Программа курса
1. Вводная лекция. Проектная
установка сознания: вынужденность (новотворчество поневоле), псевдовторичность
(новотворчество по образцу), самопорождающая настройка в проектировании.
1.1. Вводный семинар. Задача
Евпалина (туннель на острове Самос VI в. до н. э.) и задача
“Московской альтернативы”. 2. Лекция. Проектирование
в ряду сопряженных видов деятельности: программирование, планирование, прогнозирование.
2.2. Семинар:
античная колония как системное предприятие. 3. Лекция.
Дизайн как проектная установка в контексте массового, стандартизованного производства.
3.2. Семинар: милитаризация XVII в. и задачи материального
обеспечения. 4. Лекция. Дизайн как проектная установка
в контексте массового спроса: структурирование потребителя. 4.2. Семинар:
эпопея создания стульев XX в.
5. Лекция. Цель и образ в создании образца. Аббат
Сюжер и сочинение готики.
5.2. Семинар: образец и вариации
в рамках стиля на материале 300 лет готики. 6. Лекция.
Проектирование в рамке слома идеологических парадигм. Феномен активного меньшинства
(кружок Перикла и Пропилеи). 6.2. Семинар: тюрьма как
проектная тема. 7. Лекция. Проектирование в рамке слома
идеологических парадигм 2. Феномен активного меньшинства (авангард начала XX
в.). 7.2. Семинар: собственный дом как идеологема и её
следствия. 8. Лекция. Внепроектная установка сознания:
Дао и “ретропроектирование”.
8.2. Семинар: революция Мэйдзи и японское
“чудо”.
9. Лекция. Внепроектная установка сознания
- 2: отстройка по идеалу. 9.2. Семинар: феномен Венеции
как многофакторной равновесной системы. 10. Лекция. Тотальное
проектирование как идеологема. 10.2. Семинар: Филарете
и тематизм идеального на материале города. 11. Лекция.
Проект управления как средоформирующий фактор. 11.2. Семинар:
административно-бюджетные реформы Петра I и Екатерины II. 12. Лекция.
Проект управления как социоформирующий фактор. 12.2. Семинар:
обмен социотехнологиями между Советским Союзом и Германией. 13. Лекция.
Проект ситуации общения как средоформирование. 13.2. Семинар:
блуждающий образец бульвар и его метаморфозы. 14. Лекция.
Проект среды социальной коммуникации. 14.2. Семинар:
блуждающий образец театр и его изменения. 15. Лекция.
Проект технологии финансовой коммуникации. 15.2. Семинар:
Антверпенская биржа и её наследники. 16. Лекция. Проект
технологии хранения и его последствия. 16.2. Семинар:
от складов Антверпена к складам Чикаго. 17. Лекция.
Проекты технологий распределения и их реализации. 17.2. Семинар:
от рынка до торгового “молла”. 18. Лекция. Проекты технологий
временного пребывания и их эффекты. 18.2. Семинар: от
караван-сарая к шеротелю. 19. Лекция. Проекты инфраструктур
сообщения и шлейф их воздействия. 19.2. Семинар: от канала
к фривею. 20. Лекция. Проекты инфраструктур досуга и их
значение. 20.2. Семинар: от карнавала к Лас-Вегасу и
Диснейленду. 21. Вводная лекция: концепция
средового подхода и природа социального действия. 21.2. Семинар:
игра с городскими системами управления. 22. Лекция. Проект
средовой реконструкции как инструмент преобразований. 22.2. Семинар:
от римского трёхлучия к Оссмановскому Парижу. 23. Лекция.
Проект средовой реконструкции 2. 23.2. Семинар: Джон
Нэш и карьера девелопинга. 24. Лекция. Программа развития
в постсоветской городской действительности. 24.2. Семинар:
игра с малым городом. 25. Лекция. Проекты программ развития
в постсоветском городе. 25.2. Семинар: игра с крупным
городом. 26. Лекция. Проект цепочки действий в программном
контексте. 26.2. Семинар:
игра с Москвой. 27. Лекция. Проект нормоустановления
как инструмент регулирования. 19.2. Семинар: драматургия
доходного дома. 28. Лекция. Нормоустановление как среда
проектирования. 28.2. Семинар: от Закона
Нью-Йорка 1916 г. до закона
Торонто 1976 г. 29. Лекция. Идеология развития как
среда проектирования. 29.2. Семинар: конкуренция мегаполисов
и памятник программе в Питсбурге. 30. Лекция. Конфликтное
поле как среда проектирования. 30.2. Семинар: Лос-Анджелес
как торжество антиурбанности. 31. Лекция. Феномен “включённого”
проектирования. 31.2. Семинар: Келли-стрит и рынок нового
консалтинга. 32. Лекция. Феномен “включённого” проектирования
2. 32.2. Семинар: технологии включения в постсоветском
городе. 33. Лекция. Жилая среда как структурообразующий
феномен. 33.2. Коммунальное хозяйство в пространстве экономики
Москва и вне ее. 34. Лекция. Жилая среда как социобразующий
контекст проектирования. 34.2. Семинар: комунальное хозяйство
в поле конфликта интересов. 35. Лекция. Феномен социальной
самоорганизации как контекст проекта. 35.2. Семинар:
амстердамский банк IMB в совместном проектировании. 36. Лекция.
Феномен социальной самоорганизации 2 . 36.2. Семинар:
товарищество собственников жилья в московском контексте. 37. Лекция.
Проекты регулирования в условиях субъектности обывателей. 37.2. Семинар:
эпопея московской жилищной ипотеки. 38. Лекция. Программно-проектная
игра с монстром. 38.2. Семинар: московский строительный
комплекс и его влияние. 39. Лекция. Программно-проектная
игра с монстром 2. Утопия и идеал. 39.2. Семинар: проектное
действие в информационном поле. 40. Заключительная
лекция. Профессионализация проектного сознания. 40.2. Заключительный
семинар: чем мы, собственно, занимались. |