Весна, однако.
С точки зрения авраамического универсализма
постмодерн и сопутствующий ему хаос языков веры следует рассматривать
как эффект вавилонского смешения, как апофеоз распада человека,
удалившегося от Бога. Постмодерн это соблазн, исступление, попытка
разрушить все три катехонических барьера: глобализация разрушает
культурный, восточные практики психофизический, неолиберализм
как апология минимизации государства политический. Таким образом,
постмодерн создаёт такую ситуацию, в которой Апокалипсис возможен.
Из доклада ИНС
ИНС это Институт национальной стратегии. Возможно, состоящий
из одного господина Белковского, а возможно, и впрямь think-tank,
возглавляемый господином Белковским. Слова "катехонический" я
в словарях и энциклопедиях не обнаружил вообще-то, корневой
греческий его слог относится всегда к миру устной коммуникации
по сюжетам вероучения, но смысл сентенции понятен. С тем, что
в постмодерне (как его ни понимать) содержится соблазн, согласиться
не трудно. Культуру, наряду с глобализацией, много что надгрызает,
так что вина глобализации, может быть, несколько преувеличена.
Насколько мне известно, восточными практиками занято куда меньше
людей, чем чрезмерным употреблением раствора, стандартизованного
Менделеевым. К чему тут приплетен неолиберализм, под которым чаще
всего следует понимать обычную бедность культурного горизонта,
не понял.
Однако безусловно понятно другое. За широкой спиной РПЦ,
обласканной властью предержащей, клином выстраиваются амбициозные
персонажи, ведущие подготовку создания новой политической
силы. Персонажи в основном неглупые, посему вместо преждевременной
партийной структуры (до пятидесяти тысяч активных членов
пока далеко) они стремятся вырастить сетевое объединение
общественных движений. Идеальной стратегической целью такого
объединения является теократия в России, но, будучи в большинстве
прагматиками, лидеры новой силы ставят среднесрочную задачу:
сформировать этакого корпоративного кардинала Ришелье, который
окажется в силах строить и государя, и ближнюю его Думу.
То, что на первый план пока выдвигаются чистой воды обскурантисты,
вроде дамы, при Филиппове трудившейся в Минобразе, а теперь
возглавляющей самопровозглашенный Совет по связям РПЦ с
Министерством образования и науки, не должно вводить в заблуждение.
Корпоративный разум новой силы достаточен для того, чтобы
на авансцене невозбранно резвились как отважные индивидуумы,
готовые рубать шашкой картинки и инсталляции арт-тусовки[1],
так и романтики-интеллигенты вроде Владимира Махнача. В
роли протагонистов достойно шествуют интеллектуалы вроде
диакона Кураева, которые несколько натужно демонстрируют
аккуратно оформленную ненависть к светскому характеру общества.
Сам же господин Белковский и иже с ним, надо полагать, претендуют
на роль режиссера:
Главная цель создаваемой организации это
формирование новой, православной элиты России... лоббирование
важнейших с точки зрения православия государственных решений...
возвращение православию решающей государствообразующей и нациеобразующей
роли.
Речь об учреждении КПД, то есть Корпорации православного действия.
Каким образом господин Белковский разделяет строительство государства
и строительство нации, остается загадкой, если только не понимать
нацию в сталинской формулировке. Предполагаются ли в таком государстве
резервации или подразумевается частичное лишение прав для иноверцев
и атеистов, остается загадкой ещё большей. Но так или иначе мобилизация
православных мирян, создание "вокруг Президента РФ сети политиков,
которые открыто позиционируют себя как православные", продвижение
"основ православия в систему образования" суть задачи, которые
ставят не моралисты, а политики, и перед политически весомыми
фигурами.
Исполнительный директор КПД, господин Фролов, являющийся также
пресс-секретарем Союза православных граждан (СПГ), разъяснял,
что эти организации должны восприниматься "нераздельно и неслиянно".
СПГ, как утверждается, сформировал "когорту" православных политиков,
а КПД будет заниматься их "продвижением".
В докладе ИНС содержится лихо закрученная формула:
Если проецировать основы православной этики
на хозяйственную и социальную жизнь, то можно сказать, что её
внедрение (точнее восстановление) приведет в России к формированию
постиндустриального социального уклада. Его постиндустриальность
будет направлена не столько на материальное, сколько на духовное,
когнитивное производство, являющееся доминирующей производственной
сферой новой эпохи.
Как это согласуется с филиппикой против "постмодерна", я понимаю
плохо, но отношу это на счёт своей ограниченности. Но даже моя
ограниченность не мешает вычитать из текстов на сайтах КПД и ИНС
вполне внятное целеполагание с легким оттенком шантажа:
Учредители КПД полагают, что финансовое участие
в проектах, связанных с православным возрождением, может стать
одной из форм легитимации крупного капитала в России.
А господин Кураев, в новой организации взявший на себя ответственность
за работу с молодёжью, нацелен на то, чтобы поощрять у молодых
прихожан РПЦ приверженность идее "социально-карьерного действия
с христианской мотивацией".
Все это, по сути дела, вполне согласуется с законодательством.
И в ситуации, когда сторонники светской модели развития России
никак не обучатся корпоративному действию, единственное, что спасет
Россию от самосхлопывания в черную дыру, это то, что вожди новой
силы всенепременно передерутся в состязании за ласки власти и
капитала. Впрочем, есть и ещё одна возможность их могут взять
в кольцо сторонники альтернативы, неоязычники, плодящиеся в темпе,
которого никто не ожидал.
Как писал Вергилий, незатронутый новой верой, graviora manent
впереди дела посерьёзнее.
А вот 26 февраля с.г. в Александровской слободе состоялся (надо
полагать, что так объявление с прейскурантом было в Сети) учредительный
съезд "Евразийского союза молодёжи" с лекцией господина Дугина
"Метафизика опричнины" в виде затравки и с посещением музея пыток
и праздничным застольем в Квасной Ивана Грозного в финале.
Меж тем Архонт стольного града все более погружается в пучины
эстетизма, не интересуясь особо бардаком в строительном комплексе
Москвы, где бушует сорвавшееся с цепи СПК "Развитие", скупившее
или захватившее силой имущество собственных учредителей, находившихся
под прямым контролем ареопага. Греть мощение Арбата и грунт цветочных
рабаток, дабы и зимой обыватели наслаждались, очень мило, и
деньги на это в оскудевшей московской казне найдутся. Не внутриквартальные
же проезды в самом деле приводить в чувство. И ещё Архонт, наступив
на собственное суждение вкуса, повелел этим недоумкам от архитектуры
фасад гостиницы "Москва", обращенный к Манежной площади, восстановить
"як було", а вот тот, что глядит на Театральную площадь,
да не будет контрастировать с находящимися вокруг зданиями!
|