Ленобласть '06

Хотя Ленинградская область в статистических отчётах занимает третье место в стране, сразу после Москвы и Тюмени, о ней как-то мало говорят. Область явно оказалась в информационной тени, отбрасываемой Санкт-Петербургом на весь Северо-Запад страны.

Вышло так, что большинство даже не представляет себе, что Ленинградская область сегодня — это то самое будущее, о котором только ещё мечтают в других регионах страны.

В самом деле, если в рамках национального проекта за счёт средств федерального бюджета новое социальное жильё получат жильё 466 семей, а за счёт средств области — в четыре раза больше, мы имеем дело с явлением нетипичным.

Кольцевая автодорога вокруг Петербурга только строится, а область уже готовит за свой счёт инфраструктуру для инвесторов, которые за пару лет вложат туда около 3 миллиардов долларов. Корпорация Крафт Фудс с апреля начнет строить в области новый завод по производству растворимого кофе, и не просто вложит в это дело 100 миллионов долларов, но ещё и половина этой суммы пойдет местным подрядчикам. Всего с 97-го года область предоставила режим наибольшего благоприятствования 125 компаниям, из которых один "Филипп Моррис Ижора" вложил 600 миллионов долларов, и в одном прошлом году заплатил в бюджеты всех уровней 14 миллиардов рублей налогов. Лесопромышленный комплекс, с которым почти везде беда, здесь развивается очень интенсивно. На "форды", собираемые во Всеволожске, очередь на год вперед. Теперь ещё  и "Тойота"…Объем переработки грузов в портах области вырос за год на треть… За год сельскохозяйственное производство выросло почти на 10 процентов — правда, только за счёт фермерских и приусадебных хозяйств.

Конечно, выгодное расположение на берегу Финского залива, спокойная граница с Финляндией, но эти преимущества надо ещё уметь использовать с умом. В Леонобласти умеют, и с Петербургом договариваться о взаимной выгоде умеют, и с соседней Новгородской областью — редчайший случай: совместно представили в правительство проект строительства трассы, которая должна по прямой связать стремительно растущий порт в Усть-Луге с автострадой "Россия", соединяющей Петербург и Москву…

Программа социально-экономического развития области до 2015 года включает расчёт нагрузок электрических сетей с учетом строительства крупных промышленных и транспортных объектов — иными словами, областные власти уже знают, в каких районах появятся новые крупные предприятия. Разрабатываются оптимальные модели управления отходами, соответствующие международным экологическим нормам…

И так далее. Информационный поток по области столь плотен, что, проглядывая материалы только за 4 месяца, я заполнил десяток страниц и бросил это дело. По другим регионам столько и за пять лет не наберешь.

При всем том губернатор Валерий Сердюков на российской сцене прожекторами отнюдь не высвечен, и даже сколько-нибудь яркого компромата на него нет. И команда у него, похоже, вполне сложилась — во всяком случае, вице-губернаторы, будь то Григорий Двас по экономике, Александр Яковлев — по финансам, Николай Пасяда — по строительству, ЖКХ и энергетике, Андрей Бурлаков, не стесняющийся назвать положение с безопасностью личности и имущества системным кризисом, да и другие — это отнюдь не просто исполнители губернаторской воли, а явные личности.

Губернская власть повела наступление на серые зарплаты, всерьёз пригрозив закрытием всем предприятиям, где объявленная заработная плата ниже прожиточного минимума.

Идеал что ли? Сплошная гармония?

Нет, конечно. Стремясь управлять областным хозяйством как единой системой, губернские власти дотянули управленческую вертикаль до последнего села. Все очень рационально. Полномочия по исполнению собственных бюджетов предоставлены тем поселениям и районам Ленинградской области, в которых финансовые комитеты уже функционируют. В отношении остальных поселений будет применен механизм заключения договоров с властями районов, которые возьмут полномочия по исполнению бюджета поселений на свой баланс.

Города явно проигрывают. Если ранее на одного городского жителя планировалось выделять в два с половиной раза больше средств, чем на сельского, то с этого года — больше только на четверть.

Дело рискованное — трактовать 80-тысячную Гатчину или 50-тысячный Волхов, или Тихвин, или Выборг точно так же, как маленькие посёлки с их волостями. Управлять регионом с всего 17-ю укрупнёнными Муниципальными образованиями, конечно, удобно, но это чревато серьёзными потерями человеческого капитала городов, утратой шанса на серьёзный диалог губернии и мест. Рабочих вакансий и так слишком много. Как при этом удержать молодёжь?

Законодательное собрание против наступления на города не возражало, зато взбунтовалось против стремления Сердюкова сократить число депутатов с 50 до 36 и перевести всех на профессиональную основу. То есть исключить возможность депутатства для директорского корпуса. Тут нашла коса на камень, и рационализм аргументации губернатора натолкнулся на интересы и отдельных депутатов, и партии большинства.

Так или иначе, но валовой региональный продукт с 2000 года Ленинградская область уже удвоила, и не считаться с этим невозможно. Режим — компетентный.

Может, даже слишком.


Из программы "Реальная политика"

8 марта 2006 г.

См. также

§ Глубинная Россия: 2000 — 2002

§ Ленобласть '07



...Функциональная необходимость проводить долгие часы на разного рода "посиделках" облегчается почти автоматическим процессом выкладывания линий на случайных листах, с помощью случайного инструмента... — см. подробнее