Трехдневная машина Социального
форума в Перми оказалась более тяжким испытанием, чем я ожидал.
Когда ежедневно проходит более двух десятков предметных встреч,
а ты должен вести одну-две из них и принять посильное участие ещё в двух, мера твоего понимания происходящего в целом резко
уменьшается. При переходе из одного бокса в другой ещё успеваешь
краем глаза и вполуха зафиксировать: вот господин Зурабов отбивается
от множества вопрошающих, а вот господин Шувалов что-то пытается
растолковать тем, кто собрался не столько слышать, сколько убеждать.
При всем желании не смог попасть на весьма любопытные встречи,
которые проводили не столь известные, но не менее дельные люди.
Это утомляет и отчасти раздражает, потому что не попадаешь, куда
хочешь, но, во всяком случае у меня, принимавшего деятельное участие
уже в третьей редакции форума, есть материал для сравнения.
До начала форума я возглавлял группу экспертов, давших заключения
по всем проектам, представленным по сюжетике местного самоуправления.
На самом же форуме не успел к раздаче грантов победителям, так
что только через день, "у себя" в боксе, столкнулся с автором
одного из выигравших проектов. Новый тип деятеля, между прочим:
в одном лице практикующий юрисконсульт, вузовский преподаватель
и председатель ТОСа территориального общественного самоуправления,
которое в России, в отличие от Москвы, отнюдь не всегда химера.
Никто не скрывал того, что основным организатором уже не окружного,
а всероссийского на этот раз конкурса социальных проектов выступила
"Единая
Россия", но надо отдать должное партийной структуре: в общем-то,
её не было видно и не было слышно. Никто не мешал активистам "анархо-зелёных"
раздавать листовки, атакующие "Лукойл" за, похоже, действительные
грехи
в селе Павлово, страдающем от локального экологического бедствия.
Вообще, кажется, не было ничего скандального. Не было ничего шумного,
если не считать тяжелый акустический фон, проистекающий от единовременного
говорения во многих боксах, отделенных от кулуаров единственно
стеклом. Что было? Было то, что возможно только в камерном формате,
когда в стеклянном "аквариуме" собирается на круг от тридцати
до пятидесяти заинтересованных. До сотни могло собраться только
в круглой прозрачной выгородке, гордо именовавшейся "Центрум".
Была работа где более успешная, где менее, но именно работа.
Могу сказать лишь о том, что знаю наверное. Я принимал участие
в разработке ряда стратегий развития, но любопытно было и мне:
здесь впервые два вице-губернатора и один мэр (Пермская, Кировская,
Ульяновская области) смогли публично выложить подряд три различные
модели подхода к единой по существу задаче. Здесь им внимали и
все желающие, и эксперты, и полпред Кириенко, и депутаты Госдумы,
и председатели Законодательных собраний. Здесь состоялось первое
публичное предъявление намерений возникающего Министерства регионального
развития, и всякий мог убедиться, что это вовсе не контора, созданная
под отставного политика, а центр вполне профессиональной политики
пространственного развития в стране. Здесь и я мог пытаться объяснить
редкостно разнородной аудитории, что не следует полагать, будто
стратегия развития есть нечто большое и для всех непременно хорошее,
что стратегия это непременно больно для многих.
Я был приятно удивлен тем, что (на фоне ещё трёх площадок, где
обсуждались жгучие сегодня проблемы образования) к разговору о
роли университетских сообществ в региональном развитии присоединилось
немало людей, имевших к предмету собственное отношение. Меня,
конечно, огорчило, что в обсуждении роли общественных организаций
все в том же региональном развитии приняло участие чуть более
двух десятков людей, но откровенно обрадовало то, насколько интересным
оказался уже накопленный опыт в столь тяжелых местах, как Иваново
или Башкортостан. Так, с изощренным простодушием энергичные башкирские
дамы сумели раскрутить весьма значительную по масштабу ассоциацию
детских организаций, придав ей ностальгическое для начальств название
"Юные пионеры Башкортостана". И делают они для предотвращения
социального отчуждения детей, растущих в так называемых проблемных
семьях, право же, немало.
Не могло не вызвать симпатии то обстоятельство, что на форум
прибыли усталые и очень конкретные люди из Ростова, чтобы выяснить
как можно больше о том, как им в Южном федеральном округе лучше
воспроизвести модель Культурной столицы Поволжья с её общественно-экспертным
и спонсорским механизмами. Прибыли как раз к моменту, когда Общественный
совет программы, проанализировав четырёхлетний опыт, решил усложнить
процедуру конкурса городов и посвятить следующий год упрочению
уже сложившейся сети экс-столиц.
Наверное, журналисты, профессионально обязанные составить представление
о целом, многое добавят к сказанному. Вполне вероятно, что они
обнаружили огрехи и срывы, которых я не успел заметить. Одно можно
сказать твердо: по части организации первый Гражданский форум
в Кремле был, наверное, покрепче, зато в содержательном ключе
за три года сделан немалый шаг вперед. Сама потребность в конструктивном
диалоге общества, власти и бизнеса (пока ещё представленного слабее)
приобретает признаки нормы, а ведь прокламирование этой нормы
два года назад было едва ли не единственной задачей кремлевского
собрания.
|