Перейти на главную страницуНовости и событияО сайте
С вопросами, предложениями и замечаниями по содержанию текстов и материалов, а также оформлению и работе сайта, Вы всегда можете обратиться по адресу: koyus@glazychev.ru
БиографияПроекты и программы, в которых участвовал или принимает участие Вячеслав ЛеонидовичОформительские, архитектурные и другие работыРаботы по городской среде и жилищуСтатьи, публикации, рецензии, доклады, интервьюКурсы, лекции и мастер-классные занятия, которые проводил или ведет Вячеслав Леонидович Книги, написанные Вячеславом Леонидовичем Глазычевым


Quaeritur

Есть вопрос.

Три схемы увода средств функционируют в нашем отечестве одновременно. Одна - обогащение на стагнации, в чем наиболее изобретательны как федеральные, так и региональные чиновники. Другая - ощипывание перьев с деградации, в чем преуспели руководители советской выпечки, будь то директорский корпус предприятий, ставших частными сугубо номинально, или директора академических НИИ, или капитаны ЖКХ. Третья, встречающаяся чаще, чем многие думают, но всё же ещё редко - укрепление семейного бюджета на развитии производства или услуг, с тем что серых финансов в этой доле рынка обращается больше, чем белых.

По причине застарелого конформизма я решительно высказываюсь в пользу третьей, понимая, что в действительности все три схемы переплетены во множестве комбинаций.

Процедура переназначения-переизбрания господина Дарькина вызывает задумчивость.

Под стук и скрежет поезда из Нижнего, где награждали победителей конкурса студенческих работ, нацеленных на обсуждение проблем города, мне было видение, спровоцированное радионовостями. А что если попробовать подойти к вопросу с другой стороны?

О новой технологии расстановки начальников говорилось много всего, но ни один сюжет, кажется, не всплывал в СМИ ни разу. Между тем до меня вдруг дошло, что за тяжеловесной процедурой переутверждения региональных властей можно прочесть весьма любопытную стратегию.

В самом деле, всякому уже должно быть очевидно, что сверхконцентрация денежных средств в руках федеральной власти если и позволила сгоряча замахнуться на реформы, то обеспечить необходимый рост ВВП решительно не в состоянии. Ускорение роста достижимо тем менее, что страх перед разграблением кубышки стабилизационного фонда заблокировал отвагу капитанов и штурманов МЭРТ. Идти на рискованную политику крупных инвестиций они не хотят столь страстно, что монолог пушкинского "Скупого рыцаря" так и лезет из памяти.

Может быть, однако, дело отнюдь не в том, что господа Греф и Кудрин заняли ярко запретительную позу пролетарской жены на крыльце кабака с популярного столетие назад передвижного полотна "Не пущу!".

Все более кажется, что дело в ином. Президент, похоже, лишь для того трудолюбиво выстраивал исполнительскую вертикаль, чтобы затем сделать широкий шаг к подлинной федерализации, твердо запомнив из прежней жизни структурную слабость центростремительно-центробежной экономической модели. Несмотря на напор военных лоббистов, первое лицо, подозреваю, полагает, что необходимо не только восстановить равновесную пропорцию отношений регионов и центра в бюджетной сфере, но и оставить регионам процентов шестьдесят, обоснованно вернув им полноту ответственности за повседневное бытие как тягловых, так и по преимуществу совсем не тягловых масс. При этом обязанности центра ограничатся делами широко понимаемой безопасности государства и реконструкции транспортной инфраструктуры.

Однако же ясно, что сделать такой вольт, не сменивши вершины региональных начальственных пирамид в большинстве случаев, невозможно никак. Ясно, что предварительно предстоит порушить эти пирамиды, вобравшие в себя и администрацию, и бизнес так, что те слились до неразделимости. Порушить не до конца, разумеется, а так, чтобы составные блоки могли сложиться в новый рисунок. Отсюда и вся затея: ни в коем случае не трогать элиты - уж какие есть, такие есть, но при этом сохранить в руке меч карающий в виде возможной отставки номарха от должности в любой момент.

Это позволит начать серьёзные инфраструктурные проекты, шаг за шагом приучая элиты территорий к тому, что единственный шанс развития каждой - их кооперация на стержне макрорегиональных проектов. Что в этом случае будут делать субъекты федерации, дышащие на ладан? - Самоликвидироваться, вливаясь в более сильные целиком или частями, или просто растворяться в дымке истории, так как их обитатели без лишнего шума один за другим переберутся в более пригодные для жизни места. Это произойдет тем незаметнее, что демографическое сжатие - суровая реальность, и стягивание населения в счётные узлы развития идёт само собой. Если этот процесс умно регулировать не столько административно, сколько экономически, он пойдет лучше, если нет, пойдет хуже, но остановить его никому не удастся.

После завершения реконструкции власти в субъектах федерации, которая растянется на пару лет, можно будет ликвидировать федеральные округа как исполнившие свою функцию временные конструкции, а ещё через некоторый срок, когда достроятся вменяемые, то есть ответственные партии, можно будет восстановить и прямые выборы губернской власти. Возможно, что переназначение Дарькина - знак того, что дело именно к тому и ведётся, однако - осторожность не помешает - ещё отцы церкви учили, что видения бывают как инспирированные свыше, так и от диавола.


Опубликовано в "Русском Журнале", 07.02.2005

См. также

§ Тремор


...Функциональная необходимость проводить долгие часы на разного рода "посиделках" облегчается почти автоматическим процессом выкладывания линий на случайных листах, с помощью случайного инструмента... - см. подробнее



Недвижимость в Крыму и Севастополе