Океанские пульсы

Выставка Александра Пономарева
в ЦСИ Сороса, 8 — 15 декабря

Это уже вторая экспозиция в рамках проекта "15 кв.м", не без некоторого, однако, лукавства. Действительно, несколько цветных фотографий вывешены на антресольке названной площади, однако основная часть выставки — на мониторах, демонстрирующих первоклассные слайд-фильмы, сделанные самим автором, и большом экране, на котором "дыхание океана" представлено уже в движении.

Как всякое родовое псевдопонятие, концептуализм не означает в действительности вовсе ничего. Ничто не роднит излишне многозначительные инсталляции Ильи Кабакова с ещё более многозначительной дурью Кулика. Не установить родства между декадентским необольшевизмом Эдуарда Лимонова и классицистским эстетством, скажем, Александра Бродского и Ильи Уткина. Александр Пономарев и вовсе по другому ведомству. Это тот самый Пономарев, что ухитрился не только расписать боевую субмарину Северного флота, но и убедить морское начальство дать разрешение на это безобразие — даже учитывая инженерно-моряцкое прошлое художника, это следует признать шедевром концептуального менеджеризма. Тот, что развешивал тонны канатов в Третьяковке. Наконец, в ЦСИ мы получили возможность увидеть, так сказать, в консервах то выдающееся зрелище, которое Пономареву удалось соорудить в Лиссабоне на ЭКСПО-98, посвященном Океану.

Изящно придуманные и прецизионно выполненные вдохновенными инженерами Института океанологии металлические зверушки-нырялки скользят вверх-вниз в пяти восьмиметровых столпах из акрила. Ритм их неспешного движения столь же трудно уловить, как дыхание самого океана, а сильнейший свет снизу, отраженный в зеркале сверху, создаёт эффект бесконечности. Тонкие столбы изо льда, также установленные в лиссабонском павильоне, можно было бы счесть даже излишеством, однако это не так: в них можно было заталкивать монетки, их можно было построгать рукой, даже лизнуть, что даже сильнее оттеняло магию собственной жизни "бесполезных" машин, склонявшую единственно к бездумной и приятной медитации и взрослых и детей.

Вот и опять эти сумасшедшие русские в кратчайший срок учудили такое, чему явно завидовали дизайнеры соседних богатеньких экспозиций, вроде SWATCH! Бедные европейцы с XVIII в. вздыхали — "Ах, сказать бы нечто оригинальное по поводу того, что ещё никому и в голову не приходило!". Для российского же арт-сочинителя это ведь хлеб насущный. Недаром Пономарев называет себя вовсе и не концептуалистом, а "предметником". Предметник и есть.


Опубликовано в "Русском журнале", 09.12.1998

См.также

§ Декаданс-2 



...Функциональная необходимость проводить долгие часы на разного рода "посиделках" облегчается почти автоматическим процессом выкладывания линий на случайных листах, с помощью случайного инструмента... — см. подробнее