Лекционный курс
"Проектные формы креативного мышления"

Программа курса

1. Вводная лекция. Проектная установка сознания: вынужденность (новотворчество поневоле), псевдовторичность (новотворчество по образцу), самопорождающая настройка в проектировании.

1.1. Вводный семинар. Задача Евпалина (туннель на острове Самос — VI в. до н. э.) и задача “Московской альтернативы”.

2. Лекция. Проектирование в ряду сопряженных видов деятельности: программирование, планирование, прогнозирование.

2.2. Семинар: античная колония как системное предприятие.

3. Лекция. Дизайн как проектная установка в контексте массового, стандартизованного производства.

3.2. Семинар: милитаризация XVII в. и задачи материального обеспечения.

4. Лекция. Дизайн как проектная установка в контексте массового спроса: структурирование потребителя.

4.2. Семинар: эпопея создания стульев XX в.

5. Лекция. Цель и образ в создании образца. Аббат Сюжер и сочинение готики.

5.2. Семинар: образец и вариации в рамках стиля — на материале 300 лет готики.

6. Лекция. Проектирование в рамке слома идеологических парадигм. Феномен активного меньшинства (кружок Перикла и Пропилеи).

6.2. Семинар: тюрьма как проектная тема.

7. Лекция. Проектирование в рамке слома идеологических парадигм — 2. Феномен активного меньшинства (авангард начала XX в.).

7.2. Семинар: собственный дом как идеологема и её следствия.

8. Лекция. Внепроектная установка сознания: Дао и “ретропроектирование”.

8.2. Семинар: революция Мэйдзи и японское “чудо”.

9. Лекция. Внепроектная установка сознания - 2: отстройка по идеалу.

9.2. Семинар: феномен Венеции как многофакторной равновесной системы.

10. Лекция. Тотальное проектирование как идеологема.

10.2. Семинар: Филарете и тематизм идеального на материале города.

11. Лекция. Проект управления как средоформирующий фактор.

11.2. Семинар: административно-бюджетные реформы Петра I и Екатерины II.

12. Лекция. Проект управления как социоформирующий фактор.

12.2. Семинар: обмен социотехнологиями между Советским Союзом и Германией.

13. Лекция. Проект ситуации общения как средоформирование.

13.2. Семинар: блуждающий образец — бульвар и его метаморфозы.

14. Лекция. Проект среды социальной коммуникации.

14.2. Семинар: блуждающий образец — театр и его изменения.

15. Лекция. Проект технологии финансовой коммуникации.

15.2. Семинар: Антверпенская биржа и её наследники.

16. Лекция. Проект технологии хранения и его последствия.

16.2. Семинар: от складов Антверпена к складам Чикаго.

17. Лекция. Проекты технологий распределения и их реализации.

17.2. Семинар: от рынка до торгового “молла”.

18. Лекция. Проекты технологий временного пребывания и их эффекты.

18.2. Семинар: от караван-сарая к шеротелю.

19. Лекция. Проекты инфраструктур сообщения и шлейф их воздействия.

19.2. Семинар: от канала к фривею.

20. Лекция. Проекты инфраструктур досуга и их значение.

20.2. Семинар: от карнавала к Лас-Вегасу и Диснейленду.

21.    Вводная лекция: концепция средового подхода и природа социального действия.

21.2. Семинар: игра с городскими системами управления.

22. Лекция. Проект средовой реконструкции как инструмент преобразований.

22.2. Семинар: от римского трёхлучия к Оссмановскому Парижу.

23. Лекция. Проект средовой реконструкции — 2.

23.2. Семинар: Джон Нэш и карьера девелопинга.

24. Лекция. Программа развития в постсоветской городской действительности.

24.2. Семинар: игра с малым городом.

25. Лекция. Проекты программ развития в постсоветском городе.

25.2. Семинар: игра с крупным городом.

26. Лекция. Проект цепочки действий в программном контексте.

26.2. Семинар: игра с Москвой.

27. Лекция. Проект нормоустановления как инструмент регулирования.

19.2. Семинар: драматургия доходного дома.

28. Лекция. Нормоустановление как среда проектирования.

28.2. Семинар: от Закона Нью-Йорка 1916 г. до закона Торонто 1976 г.

29. Лекция. Идеология развития как среда проектирования.

29.2. Семинар: конкуренция мегаполисов и памятник программе в Питсбурге.

30. Лекция. Конфликтное поле как среда проектирования.

30.2. Семинар: Лос-Анджелес как торжество антиурбанности.

31. Лекция. Феномен “включённого” проектирования.

31.2. Семинар: Келли-стрит и рынок нового консалтинга.

32. Лекция. Феномен “включённого” проектирования — 2.

32.2. Семинар: технологии включения в постсоветском городе.

33. Лекция. Жилая среда как структурообразующий феномен.

33.2. Коммунальное хозяйство в пространстве экономики — Москва и вне ее.

34. Лекция. Жилая среда как социобразующий контекст проектирования.

34.2. Семинар: комунальное хозяйство в поле конфликта интересов.

35. Лекция. Феномен социальной самоорганизации как контекст проекта.

35.2. Семинар: амстердамский банк IMB в совместном проектировании.

36. Лекция. Феномен социальной самоорганизации —2 .

36.2. Семинар: товарищество собственников жилья в московском контексте.

37. Лекция. Проекты регулирования в условиях субъектности обывателей.

37.2. Семинар: эпопея московской жилищной ипотеки.

38. Лекция. Программно-проектная игра с монстром.

38.2. Семинар: московский строительный комплекс и его влияние.

39. Лекция. Программно-проектная игра с монстром —2. Утопия и идеал.

39.2. Семинар: проектное действие в информационном поле.

40.    Заключительная лекция. Профессионализация проектного сознания.

40.2. Заключительный семинар: чем мы, собственно, занимались.


§ Аннотация

§ Вводный семинар

§ Стенограммы

§ Рекомендуемая литература