WWW.GLAZYCHEV.RU
Сайт В.Л.Глазычева


Россия: принципы пространственного развития

Вставка 9

Численность населения Псковской области неуклонно сокращается с 20-х годов ХХ века, и если в 1926 г. область насчитывала 1 млн. 677,4 тыс. человек, то к 2004 г. на её территории проживает лишь 747,3 тыс. человек. При этом, процессы депопуляции в сельской местности идут гораздо быстрее, чем в городских поселениях, что связано с деградацией сельского хозяйства на территории области. Большинство предприятий промышленного сектора области создавались как промежуточные звенья сложных производственных цепочек, география которых в эпоху СССР охватывала всю страну. Практически ни одно из предприятий области не производило конечную продукцию, в силу чего спад внутреннего производства после распада Советского Союза сказался на регионе сильнее, чем в среднем по стране.

В области более 8000 населённых пунктов (из них только 5000 имеют постоянное население). В настоящий момент излишне разветвленная сеть автодорог, протяженная инфраструктура тяжелым бременем ложатся на бюджет области. На региональном рынке труда сохраняется дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы, несмотря на рост вакансий за последние несколько лет. Основная причина — нарастающий дефицит квалифицированных кадров, деформации структуры и низкое качество рабочей силы. Конкурентным преимуществом области является её расположение между тремя полюсами экономического развития: развивающимися городскими агломерациями — Москвой и Санкт-Петербургом и масштабным рынком Европейского Союза. Через границу с Латвией Псковская область получает короткий выход на ядро рынка Евросоюза, а также на его динамично растущую часть — новых членов Евросоюза.

У Псковской области есть теоретическая возможность превратиться из периферии в контактную территорию ЕС и России. Таким образом, ключевой задачей для Псковской области становится формирование новых устойчивых конкурентных преимуществ. Именно так поставленная задача незамедлительно требует реконструкции объекта планирования с «захватом» одновременно сопредельных регионов России и зарубежных соседей и субрегионального территориального уровня.

Северные районы Псковской области находятся недалеко от быстро развивающегося Санкт-Петербургского транспортного региона. В силу этого, территория, лежащая в треугольнике Псков — Печоры — Остров, имеет предпосылки для формирования транспортного субрегиона. Аналогично, на юге области может сложиться «дочерний» субрегион, ориентированный на Москву. Для превращения Псковской области в транспортно-логистический центр, вовлечённый в глубокую переработку грузов, необходимо развитие железнодорожного и водного транспорта, а также развитие транспортных узлов. Цель — превратить область из транзитного «коридора» между Россией и ЕС в транспортный узел, являющийся важной частью транспортных регионов, формирующихся под влиянием Санкт-Петербургской и Московской агломераций, и выполняющий функцию переработки грузов, идущих в эти агломерации из Европы.

Развитие промышленно-транспортного узла Дно — Порхов — Дедовичи диктует необходимость создания портовых комплексов и реконструкция внутренних водных путей. Соответственно, планируется создание портовых комплексов «Псков» и «Сторожинец»; реконструкция внутренних водных судоходных путей Чудского и Псковского озер, Нарвского водохранилища, рек Великая и Нарва. Так как потребление природного газа из магистрального газопровода, после ввода новых энергоблоков Псковской ГРЭС, будет заметно увеличиваться, то целесообразна прокладка дополнительного газопровода Сланцы — Гдов — Псков, закольцевав систему и создав при этом условия для газификации поселений Гдовского района.

 Цель пространственного развития области — развитие структуры расселения, которая наиболее эффективна с точки зрения издержек на поддержание энергетических, коммунальных, транспортных инфраструктур, благоприятна для проживания и развития бизнеса. Реализация такого подхода предполагает формирование точек опережающего роста (агломерации Псков, Велики Луки, Дно-Порхов-Дедовичи, Остров-Опочка), с тем чтобы развитие малых городов могло преодолеть биполярность существующей системы расселения; оптимизацию сельской системы расселения, которая позволит существенно повысить качество социальных услуг и инженерных инфраструктур за счёт концентрации их в точках развития; развитие инфраструктурной связанности территории области, а также запуск проектов, направленных на повышение мобильности населения и создание жилищных условий для перемещения населения в центры развития.

Степень проектного насыщения городских агломераций Москвы и Санкт-Петербурга и непосредственно прилегающих к ним областей вскоре достигнет стадии, когда станет выгодно выносить производства на большее расстояние от этих городов. Первые признаки такого насыщения уже наблюдаются, что даёт Псковской области реальные шансы позиционировать себя как привлекательный регион инвестирования для продвижения товаров и услуг на российский рынок. В настоящее время различные инициативы и механизмы сотрудничества с Россией концентрируются в рамках новых Программ добрососедства, которые приходят на смену ранним проектам приграничного сотрудничества, финансируемым из средств ТАСИС. 

 


Предыдущая Наверх Следущая