Обозрение поневоле

Надо ж было прилететь в Лондон аккурат утром 7 июля. Четкость работы британской системы ЧС восхищает — видно, что она реально пребывает в состоянии повышенной готовности. Общественное мнение было встревожено. В самом деле, когда в Ираке гибнут очередные полсотни людей, это как бы естественно, но в Лондоне! И уже не Ирландская республиканская армия, к действиям которой в своё время вполне привыкли. И — подумать только — без предупреждения!

Десять дней, объезжая Шотландию, как и намеревался, просматривал британские газеты и телепрограммы со всем тщанием. С риторикой все в порядке: лондонцев не запугаешь! Мэр Лондона Кен Ливингстон был превосходен. Вид королевы, одиноко застывшей у дверей Букингемского дворца, сжимая в руке трогательный ридикюль, в те две минуты, когда все высыпали на улицу и остановились кто где стоял, щипал глаза. Уцелевший при взрыве водитель автобуса 30-го маршрута зачитал по бумажке краткую, вторящую мэру речь, хорошо подогнанную под его греческий акцент. Все очень грамотно.

Целую неделю каждый день информация обновлялась: из сотен тысяч кадров вездесущего контрольного ТВ вылущили фотографии сначала одного террориста, затем всех четырёх, затем их идентификация, затем опознание жертв. Холодок по коже от осознания зигзагов линий судьбы: молодой человек, попавший на необычный для себя маршрут только потому, что заночевал у знакомой; красивая пара, собравшаяся в романтическое путешествие с вокзала Кингз-Кросс; женщина, которая в десятилетнем возрасте уцелела, когда на соседний дом в Локерби рухнули обломки "боинга", взорванного ливийскими бомбистами, а теперь севшая на второй ярус злополучного автобуса...

Целую неделю политики и комментаторы препирались только по одному вопросу: есть или нет связь между взрывами в Лондоне и войной в Ираке, и только на восьмой день в "Таймс" появились неудобные вопросы относительно сохранения политики, ставшей чем-то вроде священной коровы. "Одна страна — разные культуры". Это ведь звучало так симпатично. Заезжие проповедники открыто призывали к джихаду по мечетям Британии. К джихаду в той его специфической интерпретации, которую культивируют в тысячах пакистанских медресе, — нормально, свобода слова. Десятки тысяч молодых людей прошли тренинг в военных лагерях Пакистана и Афганистана и вернулись в Британию, создавая "спящие" ячейки, — нормально, свобода передвижения. Осевших на островах преступников не выдавали по запросу из-за рубежа — нормально, традиция.

Заигрались.

Наконец всерьёзстали обсуждать то, что все четверо родились в Британии, учились в её школах и колледжах и притом, как оказалось, выросли в атмосфере жгучей ненависти ко всему тому, что именуется европейской цивилизацией.

С цивилизацией, впрочем, не так чтоб уж все в порядке. В потоке ежедневных новостей проскальзывали вещи важные вроде журналистского расследования разбоя, чинимого индийскими фармацевтическими "подпольщиками", готовыми под заказ изготовить любые партии как бы известных лекарств с любым содержанием подлинного активного элемента вплоть до нуля. Проскальзывали вещи серьёзные вроде того, что в Шотландии очередь на операцию в как бы хорошей национальной системе здравоохранения растянулась на 110 тыс. человек. Но это только рябь на информационной волне, а вторую волну создавало другое.

Был в Эдинбурге, когда там вершилось действо под названием "госпожа Роулинг", а презентация предпоследнего в серии толстенного тома с приключениями Гарри Поттера, которому уже исполнилось шестнадцать лет, состоялась в полночь в королевском замке. Вот уж поистине шедевр рекламной акции всемирного размаха: 12 млн экземпляров, проданных в мире за один день. Дети, победившие в глобальном состязании за право выслушать полчаса чтения Самой Роулинг, сначала возбудились, но затем в соответствии с возрастом клевали носом, и иные засыпали в креслах.

Насколько всё же крепко в сознании пишущей братии засела неприязнь к России. Обсуждались подобия с взрывами в Мадриде, сообщалось, что мадридских экспертов срочно пригласили для консультаций, — ни звука о московском метро в обоих печальных вариантах, и мнением российских экспертов не интересовались ничуть. А ведь тяжелый опыт у станции "Рижская" мог бы подсказать, что с камикадзе не все так просто — судя по тому, что все четверо обитателей пригородов Лидса купили до Лондона обратные билеты, они были уверены, что бомбы в их рюкзачках снабжены таймерами и сами они выйдут из вагона на следующей станции. Четвертый сел на автобус лишь по той причине, что "его" линию закрыли после первых взрывов, и далеко не факт, что бомбу через целых полтора часа взорвал он сам. Похоже, что был не только организатор, который, как считает полиция, улетел из Лондона в то же утро, но ещё и наблюдатели. Эта техника нам, увы, знакома, но "нас" не существует в британских СМИ, до тех пор пока не случается в наших краях какая-нибудь уж очень крупная гадость.

К сожалению, я не преувеличиваю. Вот идёт спокойный комментарий по поводу того, что НАСА опять вынуждено было отложить запуск шаттла "Колумбия", и звучит печаль по поводу того, что МКС давно пребывает в небрежении (has been neglected). Это как? А наши трудолюбивые "Союзы", которые уж второй год таскают на станцию и припасы, и сменные экипажи? Этого, надо полагать, нет.

...Когда поезд с севера подтягивается к городу Питерборо, половину окна занимает купол огромной, новенькой мечети.


Опубликовано в "Русском Журнале", 20.07.2005

См. также

§ Рутина гражданского антитеррора



...Функциональная необходимость проводить долгие часы на разного рода "посиделках" облегчается почти автоматическим процессом выкладывания линий на случайных листах, с помощью случайного инструмента... — см. подробнее