Аннотация
              Разработка и внедрение предпринимательских 
схем непременно включает элементы анализа ситуации, прогнозирования, планирования, 
организации действий, конструирования, проектирования, программирования и порождения 
идеи. Набор этих элементов практически неизменен для любой порождающей деятельности, идёт ли речь о техническом конструировании или, скажем, развертывании PR-компании. 
 Всегда велик соблазн выстроить эти элементы в линейный порядок, и именно 
к внушению так или иначе обустроенного порядка, как правило, сводятся различного 
рода обучающие инструменты. Особенность подхода к предмету в рамках курса является 
то, что его ведущей методологической установкой является трактовка креативной, 
т.е. созидающей задачи как особого смыслового поля, внутри которого рисунок многократных «челночных» переходов от одой подзадачи к другой не задаётся жёстким 
образом. Этот рисунок может выстраиваться сугубо индивидуальным образом, тогда 
как правилом является лишь структурированность самого «поля задачи»  наподобие расстановки вешек на трассе слалома: не суть важно, слева или 
справа осуществляется подкат к очередной комбинации вешек, важно проскользнуть 
между ними по наиболее экономной кривой. Лекционный курс посвящен анализу 
новотворчества на материале истории, выяснению того, что из новосозданного порождалось 
и порождается проектным мышлением, а что возникает в результате мелких подвижек 
культурного контекста, вне проектного мышления и проектных парадигм. Для 
этого автор предлагает набор разнообразных исторических «картинок», иллюстрирующих 
различные аспекты проектного и непроектного в порождении нового, будь то задача 
формирования древнегреческой колонии, эпопея возникновения и эволюции бульвара, 
или становление антверпенской биржи. Каждая такая «картинка» обрисовывает контекст, 
в котором происходит такое порождение, задает ситуацию, обозначает конкретную 
задачу, показывает, как люди её ставили и каким образом решали в самые разные 
времена. Новейшие ситуации, сопряженные с выборными кампаниями или определением «идеального» законотворчества, тем самым вовлекаются в историческую цепочку событий 
творящего сознания. Это даёт возможность студентам идентифицироваться с человеком, 
ставившим и решавшим творческую задачу, то есть выработать представление о способах 
и приемах постановки конкретных задач через расширение их контекста. Целью 
курса является тренинг креативного воображения людей, которым предстоит разработка 
и осуществление предпринимательских схем осмысленным образом, то есть, овладение 
не только и не столько инструментами собственно проектирования, сколько обучение 
управлению его контекстуализацией. Соответственно, курс отстраивается как 
сочетание лекций, семинаров и учебных задач, материалом для которых является культура 
(ценности), цивилизация (стандарты), социальная среда, интеллектуальная и организационная 
традиции. Предполагается выдача минизадания на «реконструкцию» состоявшегося 
проектного решения под следующий семинар и разбор решений в течение его первой 
половины.  |