WWW.GLAZYCHEV.RU
Сайт В.Л.Глазычева


Россия: принципы пространственного развития

Вставка 7

Так, авторы законопроекта определили (Статья 1) депрессивную зону по тому основанию, что там наблюдается устойчивый спад производства в основной отрасли, при том что «основная отрасль экономики — отрасль промышленности, строительства, транспорта, связи, торговли или сельского хозяйства, вкоторой в течение последних двенадцати лет было занято не менее 15 процентовобщей численности работников, занятых в экономике даннойтерритории, или доля которой в объеме валового регионального продукта составляет не менее 20 процентов». Есть основания утверждать, что спад производства — отнюдь не единственная форма депрессивности, но главное в том, что при такой дефиниции количество претендентов может возрасти в сотни раз относительно действительной потребности. В виде определяющих показателей (Статья 6.1) в законопроекте обозначены «значительное отставание от следующих средних по Российской Федерации показателей: уровень безработицы (в процентах от занятости экономически активного населения); соотношение денежных доходов и величины прожиточного минимума населения». Исследования убедительно доказывают, что ни официальный прожиточный минимум, ни официальные уровень доходов, или уровень безработицы не могут служить сколько-нибудь надёжными показателями депрессивности. Для того чтобы его оценить, необходимо воспользоваться множеством натуральных показателей и, прежде всего, динамики их изменений (см. далее: Инструментарий пространственного развития). Более того, авторы (Статья 7) определили, что «численность населения данных территорий должна быть не менее 30 тысяч человек», а это означает в свою очередь, что подавляющее большинство поселений или сельских округов, действительно подходящих под категорию «депрессивных», не будет выявлено в этом качестве.

Далее, согласно законопроекту, «данные территории обладают экономическим потенциалом, необходимым для перехода её экономики к устойчивому развитию, и существует объективная возможность существенно поднять уровень развития производства на данных территориях в течение ближайших пяти лет». Такое определение оставляет без ответа вопрос о том, что надлежит делать, если такой объективной возможности отнюдь не просматривается, и речь должна идти исключительно о мягкой поддержке остаточного на территории населения. Наконец, согласно законопроекту (Статья 8. 2), «Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации совместно сорганами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом в пределах своей компетенции оценивают состояние экономики соответствующих территорийРоссийской Федерации, выявляют депрессивные территории, нуждающиеся в федеральной поддержке, и разрабатывают проекты федеральных программ поддержки каждой такой территории». Как мы старались показать, это принципиальная ошибка: объективную оценку состояния территории в совокупности её характеристик может осуществить только федеральное агентство с участием местного самоуправления, поскольку на уровне региональной администрации объективированное знание территорий отсутствует.

 


Предыдущая Наверх Следущая