Лекционный курс
"Проектные формы креативного мышления"

§ Вводный семинар
§ Программа
§ Стенограммы
§ Рекомендуемая литература

Аннотация

Разработка и внедрение предпринимательских схем непременно включает элементы анализа ситуации, прогнозирования, планирования, организации действий, конструирования, проектирования, программирования и порождения идеи. Набор этих элементов практически неизменен для любой порождающей деятельности, идёт ли речь о техническом конструировании или, скажем, развертывании PR-компании.

Всегда велик соблазн выстроить эти элементы в линейный порядок, и именно к внушению так или иначе обустроенного порядка, как правило, сводятся различного рода обучающие инструменты. Особенность подхода к предмету в рамках курса является то, что его ведущей методологической установкой является трактовка креативной, т.е. созидающей задачи как особого смыслового поля, внутри которого рисунок многократных "челночных" переходов от одой подзадачи к другой не задаётся жёстким образом. Этот рисунок может выстраиваться сугубо индивидуальным образом, тогда как правилом является лишь структурированность самого "поля задачи" — наподобие расстановки вешек на трассе слалома: не суть важно, слева или справа осуществляется подкат к очередной комбинации вешек, важно проскользнуть между ними по наиболее экономной кривой.

Лекционный курс посвящен анализу новотворчества на материале истории, выяснению того, что из новосозданного порождалось и порождается проектным мышлением, а что возникает в результате мелких подвижек культурного контекста, вне проектного мышления и проектных парадигм.

Для этого автор предлагает набор разнообразных исторических "картинок", иллюстрирующих различные аспекты проектного и непроектного в порождении нового, будь то задача формирования древнегреческой колонии, эпопея возникновения и эволюции бульвара, или становление антверпенской биржи. Каждая такая "картинка" обрисовывает контекст, в котором происходит такое порождение, задает ситуацию, обозначает конкретную задачу, показывает, как люди её ставили и каким образом решали в самые разные времена. Новейшие ситуации, сопряженные с выборными кампаниями или определением "идеального" законотворчества, тем самым вовлекаются в историческую цепочку событий творящего сознания. Это даёт возможность студентам идентифицироваться с человеком, ставившим и решавшим творческую задачу, то есть выработать представление о способах и приемах постановки конкретных задач через расширение их контекста.

Целью курса является тренинг креативного воображения людей, которым предстоит разработка и осуществление предпринимательских схем осмысленным образом, то есть, овладение не только и не столько инструментами собственно проектирования, сколько обучение управлению его контекстуализацией.

Соответственно, курс отстраивается как сочетание лекций, семинаров и учебных задач, материалом для которых является культура (ценности), цивилизация (стандарты), социальная среда, интеллектуальная и организационная традиции. Предполагается выдача минизадания на "реконструкцию" состоявшегося проектного решения под следующий семинар и разбор решений в течение его первой половины.


§ Вводный семинар

§ Программа

§ Стенограммы

§ Рекомендуемая литература



...Функциональная необходимость проводить долгие часы на разного рода "посиделках" облегчается почти автоматическим процессом выкладывания линий на случайных листах, с помощью случайного инструмента... — см. подробнее