Выставка Александра Пономарева
в ЦСИ Сороса, 8 15 декабря
Это уже вторая экспозиция в рамках проекта "15 кв.м", не без
некоторого, однако, лукавства. Действительно, несколько цветных
фотографий вывешены на антресольке названной площади, однако
основная часть выставки на мониторах, демонстрирующих
первоклассные слайд-фильмы, сделанные самим автором, и большом
экране, на котором "дыхание океана" представлено уже в движении.
Как всякое родовое псевдопонятие, концептуализм не означает в действительности
вовсе ничего. Ничто не роднит излишне многозначительные инсталляции
Ильи Кабакова с ещё более многозначительной дурью Кулика. Не установить
родства между декадентским необольшевизмом Эдуарда Лимонова и
классицистским эстетством, скажем, Александра Бродского и Ильи
Уткина. Александр Пономарев и вовсе по другому ведомству. Это
тот самый Пономарев, что ухитрился не только расписать боевую
субмарину Северного флота, но и убедить морское начальство
дать разрешение на это безобразие даже учитывая инженерно-моряцкое
прошлое художника, это следует признать шедевром концептуального
менеджеризма. Тот, что развешивал тонны канатов в Третьяковке.
Наконец, в ЦСИ мы получили возможность увидеть, так сказать, в
консервах то выдающееся зрелище, которое Пономареву удалось соорудить
в Лиссабоне на ЭКСПО-98, посвященном Океану.
Изящно придуманные и прецизионно выполненные вдохновенными инженерами
Института океанологии металлические зверушки-нырялки скользят
вверх-вниз в пяти восьмиметровых столпах из акрила. Ритм их неспешного
движения столь же трудно уловить, как дыхание самого океана, а
сильнейший свет снизу, отраженный в зеркале сверху, создаёт эффект
бесконечности. Тонкие столбы изо льда, также установленные в лиссабонском
павильоне, можно было бы счесть даже излишеством, однако это не
так: в них можно было заталкивать монетки, их можно было построгать
рукой, даже лизнуть, что даже сильнее оттеняло магию собственной
жизни "бесполезных" машин, склонявшую единственно к бездумной
и приятной медитации и взрослых и детей.
Вот и опять эти сумасшедшие русские в кратчайший срок учудили
такое, чему явно завидовали дизайнеры соседних богатеньких экспозиций,
вроде SWATCH! Бедные европейцы с XVIII в. вздыхали "Ах,
сказать бы нечто оригинальное по поводу того, что ещё никому и
в голову не приходило!". Для российского же арт-сочинителя
это ведь хлеб насущный. Недаром Пономарев называет себя вовсе
и не концептуалистом, а "предметником". Предметник и есть.
|