Долго не мог
понять что заставило вот уж года полтора каждый вечер вчитываться-вслушиваться
в классическую латынь. Когда впервые увлекся этим четверть века
назад, все было ясно. Как у многих в 81-м году, чувство, что вот-вот
тебя раздавит потолок, а наутро все, как в старой сказке, остановится
и уснет, становилось почти нестерпимым. Кто уезжал по липовому приглашению,
кто сбегал в запой, кто в любую экзотику, лишь бы подальше от собственного
времени. Латинские тексты оказались тогда весьма кстати, и сама
заведомая пустота занятия служила превосходным аналогом выклеиванию
из спичек макета Эйфелевой ли башни, храма ли в Кижах.
От того, ещё докомпьютерного, времени остался уже слегка пожелтелый
листок:
Вот и эти труды пропадут втуне.
Отряхивая от пыли и гнили,
Для чего-то в сравнения лезу:
Цезаревой латыни железо,
Бронза латыни Вергилия
И Цицероновой латыни латунь...
С тех пор и мысли не возникало достать с полки тексты и словари.
И вот понадобилось, но теперь уже совсем по иной причине. И дел
много, и времени мало, но некая неявная потребность заставляла
каждый вечер, на сон грядущий перечесть пару вчерашних страниц
и прочесть пару страниц следующих. Наконец понял, в чём дело.
Сегодня происходит сложный процесс перетряски вчерашних и позавчерашних
идейных общностей, некогда расколовших образованное племя на либералов-западников
и патриотов-державников. Кавычки не ставлю, поскольку кавычки
ничего не объясняют, но многое без нужды запутывают. Если отбросить
частности, то на первый план выйдут два остро контрастных девиза.
Один евромечтательный: нет ничего существеннее индивида, и всякое
действие должно оцениваться по тому, ущемляет оно свободу этого
индивида или нет. Другой ретромечтательный: нет ничего существеннее
отечества, и всякое действие должно оцениваться относительно его
блага. Все девизы мечтательны по определению, но от этого они
не становятся менее существенными. Так уж получается, что они
избираются независимо от типа занятия и от уровня его интеллектуально-технологической
оснащённости. Сейчас, когда наметилась качественная смена поколений
и на смену тем, кто "до", начинают выдвигаться те, кто
"после", кто родился после 1985-го года, выбор типа
мечтательности приобрел поистине критическое значение.
Это понимает власть и умело или не очень стремится придать
цивилизованные формы потенциальным молодёжным движениям конструктивной
нацеленности. Это понимает Лимонов и стремится придать организованные
формы молодёжным рефлексам отторжения. Это понимают Дугин, Явлинский,
Хакамада, но ни подлинного драйва, ни оргресурса не имея, придать
формы не могут никому и ничему.
Полагаю, что все делают одну ошибку. Хотя, разумеется, у наиболее
осмысленной части молодёжи есть несогласие с тем, что новый истеблишмент
не озаботился всерьёзвыстраиванием системы вертикальных "лифтов",
из этого несогласия вырастает всё же не отторжение в стиле парижского
68-го года, а жажда пробиться наверх. Пока это так (думаю, что
это ещё долго будет так), заниматься молодёжью не более перспективно,
чем обхаживать недовольных старцев. Вопрос в позиции среднего
поколения, которое в массе своей к политическому самосознанию
не склонно. Вопрос в мобилизации меньшинства в возрасте лет 35-ти,
способного увлечь за собой сверстников из "болота",
тогда как по преимуществу глубоко конформная молодёжь сама потянется
за активным меньшинством людей успеха.
Или не потянется, погрузившись в гедонизм, стратифицированный
сообразно финансовым возможностям. Фатальной предопределённости
здесь нет выбор, в принципе, управляем, но не в туповатой схеме
линейного управления, а контекстуально, через механизмы культуры,
то есть рафинированным проектным образом.
Моралистика тут не при чем. От выбора тридцатилетних существование
России в 2020 году зависит куда в большей степени, чем от того,
будет на этот год в стране 125 или 120 миллионов душ, по поводу
чего нынче столько ламентаций. От их выбора будет зависеть и то,
сколько дееспособных душ будет в России к 2050 году: 100 миллионов,
или 200. И этот выбор прост, как забор: или чувство долга перед
страной в его достойной старомодности, безразличной к пустым разговорам
о глобализации и тому подобных обманках, или сугубо персональное
начало окажется на первой строчке личностной инструкции по выживанию.
Теперь понятно, откуда вдруг тяга к чтению римлян.
Они сделали выбор в эпоху Вергилия и отстроили Pax Romana. Они
сделали выбор в эпоху Марциала, и всякому известно, чем это кончилось.
Как писал в "Гражданской войне", быть может, лучший
стилист тысячелетия, Юлий Цезарь, Quae volumus
ea credimus libenter, et quae sentimus ipsi, reliqous sentire
speramus "Охотно верим в то,
чего хотим, и надеемся на то, что и другие разделяют наши чувства".
|