Принимая во внимание снобизм столичных мыслящих существ, полагаю,
что сочетание слов в заголовке может вызвать пожатие плеч. Однако
же отказываться от названия не буду, для этого нет оснований.
В прошлом году в виде особого приложения РЖ
опубликовал результаты экспедиций по глубинкам Приволжского федерального округа. В этом году экспедиции
повторились. Охватив несколько меньшее количество городов (на этот раз 60,
а не 90), мы ставили целью уяснение того, как, по каким направлениям и на каких
площадках реализуется взаимодействие местной власти и той группы горожан, которую
во всяком месте можно счесть ядром кристаллизации местного сообщества. Экспедиции,
как им и положено, дали немало любопытного, но за несколько дней ни одна исследовательская
группа не в состоянии пробиться глубже самых поверхностных знаний.
Понимая
неустранимый порок чистой исследовательской установки, я заранее решил по крайней
мере дополнить её в активном залоге через организацию
нескольких семинаров в районных центрах, каковые всегда представляют собой
города весьма специфического толка. При глубокой индивидуальности обстоятельств
в каждом городке специфичность эта в современных российских условиях универсальна,
и заключается она в том, что многим адептам классического гражданского общества
покажется ересью. Речь о той особенности, что все или почти все активные горожане
с повышенной способностью суждения оказались собраны непосредственно в районной
и городской администрации, в менеджменте предприятий, либо в кругу тех, кто с
администрацией связан напрямую, то есть служебными обязанностями или деловыми
интересами. Однако же парадокс жизни заключен в том, что в повседневной своей
деятельности эти люди, так или иначе продавливающие дело сквозь несчётные препятствия,
настолько бывают зашнурованы регламентом, что без особого, непременно внешнего
вмешательства извлечь из них собственно гражданское воображение не представляется
возможным. Первый семинар, в опоре на аппарат Главного федерального инспектора,
я ещё в июле провел в Кувандыке,
что в Оренбургской губернии, но это отдельная история, к которой имеет смысл вернуться
в дальнейшем. Второй в Омутнинске
Вятской (она же Кировская) губернии, в сентябре. Омутнинск роднит с Кувандыком
то, что и тот, и другой города являются районными центрами, но лишены самостоятельного
муниципального статуса. У них одинаковая численность по 30 тысяч жителей, и
оба удалены от губернских столиц на 200 км. Внешнее различие в том, что Кувандык
одиноко царит среди окрестных сел, тогда как Омутнинск составляет своего рода
twin-city с поселком Восточный, отстоящим от него на 15 км, вокруг же простирается
лесная пустынь, в которой доживают останки леспромхозов. Внешнее различие в том,
что Кувандык окружен оренбургской "швейцарией", редкостно красивыми отрогами самой
оконечности Южного Урала, тогда как в холмистой стране вятского севера Омутнинск
смотрится в зеркало огромного водохранилища. И ещё в том, что Кувандык порождение
советской безумной индустриализации, а Омутнинск сложился как слобода при железоплавильном
заводе Екатерининской эпохи. Все это очевидно. Глубинная же индивидуальность места
вообще недоступна постороннему глазу, её можно раскрыть только в том случае, если
раскрыть городок как раковину, не нанося вред моллюску.
Моллюск не любит,
когда вскрывают раковину, так что, кроме безусловной честности в заявленной позиции:
исследовать через групповую работу требуется либо работа специалистов-игротехников
(так было в Кувандыке),
способных раскачать жёсткость "мундирной" установки участников, либо включение
в игру дополнительных внешних экспертов-единомышленников. Многое зависит от названия,
поскольку оно как метроном задает настройку сознания омутнинское действие получило
несколько, пожалуй, загадочный слоган: "Омутнинск
- Восточный: городская судьба?". Знак вопроса в данном случае глубоко содержателен:
надо было выяснить, есть ли у локальной элиты признаки того, что она в принципе
способна преобразовать просто место общего проживания в полноценную муниципию,
выработать набросок проектной программы такой трансформации и, что важнее всего,
хотя бы в части её воплотить. Задать такой вопрос слегка напряженной аудитории
можно и нужно, но ответ на него предполагает реальную работу. Поставив общую настройку
темы, рассказав о множестве любопытных проектных инициатив, раскручиваемых в небольших
городах России, я мог не слишком волноваться за дальнейшее в составе семинара,
вместе со всеми локальными лидерами, были опорные люди. Это недавний федеральный
инспектор по области Ирина Агафонова, ушедшая с должности, чтобы перейти в Нижнем
Новгороде к обеспечению проектной работы в округе; Дмитрий Овсянников новый
федеральный инспектор, занявший эту должность по результатам конкурса; ещё Ирина
Верзилина, только что назначенная (тоже в результате конкурса) советником Кириенко,
а до последнего времени заместитель главы администрации Омутнинского района; ещё Анатолий Горбушин, предприниматель и преподаватель менеджмента в Вятке, и Андрей
Брызгалов депутат областной Думы. Все эти неординарные люди прошли через жернова
очень трудного окружного конкурса под методологической диктатурой Павла Малиновского
и Елены Аксеновой, многие ещё и тяжкую цепь организационно-деятельностных игр
под началом Петра Щедровицкого,
где учились групповой работе с неожиданными задачами. Если добавить, что и глава
городской администрации Владимир Иконников ранее был замечен федеральным инспектором,
проверен на выездном совещании, принимал участие в наших игрищах, попробовал силы
на конкурсе, то становится ясно, что энергетическая концентрация была довольно
высокой. Её дополнили эксперты из Вятки: ректор независимого социально-экономического
института Владимир Сизов, успешный предприниматель Алексей Вершинин, шеф центра
поддержки некоммерческих организаций Олег Ткачев... Не участвуя прямо, активно
содействовал работе семинара директор ОАО "Восток" Алексей Иваненко, человек более
чем неординарный, да ещё два его заместителя (участвовали прямо и постоянно),
глава районной администрации Алексей Первяков и его заместители, да и заместитель
Иконникова тоже, и заместитель директора Омутнинского металлургического завода
Сергей Есин все эти люди являют собой совершенно новое административное племя. Хотите
верьте, хотите нет, это племя, с которым можно работать, не размышляя всякий миг,
понятное ли слово ты употребил, племя, не нуждающееся ни в скидках, ни в покровительстве.
Единственное, чего недостает этому племени, а его ещё подпитывает и поддерживает
корпус учителей и социальных работников, так это проектное
воображение и нерегламентированная стабильными ролями коллективная мыслительная
деятельность. Единственное, с чем к этим людям не стоит обращаться, так это стандартные
лекции: выслушать выслушают, поскольку народ у нас вежливый, но в лекционном режиме
передать смысл деятельным персонажам едва ли возможно. Иное дело групповая работа
по конкретным направлениям, но обозначенным не вполне привычным образом: реформирование
жилищно-коммунального хозяйства в масштабе района, социальные проекты, ресурсы
развития. Уже в течение первого дня составные группы смогли изрядно продвинуться
в деле принципиальной проблематизации привычного, вышли на предпроектные позиции.
В ходе второго дня работы я был счастлив убедиться в своей ненужности: работа
в группах кипела, тем более что теперь группы были переформированы по векторам
управление и бизнес, социальная интеграция, проектный центр. На третий день два-три
предложения обрели внятную предпроектную форму, ещё три-четыре исходную для
проектной работы. В мучительной проблематике ЖКХ отстроилась программа действительно
первоочередных, антикризисных действий, наконец отделившись от безмерности трудностей
вообще. На экономической карте района, города и поселка удалось выстроить все
местные ресурсы: незадействованные, вроде лечебных грязей или организации закупки
ягод и грибов, подзабытые (ещё в 60-е годы обнаружили промышленные запасы гончарной
глины, а сейчас Вятка буквально сметает со складов кирпич, и добротный, и скверный),
вообще не обсуждавшиеся, вроде участия обитателей аварийных домов в их реконструкции
и в новом строительстве. Среди социальных проектов выделился изящный и простой:
школа выживания для пенсионерок. Факт есть факт: пока что редкие самодеятельные
гражданские активисты, а такие на семинаре тоже были, в квалификациях резко проигрывают
на фоне служивого племени. Так, депутат районной Думы и шеф общественной приемной
Николай Емандыков представил хорошо аргументированный проект изменения порядка
проведения реформы платежей населения за жилищно-коммунальные услуги. Дело в том,
что общая, усредненная правительственная схема предполагает проводить резкую грань
между имущими и неимущими, вследствие чего самая эффективная треть горожан в городах,
вроде Омутнинска, окажется ущемлена экономически и психологически оскорблена.
Эта треть будет наказана за эффективность и квалифицированность, и удар по семейному
бюджету окажется и резок, и несправедлив. Группа Емандыкова представила формулу
расчета плавного повышения платежей по мере увеличения доходов на члена семьи.
Уровень аналитики и конструктивного предложения, рожденного в Омутнинском районе,
требует к себе федерального внимания. Мы расстались на том, что участники семинара
подготовят и в течение месяца издадут
книжечку по его материалам, а в октябре представят свой стендовый доклад на
саратовской ярмарке социальных и культурных проектов округа. На том, что если
хотя бы одна из проектных линий будет воплощена практически, мы соберемся снова
и втянем в работу следующий круг локальных сил. Человеческих ресурсов для этого
предостаточно. Достаточно приглядеться к работе здешних детских садов (есть даже
театр теней, в котором дети и кукольники, и актёры) или спортивных школ, и в наше
время ухитряющихся готовить чемпионов Европы и мира. Мораль проста как забор.
И по материалам экспедиций, и по материалу семинаров можно зафиксировать: поколенческая
революция в локальном управлении малыми городами и районами свершилась. Управленцев
советской закваски можно ещё найти лишь в губернских институциях, да и там их
немного. При этом модель управления осталась почти без изменений, и потому ресурсы
служивого люда задействованы менее чем на четверть. Осталось выявить, оценить,
сформировать человеческие "механизмы" проектного управления, без которого нет
вообще будущего. Осталось слегка пособить местным элитам в том, чтобы они обучились
кооперации усилий как со-деятельности. Это не очень дорого и (при грамотной подготовке)
даже не чрезвычайно сложно, но так уж получается, что пока что в этого руда трудах
я пребываю в лишённом гордости одиночестве. |