Карта России расцвечена многообразием режимов власти, как шкура
зебры. Так много говорится о властной вертикали, что в её всепроникающее
существо многие уверовали. В действительности пучок сигналов,
исходящих от властного центра порознь, по министерским каналам,
проходит очень короткий путь: от Москвы до региональных столиц.
Дальше идут свои веера, достигающие до каждого района, ныне именуемого
муниципальным, и до каждого мало-мальски значимого города в отдельности.
Никакого влияния на этот вторичный информационный процесс федеральный
центр не оказывает за исключением из ряда вон выходящих эксцессов
вроде памятной всем Кондопоги.
До сих пор муниципальной статистики в стране нет, а центр чувствует
себя вполне комфортно, получая от регионов усредненные данные,
то есть данные ни о чём, пригодные единственно для того, чтобы
сравнивать новую среднюю величину с прежней. При всем том регионы
напичканы знаменитыми ТОФОИВами, что расшифровывается как территориальные
органы федеральных органов исполнительной власти, и, казалось
бы, те неустанно должны следить за всем, что в секторе их ответственности
происходит на территории. Наверное, так и есть, однако же с царствием
закона дело обстоит столь неважно, что об этом даже и упоминать
неприлично.
Сравнительная режимология по регионам могла бы стать редкостно
увлекательной научной дисциплиной. Но не становится. Да и как
ей сформироваться, если обитателям региона в нём надо жить и кормить
семью. Они склонны обсуждать начальство и порядки, но дома, на
кухне. Наиболее отважные пишут «наверх», после чего в абсолютном
большинстве случаев их жалобы возвращаются к региональному начальству,
что не слишком хорошо для здоровья. Что уж говорить о «туземцах»,
когда московскому наблюдателю, всего лишь написавшему, что в неком
субъекте Федерации опять фиксируется спад, незамедлительно вчинили
судебный иск о защите чести и достоинства губернатора, которому
эта констатация причинила моральные страдания! Именно так было
сформулировано в исковом заявлении.
Режимы в субъектах Федерации различаются настолько, что иной
раз кажется, что речь идёт о разных странах, да ещё и расположенных
на разных континентах, что, впрочем, так и есть. С тем, правда,
отличием, что страны азиатские можно обнаружить и в Европейской
части России, а Азиатская её часть вобрала в себя страны вполне
европейские, или, по меньшей мере, почти совсем европейские.
Есть в стране территории, где губернаторы или президенты «были
всегда». Иной раз вполне удачно. Чаще с заметным спадом энергетики
с года на год, при нарастании страсти к своим портретам на каждой
полосе губернской газеты.
Так уж получается пока, что судить сколько-нибудь внятным образом
о том или ином региональном режиме можно только после смены декораций
в губернаторском кабинете. Иногда замены удачны, как уже в 2001
году, когда, к примеру, губернатором Калужской
области стал Артамонов рывок губернской экономики говорит
сам за себя. Иногда, как, скажем, в Карачаево-Черкесии, ожидание
существенных перемен не оправдывается. Среди удачных замен появление
в Архангельске
Михальчука, в прошлом мэра Якутска, из породы тех мэров, кто сам
прошлепал по грязи весь главный коллектор города, чтобы разобраться,
что там и почём.
Оформленный как добровольная отставка, уход с должности новгородского
губернатора Михаила Прусака исключителен по двум основаниям. Во-первых,
это всё же единственный регион, делами в котором фактически не
один год управляла пара вполне ординарных бандитов, ныне находящихся
в розыске. Во-вторых и это самое интересное это единственный
пока случай, когда по горячим следам «смены караула» было осуществлено
масштабное социологическое исследование. Языки развязались. Прочтите,
что из этого получилось. Не пожалеете.
|