Вставка 8
Во Франции, с её традиционной унитарностью управления, планирование
было сосредоточено в трёх автономных секторах деятельности. Создание
скоростных линий железнодорожного сообщения (TVG), в несколько
раз сокративших время пересечения страны из конца в конец, осуществлялось
в кооперации государственного и частного капитала с ведущей
ролью первого. Развитие депрессивных зон юга страны, включая создание
технопарков и связанных с ними индустриальных узлов и развёртывание
индустрии отдыха, также велось как государственным, так и частным
капиталом, с тем что первый (с соответствующим правовым сопровождением)
вкладывался прежде всего в инфраструктуру, тогда как второй принял
форму локализованных инвестиций. Наконец, целенаправленная децентрализация,
имевшая задачей всемерное оживление провинции (в первую очередь,
региональных центров), осуществлялась национальным правительством
и за счёт государственного бюджета в тесном взаимодействии с муниципалитетами.
Развитие инфраструктуры культуры и, прежде всего, учебных, научных,
художественных комплексов, было намечено как ключевое средство
оживления всех видов деятельности, включая экономическую, и в
целом оно было успешно осуществлено в течение пятнадцати лет.
Вслед за этим деятельность планирования все заметнее сдвигается
в Европейский Союз, и национальное планирование в известной мере
становится элементом общеевропейского процесса. Великобритания
прошла серию мало успешных попыток осуществить развитие депрессивных
территорий за счёт строительства новых городов и новых жилых районов,
вслед за чем (уже правительства консерваторов) перешла к целенаправленной
поддержке самостоятельного, локализованного развития. Конкретные
планы развития старопромышленной зоны Манчестера-Лидса, Глазго
и меньших региональных центров долевым образом финансировались
из национального бюджета и в целом дали существенный толчок экономическому
развитию страны. Необходимо, вместе с тем, отметить, что вывести
ряд территорий (Уэллс, Корнуолл, северо-восточные графства) из
депрессивного состояния до настоящего времени отнюдь не удалось.
Нидерланды с их компактной территорией сосредоточили ресурсы национального
бюджета на том, чтобы за два десятилетия осуществить гигантский
гидротехнический проект, защитивший как старые, так и вновь осушенные
земли от затопления морем. При сложной, федеративной конструкции
Германии осуществлена реконструкция железнодорожной сети под скоростные
евроэкспрессы; осуществлена двадцатилетняя программа санации Рурского
бассейна, включившая закрытие и отчасти перепрофилирование сотен
производств; перенос федеральной столицы в Берлин и, наконец,
сложная и дорогостоящая программа ассимиляции земель бывшей ГДР,
об успехе которой говорить преждевременно и сейчас.
|