Мастер-класс «Проектное воображение и проектная готовность»

Занятие 6.
Проблема взаимодействия знания и умения

(Конспект)

Прослеживается, что самый факт прослушивания и прочтения значительного числа лекций автоматические не переводит нас в состояние овладения тем, что как бы понято и как бы воспринято.

Можно ли как-то сжать биографическое время необходимого для перевода внешнего знания во внутреннее знание и внутреннего знания в умение?

Слова обманывают. Якобы понятно, о чем идёт речь.

Колоссальное допущение, когда Знание = Информирование.

А есть ли внутреннее знание, знание осмысленное и понятое самим, встроенное в некоторую большую оболочку, мировоззрение?

Ускорение этой задачи может только через умножение разных по типу задач. Задача это не тест. Не угадывается.

Основные проблемы надо искать в человеческих машинах, нескольких машинах.

Искусство улавливания слабого звена. Соединение художественно модельным способом.

Мне приходилось снимать фильмы. Узнавать технику правил игры. Разрешённое — неразрешённое, р. гласное — р. негласное, пройти по всем этапам: от идеи — в сценарий, разыгрывание сценария — проигрывание этого сценария.

В жизни сжать практически невозможно. Обойти это возможно только в действительно групповой работе. Но какой? Наваливаясь на одну задачу? Есть свои лимиты. Групповое считается — чтобы каждая индивидуально разыгранная задача вовлекала бы в обсуждение широкий круг людей, одновременно решающих другие задачи. За счёт погружения разных людей, работающих в решении разных задач.

Соотнесение опыта этого анализа общего опыта.

Самое слабое звено — тот, кто даёт задание на проект. Наш клиент эту сторону недооценивает или не хочет оценивать.

Проект сейчас — все что угодно. Выделение проектной задачи от инженерно-конструкторской. Не вычленяя, очень трудно работать контролируя себя.

Инженерно-конструкторская работа — тоже самообманчива. Слабая рефлексия. Там тоже не оценивается собственная проектная компонента. Инженерно-конструкторская задача лежит в одной плоскости деятельности. Образцы каталогизуются. Можно взять в виде уже существующих схем. Инженерно-конструкторская задача — вариант применения общего как правило формализованного правила к ситуации. Проектного содержания ни на грош.

Проектное содержание где возникает?

Г.Форд выступил проектировщиком тогда, когда он увидел в рабочих своих заводов покупателей своих автомобилей, а не сделав конвейерное производство. Расширение объема массового производства за счёт слоя, ранее не рассматриваемого как потребителя.

Создана новая сущность, новый шаблон, новая схема понимания, прочитывания, технологии.

Конструкторская задача может включать достройку знания, но каркас уже имеется.

ГУЛаг. Проектировщик (Соловецкий арестант) и Королев (как инженер).

Увидеть в изделии проектную компоненту нелегко. Вокруг нее масса мифологий.

Особенность реконструкции созидательного элемента в выполненной задаче — на первый план выходит понимание систем правил игры, в которую выходит выполнение задач.

Расставленные века, годы задач меток, которые не передвигаются.

Стереотип таков, так оно сложилось. Хотя его сложили, проектным образом. 

Пикассо и Гийомо Полинер (как проектировщик).

Человек, отягощенный знаниями, не может создать новое. Если нет убеждения что найденное проектное решение является в данный момент единственно возможным, шанса на проект нет.

Проектный замысел является мощнее всей системы критики, которую можно выстроить в системе критики. Это можно выстроить в группе.

Модернисты. Изменение системы торговли, оплаты. Осуществление прорыва корпоративно.

Резкое ускорение темпа ритма.

Правило 3. Группа, настраивающаяся на проектно ориентированный обмен, начинает работать по наиболее скорому, а не на самом слабом звене. В отличие от группы, ориентированной на знание, которые выстраиваются по самому медленному. Удостовериться в этом можно только опытным путем.

Сейчас жизнь всех разводит. Индивидуализирует. Можно простроить корпоративное объединение. Через реализацию самого быстрого звена.

Клуб и машинная часть.

Новое качество — не клубная компонента, а компонента. Сообустраивающее решение ускоренного варианта.

Расчленение интуитивное и рациональное — одно из самых непродуктивных.

Художественная сборка. Имеет свою технологию, методологическую составляющую, технологическую. Но это иная схема в отличие от инженерного и научного.

Проектная охватывает до максимального предела.

Чем меньше собственный опыт, тем больше даёт аккумуляция с другим опытом.

Групповая работа и бригадная.

В групповой работе равноценный обмен опыта, проблем и находок. Нелинейность.

От того, как выстраивается представление проектных затей замыслов и результатов зависит наличие интереса у В.Л. Глазычева.

Иллюстрация (через SimSity)

  1. Проиграть стратегию
  2. Проиграть стратеги. И проанализировать
  3. Проиграть стратегию и проанализировать систему ценностей

(См. подробнее статью "Игры цивилизаций")


Конспект лекции, прочитанной 24.01.2002

§ Аннотация

 § Стенограммы