы работаете в сфере государственного управления не первый десяток лет. Наверняка у вас за это время накопилось немало ярких историй. Расскажите хотя бы одну.

Глазычев В.Л.: Очень хорошо запомнилось вот что. 1991-й год. Самый перелом. В магазинах березовый сок и ничего больше. Надо было что-то делать и вот мы, группа специалистов в области городского управления, проводим в Москве семинар и приглашаем на него три группы профессиональных консультантов. Одна группа — британская, вторая — германская и третья — наша русская. В каждой группе по 7 человек.

Наши европейские друзья виды видали. Треснутым асфальтом их не удивишь. И мы отпустили их, так сказать, в поле — собирать материал. Договорившись, чтобы их всюду пускали — в квартиры, в подвалы, на чердаки и так далее. И после первых двух дней эти замечательные по-своему люди высказали нам своё впечатление. Главная фраза была одна: «Такой среды не может быть, а она есть!» И вторая фраза: «В такой среде у людей не может быть чувства собственного достоинства. Но оно тоже есть!» Наши коллеги обнаружили, что далеко не все из их прежнего опыта пригодно в наших условиях.

Мораль этой истории проста: мы с удовольствием приглашаем к нам западных специалистов, ценим их опыт, с интересом его изучаем. Но они выросли в другой среде, в другой истории. А понять можно только изнутри. Понять и разобраться.

— Что бы хотели сказать вашим будущим студентам?

Глазычев В.Л.: Сейчас счастливые несколько лет, которые можно посвятить становлению самого себя в будущей деятельности — это время, когда можно развить воображение. Сегодня мы возлагаем надежды на то, что новое поколение, которое сейчас приходит в высшую школу сможет понять Россию. Что сможем дать — мы дадим. Помочь — поможем. Научить? — не знаю. Но научить учиться попробуем.


Интервью от 29.05.2009

См. также

§ Магистратура «Управление территориальным развитием»



...Функциональная необходимость проводить долгие часы на разного рода "посиделках" облегчается почти автоматическим процессом выкладывания линий на случайных листах, с помощью случайного инструмента... — см. подробнее