Аннотация
Сюжет в принципе остается тем
же. То есть нашей темой остается проектное
воображение, к чему добавляется второе словосочетание:
проектная готовность. О проектном воображении мы
можем говорить в индивидуальном ключе оно у каждого из нас может
быть развито в той или иной степени. Это вопрос личного овладения
собственными ресурсами, позволяющими не вообще проблематизировать
некую ситуацию так, как это делается, скажем, в естественно-научном
или научно-техническом подходе. Когда мы говорим о проектной проблематизации,
речь идёт о другом. Проектная проблематизация, проектное воображение
начинает работать тогда, когда вы растягиваете «циркуль» вокруг
проблемной точки (но только циркуль, который не плоско захватывает,
а сферическим образом) столько контекстов, сколько ум в состоянии
охватить. Формализовать это теоретически можно, но непродуктивно,
потому что всё равно каждый из нас будет проводить свой тип проблематизации.
Когда я говорю проектная готовность, речь идёт о другом. Проектная готовность относится вовсе не к действующему
персонажу, а к человеческой «машине», или организационной минисистеме,
которая способна превратить проектное воображение в нестандартную
машину, которая способна, взяв на себя импульс проектного воображения,
превратить его в систему шагов и процедур.
А почему собственно здесь нужно проектное воображение, и почему
я говорю о проектной готовности? Потому, что здесь проступает
вторая большая опасность: некто «я» может превосходным образом
проблематизировать проектную ситуацию и найти для неё принципиальное
решение. Я могу выстроить определённую проектную линию. Но цена
ей грош, если не отстроить схему проектной готовности тех, кто
будет подключаться к идее. Будет ли это проектная схема Сергея
Валентиновича Попова или Петра
Георгиевича Щедровицкого, или Вячеслава Леонидовича Глазычева,
или ещё чья-то, это условие остается. В любом таком случае «я»
не отстраивает инструмент под задачу, а пользуется готовым инструментом
и назначает роли, независимо от того, готовы ли элементы человеческой
«машины» к исполнению этих ролей. Если мы говорим о проектной
готовности, это означает, что необходимо таким образом отстроить
человеческую «машину», чтобы она могла самоперенастроится
на этот тип проектной задачи. «Машину» надо обучить, а
для этого в первую очередь убедить её человеческие элементы
не как элементы оргмеханизма, а в полноте их человеческого существа.
|