Вставка 7
Так, авторы законопроекта определили (Статья 1) депрессивную
зону по тому основанию, что там наблюдается устойчивый спад производства
в основной отрасли, при том что «основная отрасль экономики
отрасль промышленности, строительства, транспорта, связи, торговли
или сельского хозяйства, вкоторой в течение последних
двенадцати лет было занято не менее 15 процентовобщей
численности работников, занятых в экономике даннойтерритории,
или доля которой в объеме валового регионального продукта составляет
не менее 20 процентов». Есть основания утверждать, что спад производства
отнюдь не единственная форма депрессивности, но главное в том,
что при такой дефиниции количество претендентов может возрасти
в сотни раз относительно действительной потребности. В виде определяющих
показателей (Статья 6.1) в законопроекте обозначены «значительное
отставание от следующих средних по Российской Федерации показателей:
уровень безработицы (в процентах от занятости экономически активного
населения); соотношение денежных доходов и величины прожиточного
минимума населения». Исследования убедительно доказывают, что
ни официальный прожиточный минимум, ни официальные уровень доходов,
или уровень безработицы не могут служить сколько-нибудь надёжными
показателями депрессивности. Для того чтобы его оценить, необходимо
воспользоваться множеством натуральных показателей и, прежде всего,
динамики их изменений (см. далее: Инструментарий
пространственного развития). Более того, авторы (Статья 7)
определили, что «численность населения данных территорий должна
быть не менее 30 тысяч человек», а это означает в свою очередь,
что подавляющее большинство поселений или сельских округов, действительно
подходящих под категорию «депрессивных», не будет выявлено в этом
качестве.
Далее, согласно законопроекту, «данные территории обладают экономическим
потенциалом, необходимым для перехода её экономики к устойчивому
развитию, и существует объективная возможность существенно
поднять уровень развития производства на данных территориях в
течение ближайших пяти лет». Такое определение оставляет без ответа
вопрос о том, что надлежит делать, если такой объективной возможности
отнюдь не просматривается, и речь должна идти исключительно о
мягкой поддержке остаточного на территории населения. Наконец,
согласно законопроекту (Статья 8. 2), «Органы исполнительной власти
субъектов Российской Федерации совместно сорганами местного
самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом
в пределах своей компетенции оценивают состояние экономики соответствующих
территорийРоссийской Федерации, выявляют депрессивные
территории, нуждающиеся в федеральной поддержке, и разрабатывают
проекты федеральных программ поддержки каждой такой территории».
Как мы старались показать, это принципиальная ошибка: объективную
оценку состояния территории в совокупности её характеристик может
осуществить только федеральное агентство с участием местного самоуправления,
поскольку на уровне региональной администрации объективированное
знание территорий отсутствует.
|