Прогнозис

В отечестве нашем немало любителей выкладывать на стол предзнание на всю эру Водолея, не меньше. Судя по росписям десятков федеральных целевых программ, ведомство господина Грефа склонно убеждать, что обладает предзнанием эффектов на пять или десять лет вперед с точностью до второго знака. Находится куда меньше охотников обращать внимание сограждан и власть предержащих на вполне предвидимые эффекты процессов, развертывающихся на наших глазах достаточно долго.

Вот, скажем, начиная с 2005 г. скачком вырастет число молодых людей с вузовскими дипломами. Вырастет непременно, поскольку после существенного спада числа иногородних студентов в крупнейших городах, с 2000 г. резко умножилось количество филиалов региональных университетов в районных центрах. Оно бы хорошо, и вовсе не то беспокоит, что качество многих дипломов вызовет обоснованное сомнение — с этим качеством дело обстояло скверно и раньше. Гораздо существеннее иное. На рынок труда выйдет пара миллионов молодых людей, которых уговорили, которые себя уверили в том, что диплом является ключом к успеху. За ними придут другие. И ещё другие. Несколько миллионов молодых людей, которые твёрдо убеждены в том, что начать взрослую жизнь можно с зарплаты порядка 500 долларов — и ни на копейку меньше. Очень хорошо, если таких рабочих мест в стране наскребется хотя бы двести тысяч. Ещё тысяч пятьдесят найдут работу за рубежом. Что будет с остальными? Проблема несколько теряет остроту за счёт того, что большинство в толпе выпускников составляют женщины, но только отчасти.

Трудно оценить, какую меру социальной напряженности это новое обстоятельство привнесет в российскую жизнь, но то, что привнесет, — это точно. Трудно — не значит невозможно, было бы желание предвидеть.

На всяческих talk-show серьёзные и симпатичные люди, вроде господ Зурабова или Дмитриева, пытаются разъяснить существо предлагаемых реформ, и это хорошо. Но они пытаются это растолковать публике, чьи знания математики не выходят обычно за рамки подсчета сдачи в магазине. Проверено: на любой широте и долготе мира лишь один из десяти телезрителей способен на слух понять фразу с причастным оборотом. И вот этим-то вполне достойным людям указанные господа хотят внушить доверие? Неудивительно, что получается не слишком: чем умнее объясняют, тем меньше верят, что подтверждается голосованием выборки, собираемой у Савика Шустера. Отнять и поделить — это знание встроено в генетическую память всё ещё советских по стилю мышления людей, а вот прибавить и тем более умножить — это из большинства выбито напрочь. В мире реальной культуры, в отличие от волшебного мира математики, левое не тождественно правому, верх не идентичен низу, умножение не симметрично операции деления.

Однако же создатели программ категорически не желают считаться с реальностью в оценке темпов и сроков их реализации. С необходимостью общаться с публикой на языке образов и чувств, на языке инстинктов и предрассудков, простых знаков и одномерных конструкций дискурса, когда возражают не оппоненту, а тезису.

Требовать этого умения от господ начальников было бы неразумно. Разумно бы ожидать от них понимания того, что объяснение есть дело профессионалов по именно этому делу. Объяснителей же обозвали политтехнологами и, враз победивши всех противников, решили, что обойдется и так. На русском языке нет подходящего слова, чтобы выразить то, что так точно выражено английским словом arrogance: это чуть слабее, чем пренебрежение, но явно сильнее, чем легкомыслие. При таком подходе к делу необязательны катастрофы, но темп изменений будет ровно такой, каким он может быть, будучи функцией взаимного непонимания, то есть весьма и весьма неспешным.

Если хотя бы все хозяйствующие субъекты не поймут предстоящих флуктуаций в поле их деятельности, обеспечить семь процентов роста ВВП в год нельзя без неуклюжих статистических ухищрений.

Вместо понимания у нас любят использовать вменение. Вот и президент вменил Герману Оскаровичу, чтоб число бедных уполовинилось в три года. Может, так и надо, а то и вовсе мышей ловить не будут, но всё же как-то царапнуло. Или вот другое: превосходные питерские специалисты (лучших у нас нет) разработали для руководства маленькой и гордой республики очень добротную схему пространственного развития региональных производительных сил. Где есть смысл ставить на дальнейшую урбанизацию, где — на развитие сельских поселений, в контраст к прочей России связанных здесь в густую сеть, а где — вся ценность в сохранении природного комплекса в пригодном для рекреации состоянии. Руководство в данном случае достаточно умное, чтобы понять суть этой схемы, достаточно волевое, чтобы схему утвердить указом. Однако всякий ум ограничен, и то же самое руководство не сумело принять простое предложение: создать агентство территориального планирования, функцией которого было бы одно — обучать глав районных администраций и основных хозяйствующих субъектов тому, как перевести утвержденную схему на язык их деятельности. Как повседневной, так и проспективной.

Вместо этого республиканское руководство, к которому я отношусь с глубокой симпатией и которое не хочу оттолкнуть публичностью упрека, вменило "реализацию" утвержденной схемы той институции, в которой нет необходимой для этого компетентности. И нет, и не будет, потому что в ней сами стены пропитаны шаблонностью, устаревшей уже лет тридцать назад. Соответственно, схема будет висеть на стене главы Кабинета министров в качестве приятного украшения.

Можно вменить министерствам разработку практических политик, но нельзя вменить им различение политики и функционирования по шаблону. Поскольку же такое различение отмечается крайне редко, никаких сложностей с прогнозированием на ближайшие несколько лет не предвидится. Будет так, как сложился и отчасти уже слежался ход событий — сам по себе, как результирующая множества разнонаправленных устремлений и сопротивлений устремлениям.


Опубликовано в "Русском Журнале", 29.03.2004

См. также

§ Доклад "Высшее образование в России" (2004)

§ Заложники идеи

§ SPM, или Уроки логики

§ Бог — он в машине!

§ Выбор оптики



...Функциональная необходимость проводить долгие часы на разного рода "посиделках" облегчается почти автоматическим процессом выкладывания линий на случайных листах, с помощью случайного инструмента... — см. подробнее