Регионы '07

Анализируя российские регионы, не упуская из вида особенности каждого, мы стараемся вылавливать общее. Что уж точно одинаково для всех, так это обвал системы ЖКХ. Напряженность повседневного бытия в городах и весях нарастает, следуя за изношенностью всех и всяческих инфраструктур, начиная с улиц, которые все труднее назвать проезжими. Нельзя сказать, чтобы ничего по этому поводу не делалось. Делается, но скорость убытия не компенсируется темпом прибытия нового.

Ровно 90 лет назад, в сентябре 1917 года, за пару месяцев до известных событий, газета "Русская воля" опубликовала текст, в финале которого были такие слова: "Демократизация города должна лечь в основу всех технических и экономических расчетов… Иначе город, настроив монументальных зданий, банков, храмов, рынков и тому подобного, так стеснит жизнь, что все процессы общежития широких слоев городского населения будут подавлены и принижены этой архитектурою плутократической олигархии, вызывая тем общество к естественному протесту".

Риторика старомодная, зато актуальность несомненна. В новом сезоне мы продолжим вытягивать на поверхность особенности взаимодействия федерального, регионального и местного горизонтов обустройства жизни. Эти особенности не так уж и хитроумно устроены, но выяснению их природы по-прежнему уделяется мало внимания, недопустимо мало. Стоит присмотреться к тому, какое место эти взаимоотношения найдут в начинающейся предвыборной кампании. И найдут ли вообще. Выборы выборами, но вот скоро выяснится, что Фонд поддержки реформы ЖКХ с нового года заработает, но воспользоваться им сумеет лишь один регион из десяти. Доступ к средствам Фонда обложен таким количеством условий, что выполнить их все не сумеют почти нигде. Опять что ли закон придётся править на ходу?

Довелось мне тут, вместе с господином Тыртышовым, заместителем министра регионального развития, проводить телемост со всеми федеральными округами. Из зала Контрольного управления президентской администрации, кстати, поскольку снабдить Минрегион оборудованием для диалога с регионами правительство не торопится, очевидно не видя в том нужды. Картинка была невесёлая.

До конца лета в Министерстве регионального развития было рассмотрено всего 11 схем территориального развития субъектов Федерации. Этого рода документы важны принципиально — без них неизбежен хаос: без них планируют заводы, на которых некому работать, для которых нет электроэнергии, и не хватит газа. Вкладывают деньги в дороги, которые идут к местам, где завтра не останется никого. Для распиловки бюджетных денег без территориальных схем удобнее, но развитие без них не получается. Рассмотрены одиннадцать — одобрены только 4 схемы: для Карелии, Смоленской, Самарской и Ростовской областей. 7 вернули на переработку. Из них в Тверской, Липецкой, Московской областях с задачей, скорее всего, справятся. Астраханская, наверное, успеет. Относительно Марий-Эл или Рязанской области есть сомнения. На Урале успеют с половиной, в Приволжском округе — почти все, в Сибири — половина субъектов. Качество работы в Южном округе вызывает сомнения, а на Дальнем Востоке, кроме Хабаровского края, Якутии и Чукотки, к делу вообще не приступали. Среди отстающих все более знакомые лица: Костромская, Псковская, Белгородская, Ингушетия, но есть и неожиданности: Свердловская, Тюменская, Иркутская области — то ли не работают над картой пространственного развития, то ли держат эту работу в глубокой тайне.

О том чтобы выполнить весь объем работ вовремя не может быть и речи. Осень пройдет быстро, да ещё и выборы на носу. А между прочим, с 1 января будущего года в регионах, для которых схемы территориального планирования не будут утверждены должна замереть всякая серьёзная инвестиционная работа. Нельзя будет принять решение о резервировании земель, переводить землю из категории сельскохозяйственных под застройку. Нельзя будет ни выкупить, ни изъять земельные участки для государственных или муниципальных нужд. Таково требование закона о введении в действие Градостроительного кодекса. К тому же, опыт показывает, что уже со второго января прокуратуры рьяно примутся за дело, ведь они, как правило, начинают карать за несоблюдение закона ещё до того, как применение его будет обеспечено подзаконными актами, без которых у нас ни шагу.

Как обычно, дружно проштамповав Градостроительный кодекс, Госдума не слишком озаботилась вопросом, насколько в регионах готовы к тому, чтобы разработать реалистические схемы территориального планирования. Насколько эта работа обеспечена специалистами, информацией, деньгами, наконец. Насколько серьёзны стратегии регионального развития, без которых все сводется к набору пустых картинок.

Что делать будем? Придется отодвигать срок отдельным законом, если нынешний состав Госдумы поторопится. А если не поторопится? Три десятка регионов, где к работе над схемами территориального планирования всерьёз не приступали — такое положение иначе, чем провалом управления не назовёшь. Премьеру Зубкову есть чем заняться.


Из программы "Реальная политика",
13 сентября 2007 г.

См. также

§ Регионы '06



...Функциональная необходимость проводить долгие часы на разного рода "посиделках" облегчается почти автоматическим процессом выкладывания линий на случайных листах, с помощью случайного инструмента... — см. подробнее