Тремор

В одном старом анекдоте рассказывается о том, как ребе посоветовал авиастроителям просверлить дырочки по линии крепления крыльев, чтобы те не отваливались при перегрузках. Анекдот бородатый. Когда-то туалетная бумага и впрямь никогда не отрывалась по едва намеченному пунктиру. Сейчас листок отрывается, но дырочки всё равно сверлить надо.

Судя по недавним выступлениям, власти перепугались не на шутку. Отчасти это хорошо, так как может слегка поубавить прыти в принятии решений, кажущихся простыми. Отчасти плохо, так как может надолго заблокировать принятие непростых, но необходимых решений.

В трогательном согласии господа Греф и Миронов воззвали Urbi et Orbi, что переходить на стопроцентную оплату ЖКХ ещё никоим образом нельзя. Салтыков-Щедрин сказал бы по этому поводу устами героя своего Удава: "Годить надо!"

На первый слух не вполне ясно, по поводу чего шум. Абсолютное большинство наших обывателей уже платит от семидесяти до девяноста процентов официальной стоимости услуг знаменитого ЖКХ, от чего до полных ста один шажок размером в очередное повышение цен на бензин или хлеб, к чему все приобыкли, хотя и ворчат. При первых же попытках независимого аудита в городах обнаруживается, что немало и таких мест, где в действительности оплачивают все сто двадцать процентов или даже полторы цены, так как заведения-монополисты занимаются уж очень весёлой арифметикой. Следственно, когда господин Греф утверждает, что переход на стопроцентную оплату жилья в нынешних условиях не решил бы главной задачи — создания эффективной системы субсидий, он либо лукавит, переставляя местами цели и средства, либо под эффективностью имеет в виду нечто совсем иное, чем господин Миронов, когда тот заявляет без обиняков: "...Стопроцентная оплата коммунальных платежей для россиян в ближайшие годы нереальна. Необходимо законодательно это закрепить, и мы это сделаем".

Ясно, кому выгодно срочно запросить субсидии под стопроцентную оплату услуг ЖКХ. Бесчисленным МУПам и их патронам: проглотят и не поморщатся. И не сделают ровно ничего для качественного изменения ситуаций. Это господин Греф, несомненно, понимает.

Полагаю всё же, что он несколько лукавит, поскольку главное, что надлежит сделать до новых телодвижений в сей деликатной области, — это вовсе не тонкости субсидирования, но инвентаризация городских хозяйств посредством независимой экспертизы и составление трёх списков населённых мест: красного — куда следует вписать ситуации скорой и неминуемой катастрофы инфраструктур (здесь без прямого вложения федеральных средств и, наверное, без МЧС в роли госзаказчика обойтись невозможно); синего — где ситуация поддается "штопке", которой ещё лет на пять-семь хватит, и в большинстве случаев с этим справятся сами муниципалы, ежели средства дать им прямо и под отчёт ; и наконец, зеленого — где пока ещё перебьются и так (им не привыкать). Но именно такая операция — нож вострый для психологии и технологии МЭРТ, где значение локального не признается категорически, а признание разнообразия ситуаций означало бы сеппуку для сторонников трактовки страны как однородного поля административной самотождественности.

Инвентаризация — штука не слишком сложная, но практически дьявольски трудная, сопоставимая с подготовкой к переписи населения, однако более ответственная. Неприятно то, что доверить её местным и региональным властям невозможно: слишком велик соблазн коррекций в сторону увеличения масштабов бедствия и удорожания решений. Следовательно, нужно осуществить перекрестный аудит между силами разных субъектов федерации, собрать эти силы, пошарив по кадровым сусекам, подучить да ещё оплатить все передвижения и затраты времени. Денег нужно порядочно, но в представимых пределах. Управление процессом представимо, хотя и хлопотно. Можно организовать? Можно. Меньше, чем за два года, — малореально.

Никто не хочет возиться с хламом — вот в чем все дело. Тронуть гадюшник и выдержать чудовищное сопротивление тяжко. Соответственно, всяк норовит откладывать такое занятие для следующего поколения управленцев. Сопротивляться станут все: инвесторы, если умерить их возможности отпилить хороший куш; традиционные специалисты, которым нравится греть землю и небо в центральных системах отопления, и они будут биться за шанс заново построить то же самое в виде мины замедленного действия для наследников; начальства ЖКХ, которые отлично знают, что нынешние специалисты не в состоянии освоить оборудование нового поколения, тогда как учить новых негде и часто некому...

Тем не менее, если перетрясти хозяйство как следует, обнаружится, что нагрузка на потребителей при солидных вложениях в новое если и возрастет, то ненамного, а часто могла бы снизиться. Тогда напряженности вокруг ста процентов могут отпасть сами собой.

Годить надо, но не во всем.

А ведь над страной навис 131-й закон — новая версия закона об основах местного самоуправления в России. Опять же депутаты Госдумы уверены, что все будет хорошо, но вот получил я письмецо, которое резонно привести здесь почти целиком, убрав имя города, чтобы не подставлять автора под неудовольствие властей предержащих:

"...В связи с подготовкой перехода на новые принципы МСУ в N разработан проект нового административного деления территории. В границах нынешнего муниципального образования будет образовано семь новых "округов": два городских (делится сам город N) и пять сельских. Кроме того, предполагается сохранить администрацию МО как объемлющую управляющую структуру. Таким образом, на это совокупное территориальное образование распространяется понятие "муниципальный район" и вопросы его ведения описываются в статье 15 нового закона, а "округа" приравниваются к понятию "поселения" в ст. 14. <...> Сейчас нам предложено самим разработать предложения по реструктуризации отрасли культуры в масштабе района. Прежде всего это касается определения уровня местного самоуправления — окружного или районного, к которому будут отнесены существующие организации культуры, от чего и будет зависеть их дальнейшая судьба. Пока музей планируют оставить на районном уровне, но в этом случае мы не попадаем в круг вопросов районного ведения, так как там, кроме библиотек и архивов, ничего нет.

Означает ли это, что содержание музея районного масштаба должно осуществляться за счёт субвенций из каждого "округа", входящего в его состав, или имеет место терминологическая путаница и район с поселением надо просто поменять местами?

"Спустить" же музей на "окружной" уровень нереально, так как цена вопроса непосильна для окружного бюджета, что означает автоматическую ликвидацию его как организации...

Проясните, пожалуйста, эту мутную картинку, так как нам придётся готовить бумаги с правовым обоснованием предложений по реорганизации, и здесь непозволительно гадать на кофейной гуще".

На мой ответ пришло второе письмецо:

"Буду пытаться притормозить муниципалитет, хотя процесс уже идёт полным ходом, чиновники в истерике (по крайней мере, низовой состав), так как подо всеми зашатались стулья, а это означает только одно: берем все, что можно унести, пока есть возможность). Уже подыскивают здания под новые управленческие структуры (естественно, выселяя учреждения культуры) и распространяется список новых округов с перечисленными селами и поселками. Благо выборы перенесли на сентябрь с июня!".

Мудрые латиняне уже констатировали с печалью: Senatoris boni viri Senatus autem mala bestia. Сенаторы — достойные люди, сенат в целом — дикий зверь.


Опубликовано в "Русском Журнале", 21.02.2005

См. также

§ Quaeritur

§ Интервью «Не вижу никакой разницы, как будет называться суперминистерство Германа Грефа, поскольку оно не занято никаким развитием»



...Функциональная необходимость проводить долгие часы на разного рода "посиделках" облегчается почти автоматическим процессом выкладывания линий на случайных листах, с помощью случайного инструмента... — см. подробнее