Аннотация
Разработка и внедрение предпринимательских
схем непременно включает элементы анализа ситуации, прогнозирования, планирования,
организации действий, конструирования, проектирования, программирования и порождения
идеи. Набор этих элементов практически неизменен для любой порождающей деятельности, идёт ли речь о техническом конструировании или, скажем, развертывании PR-компании.
Всегда велик соблазн выстроить эти элементы в линейный порядок, и именно
к внушению так или иначе обустроенного порядка, как правило, сводятся различного
рода обучающие инструменты. Особенность подхода к предмету в рамках курса является
то, что его ведущей методологической установкой является трактовка креативной,
т.е. созидающей задачи как особого смыслового поля, внутри которого рисунок многократных
"челночных" переходов от одой подзадачи к другой не задаётся жёстким
образом. Этот рисунок может выстраиваться сугубо индивидуальным образом, тогда
как правилом является лишь структурированность самого "поля задачи"
наподобие расстановки вешек на трассе слалома: не суть важно, слева или
справа осуществляется подкат к очередной комбинации вешек, важно проскользнуть
между ними по наиболее экономной кривой. Лекционный курс посвящен анализу
новотворчества на материале истории, выяснению того, что из новосозданного порождалось
и порождается проектным мышлением, а что возникает в результате мелких подвижек
культурного контекста, вне проектного мышления и проектных парадигм. Для
этого автор предлагает набор разнообразных исторических "картинок", иллюстрирующих
различные аспекты проектного и непроектного в порождении нового, будь то задача
формирования древнегреческой колонии, эпопея возникновения и эволюции бульвара,
или становление антверпенской биржи. Каждая такая "картинка" обрисовывает контекст,
в котором происходит такое порождение, задает ситуацию, обозначает конкретную
задачу, показывает, как люди её ставили и каким образом решали в самые разные
времена. Новейшие ситуации, сопряженные с выборными кампаниями или определением
"идеального" законотворчества, тем самым вовлекаются в историческую цепочку событий
творящего сознания. Это даёт возможность студентам идентифицироваться с человеком,
ставившим и решавшим творческую задачу, то есть выработать представление о способах
и приемах постановки конкретных задач через расширение их контекста. Целью
курса является тренинг креативного воображения людей, которым предстоит разработка
и осуществление предпринимательских схем осмысленным образом, то есть, овладение
не только и не столько инструментами собственно проектирования, сколько обучение
управлению его контекстуализацией. Соответственно, курс отстраивается как
сочетание лекций, семинаров и учебных задач, материалом для которых является культура
(ценности), цивилизация (стандарты), социальная среда, интеллектуальная и организационная
традиции. Предполагается выдача минизадания на "реконструкцию" состоявшегося
проектного решения под следующий семинар и разбор решений в течение его первой
половины. |