Перейти на главную страницуНовости и событияО сайте
С вопросами, предложениями и замечаниями по содержанию текстов и материалов, а также оформлению и работе сайта, Вы всегда можете обратиться по адресу: koyus@glazychev.ru
БиографияПроекты и программы, в которых участвовал или принимает участие Вячеслав ЛеонидовичОформительские, архитектурные и другие работыРаботы по городской среде и жилищуСтатьи, публикации, рецензии, доклады, интервьюКурсы, лекции и мастер-классные занятия, которые проводил или ведет Вячеслав Леонидович Книги, написанные Вячеславом Леонидовичем Глазычевым


Не вижу никакой разницы,
как будет называться суперминистерство Германа Грефа,
поскольку оно не занято никаким развитием

В целом у меня, как и у большинства аналитиков, создаётся впечатление, что новый состав правительства по сути - результат достигнутого компромисса. Многие из новых назначений, на мой взгляд, вполне целесообразны. Скажем, Левитин, сменивший Франка, человек, чьи деловые качества достаточно известны. Вообще, Военная академия тыла и транспорта, которую закончил новый министр, - одно из лучших высших учебных заведений, которые мне известны. Это, на мой взгляд, очень неплохая база. И нельзя сказать, что новому министр чужда тема транспорта. Франк, занимавший этот пост до этого, с работой не справлялся.

Нельзя не признать, что мы добились определённой экономической стабилизации за истекшие четыре года, и новая наша задача не просто оставаться на этом уровне, но и искать какие-то новые модели, направления, с целью и дальше развивать наш экономический потенциал.

Для многих стало неожиданностью назначение губернатора Пермской области Юрия Трутнева. Я же, напротив, не удивлен, - неплохо знаю его по работе в Приволжском округе. Он был самым продвинутым региональным лидером, и для его региона эта потеря может быть чувствительной. Признаюсь, что ни один раз слышал разговоры о том, что Трутнев вполне может стать руководителем федерального уровня. Даже рискну предположить, что это назначение может стать для него лишь промежуточной остановкой на пути к премьерскому креслу. Его практические дела, его манера говорить, его способность к аналитическому мышлению, как и способность схватывать все новое на лету, думаю, дают ему такое право. К тому же, в отличие от других бывших мэров, ставших губернаторами, Трутнев не утратил доброго отношения к городу. То есть, на примере Трутнева можно видеть, что эти два слоя - город и губерния - идеальная схема карьеры. Больше ничего в новом правительстве я не вижу. Зурабов, на мой взгляд, вполне резонен, однако судить о его деловых качествах будем после того, как увидим результаты.

Признаюсь, меня сильно смущает сохранение в составе правительства уважаемого Германа Оскаровича. Дело даже не в нем лично, а в том, что очень мала вероятность, что технология работы Минэкономразвития может измениться. А менять эту технологию надо. Я сам лично изучил множество федеральных целевых программ, может быть их можно сейчас отменить, заменить новыми, переименовать, только я боюсь, что от этого ничего не изменится, потому что действует логика полного не видения проблем там, где они есть. Конкретный пример - все политические и экономические программы Татарстана и Башкортостана ориентированы исключительно на национальные и территориальные интересы, нет и речи об интересах России, как государства. С этим все понятно. Это традиция. Но ни в одной из этих программ вообще даже не упомянута Россия, даже в качестве соседа. На мой взгляд, это значит только одно: нет управляющего действия Федерального Центра. Нет отстаивания интересов России, как основы внутренней политики российского правительства. Все существующие нормативы только консервируют существующую ситуацию игнорирования интересов России. Я, может быть, жёстко формулирую проблему, но, работая с регионами, я с этим сталкивался постоянно и очень сильно на себе чувствовал. Я давно не верю в чудеса, и не ожидаю, что что-то изменится.

Можно ли было найти нового человека, чтобы он мог возглавить Министерство экономического развития и торговли? Наверняка такой человек есть, но сегодня он не виден. Этому есть одно объяснение - желание сохранить плотность команды. Честно говоря, я не вижу никакой разницы, как будет называться суперминистерство Германа Грефа, которое на самом деле не было занято никаким развитием. Они только поддерживали функционирование институтов, всё ещё глубоко советских. Это лично моя позиция.

Все остальное в новом правительстве, относительно нормально, кроме, конечно министра культуры Швыдкого, который, в силу живости своего характера, не устраивал слишком многих. Но мы будем вспоминать самого симпатичного министра культуры ещё достаточно долго. Вреда он нанес мало, а пользы принес довольно много. Что такое Соколов, я пока не знаю, потому что, кроме газетных публикаций, ничего мне о нем ничего не известно.

Вряд ли со сменой министра культуры изменится содержание телевизионных передач, потому что политика телевещания приводится в действие совершенно другой механикой. Для того чтобы изгнать пошлость с нашего экрана надо принимать политические решения по организации платного телевидения с блоком рекламы. Только тогда можно что-то изменить, но до этого пока далеко. Поэтому никакой связи со снятием Швыдкого я тут не усматриваю, кроме шума, ничего не будет.

Очень удачная, хотя, может быть, несколько тяжелая получилась у нового правительства верхушка. Жуков производит впечатление чрезвычайно достойного господина, но как он сможет работать, имея Фрадкова сверху и Кудрина и Грефа по сторонам, понятия не имею. Жуков умный человек, и похоже по выражению его лица, что он уже понимает, как тяжело будет на самом деле. Я не могу сказать, что меня совсем не удовлетворяет получившаяся схема, она вполне может быть рациональной.

Предложенную трёхуровневую схему управления, считаю нормальной. Мы, экспертное сообщество, это обсуждали не один раз. Это разделение министерств, служб и агентств - это совершенно нормально. А вот какие будут агентства - это большой вопрос. На мой взгляд, не может быть Министерства экономического развития, а агентство развития возможно. Но сейчас всем не до того.

Вряд ли стоит многого ожидать от этого правительства. Оно ничего не может сделать. Во-первых, есть гигантская инерция технологий, заложенная отчасти, в самих людях на всех уровнях власти. Быстро это не изживается. Но сделать шаг в этом направлении, попытаться сократить число точек, где чиновник принимает решения, это все равно будет небольшой шажочек вперед, в этом я не сомневаюсь. Но даже крошечный шажочек - уже шажок. Я как раз гораздо более сдержан в этом отношении, и ставя себя на место любого из этих господ, я должен был бы честно сказать: я знаю, что надо было бы сделать, но я не знаю, как это сделать с той системой управления, которая мне досталась. Могу констатировать: новое правительство будет пытаться сделать невозможное.


Экспертное заключение на Кремль.Org по теме "Реформирование Правительства"
10 марта 2004

См. также

§ Экспертное знание в России — это хаос: все думают обо всем

§ Ищите и обрящете

§ Разрезание вод


...Функциональная необходимость проводить долгие часы на разного рода "посиделках" облегчается почти автоматическим процессом выкладывания линий на случайных листах, с помощью случайного инструмента... - см. подробнее



Недвижимость в Крыму и Севастополе