Что такое управление искусство или наука? Как
можно ему научить? Почему хороший управленец должен быть гуманитарием?
На эти и другие вопросы отвечает заведующий кафедрой территориального
развития ФГУ, профессор МАрхИ Вячеслав Глазычев.
— Зачем будущим государственным управленцам гуманитарное образование?
Глазычев В.Л.: Многие трудности, с которыми мы
сталкиваемся сегодня, объясняются тем, что управленцы предыдущего
поколения в большинстве своем были воспитаны на работе с «железом».
Это хорошая, серьёзная работа. Но менеджер имеет дело не с железом,
а с живыми людьми, у которых есть свои представления, своё понимание,
идеалы и интересы. Не видя, не понимая этого, действовать разумно
невозможно.
Недавно мне довелось анализировать ситуацию, сложившуюся в Карачаево-Черкесии.
В этой маленькой северокавказской республике спокойно, нет развитой
сети экстремистских движений, таких, как в Чечне и Ингушетии.
Но ситуация может ухудшиться в самое ближайшее время из-за непродуманного
действия. Тамошний настоятель РПЦ недавно презентовал книгу «Православные
храмы Карачаево-Черкесии». Вроде бы, в чем проблема? А между тем,
храмы эти VIII X вв. Их строили по византийскому образцу местные
жители, аланы, принявшие христианство до того, как христианство
раскололось на католицизм и православие. Можно представить, какое
возмущение способна вызвать такая книга у их потомков! История
оживает в политической действительности, и если федеральные ведомства
не увидят опасность вовремя, мы получим то, что уже получали на
Северном Кавказе не единожды.
— Студенты бакалавриата ФГУ будут углубленно изучать русский
язык, плюс два иностранных. В чем причина такого внимания к языкам?
Глазычев В.Л.: Культура языка чрезвычайно важна.
К чему приводит её отсутствие, видно, например, по нашей Конституции.
Люди, составлявшие ее, а затем те, кто готовил закон о местном
самоуправлении, пользовались в качестве образца конституциями
зарубежных стран и, видимо, не очень хорошими их переводами. В
результате в Основном законе нашей страны муниципальное управление
отделено от государственного такого нет вообще нигде в мире.
Выпутываться из этой ситуации нам предстоит, боюсь, долго и упорно.
Более того, научиться видеть смысл за словом, владея только одним
языком, невозможно без этого отличить означающее от означаемого
не получится, следователь не слишком получится понимать текст
и строить текст, точно выражающий смысл.
— Какие компетенции, как вы считаете, являются для управленца
важнейшими?
Глазычев В.Л.: Управление как облако: у него
границы нет, а дождь из него идёт . Понять, как увидеть, что дождь
пойдет завтра или послезавтра, как выстроить заранее контур поведения
вот что чрезвычайно важно для управленца.
Не менее важно умение сменить угол зрения, подняться над стереотипами.
Менеджеру нужно развитое воображение.
Управление без воображения возможно разве что по армейскому уставу.
И то оно приводило к не слишком блестящим последствиям, как мы
знаем из истории. Управление в живом пространстве такое, какое
оно есть, как его сформировала жизнь, как его сформировали люди
и как мы его своим поведением формируем каждый день всё это
требует живого воображения для понимания.
Авторы Земельного или Градостроительного кодекса, например, совершенно
этого не понимали. Они не учли, что страна у нас большая и условия
везде разные. Одинаково вести себя на равнине и в горах сложновато.
10 км на карте в Среднерусской возвышенности и 10 км в Карачаево-Черкесии
это совсем не одно и то же. В первом случае это 20 минут, а
во втором день пути. Это мало знать, это надо пережить, прочувствовать.
Вот чего постоянно не хватает в конкретной практике: понимания.
Обрести его нельзя через сдачу зачетов. Только через деятельность.
— Каковы ваши критерии успешности управленца?
Глазычев В.Л.: Знаете, у меня есть свой критерий,
наработанный за много лет. Если человек сумеет провести формирование
ТСЖ в доме пусть даже в самом простом случае, когда все квартиры
в доме купленные и нет конфликта имущественных интересов так
вот, если человек справится с этим, значит, он хороший управленец.
Справится и с министерским департаментом.
— Вы работаете в сфере государственного управления не первый
десяток лет. Наверняка у вас за это время накопилось немало ярких
историй. Расскажите хотя бы одну.
Глазычев В.Л.: Очень хорошо запомнилось вот что.
1991-й год. Самый перелом. В магазинах березовый сок и ничего
больше. Надо было что-то делать и вот мы, группа специалистов
в области городского управления, проводим в Москве семинар и приглашаем
на него три группы профессиональных консультантов. Одна группа
британская, вторая германская и третья наша русская. В каждой
группе по 7 человек.
Наши европейские друзья виды видали. Треснутым асфальтом их не
удивишь. И мы отпустили их, так сказать, в поле собирать материал.
Договорившись, чтобы их всюду пускали в квартиры, в подвалы,
на чердаки и так далее. И после первых двух дней эти замечательные
по-своему люди высказали нам своё впечатление. Главная фраза была
одна: «Такой среды не может быть, а она есть!» И вторая фраза:
«В такой среде у людей не может быть чувства собственного достоинства.
Но оно тоже есть!» Наши коллеги обнаружили, что далеко не все
из их прежнего опыта пригодно в наших условиях.
Мораль этой истории проста: мы с удовольствием приглашаем к нам
западных специалистов, ценим их опыт, с интересом его изучаем.
Но они выросли в другой среде, в другой истории. А понять можно
только изнутри. Понять и разобраться.
— Что бы хотели сказать вашим будущим студентам?
Глазычев В.Л.: Сейчас счастливые несколько лет,
которые можно посвятить становлению самого себя в будущей деятельности
это время, когда можно развить воображение. Сегодня мы возлагаем
надежды на то, что новое поколение, которое сейчас приходит в
высшую школу сможет понять Россию. Что сможем дать мы дадим.
Помочь поможем. Научить? не знаю. Но научить учиться попробуем.
|