Когда разом произносятся два слова: архитектура и общество, всякому
очевидно, что речь идёт о социальных проблемах архитектуры, архитектуры
внутри общества и для него, архитектуры как среды функционирования
людей. Когда же ведётся проектная разработка типового клуба с
залом на четыреста мест, обсуждается градостроительная роль здания
драматического театра в Ашхабаде или оценивается архитектурное
решение текстильной фабрики в Фергане, как-то само собой вдруг
оказывается, что обсуждение приобретает сугубо профессиональный
характер. Социальные проблемы архитектуры остаются где-то «над»
конкретной задачей, а конкретность здания или проекта редко поднимается
до них.
Социология архитектуры как научная дисциплина, исследующая «жизнь»
архитектуры в обществе, только тогда выполняет свою задачу, когда
находит ясные «мостики перехода» между уровнем общества и архитектуры
в целом и уровнем конкретного проекта, конкретного задания на
проектирование. Найти эти «мостики перехода»— на самом деле значит
их построить; ведь сегодня их отсутствие компенсируется лишь тем,
что заказчику представляется, будто он знает все действительные
потребности тех, для кого задумано сооружение, и архитектор считает,
что ему известны эти потребности. Практика же со всей убедительностью
показывает, что не только представления архитектора и заказчика
о потребителе не совпадают, но не совпадают между собой мнения
специалистов, выступающих в роли заказчика, резко различны мнения
архитекторов.
Социология архитектуры становится действительно научной дисциплиной,
т.е. производит объективные знания только в том случае, если она
способна множественность отдельных представлений заменить картиной
подлинного положения дел. Впрочем, это никогда и никому не мешает
интерпретировать такую картину по-разному, и знания ничью творческую
свободу ограничить не могут. Достичь такой картины можно только
в том случае, если мы откажемся всегда и по всякому поводу пользоваться
понятием «человек»: «человеку нужно», «человек хочет», «человек
не может» и т.п. Социология архитектуры не оперирует словом «человек»
не потому, что теряет связь с гуманитарными дисциплинами, а потому,
что для неё существуют не «люди вообще», а конкретные группы людей
в различных ситуациях, чьи вкусы, интересы, пристрастия, навыки,
привычки весьма значительно различаются.
Значит, для социологии архитектуры архитектура является прежде
всего производством полезных пространственных структур, обладающих
ценностью, т.е. вызывающих у различных людей оценку со знаком
плюс (восхищение) или минус (неудовлетворенность всех ступеней).
Человек же для социологии архитектуры — создатель архитектуры
и её потребитель в самом широком смысле. Удовлетворенность трудно
измерить, неудовлетворенность — напротив — всегда ориентирована
довольно чётко и (путем сравнения) относительно измерима. Отсюда
вполне естественно, что социология архитектуры интересуется прежде
всего всеми формами неудовлетворенности, возникающей в контакте
людей с архитектурой, интересуется изменением этих форм, так как
именно изменение форм неудовлетворенности является очень точным
показателем прогресса в культуре, ибо неудовлетворенность как
зеркало отражает потребность — уже осознанную или ещё только смутно
ощущаемую.
В самом деле, ещё недавно сам факт вселения в отдельную
квартиру вызывал столь сильное чувство удовлетворенности,
что «блокировал» все негативные реакции. Уже к началу 1960-х
годов суммируется неудовлетворенность габаритами и планировкой
квартир, что через некоторое время привело к известным положительным
сдвигам и в проектировании, и в строительстве. Потребитель
архитектуры очень скоро реагирует на новые удобства неудовлетворенностью
другим — непосредственным окружением микрорайонного пространства[*],
неравномерностью градостроительного комфорта в различных
районах нового строительства; вновь — уже на новом уровне
— размерами жилой ячейки, структурой организации квартиры,
в частности недоучетом в планировочном решении квартир того
обстоятельства, что дом все больше превращается в учебный
класс, кабинет, мастерскую, лабораторию.
На уровне общих наблюдений всё это отлично известно, и, казалось
бы, нужды в специальной социологии архитектуры не возникает; но
ведь общие наблюдения такого типа — уже есть элемент социологии
архитектуры, которой занимается архитектор на свой страх и риск,
сам того не замечая. Однако совокупность наблюдений только тогда
приобретает объективность основания планировки и проектирования,
когда облекается в факты, в цифры. Только в том случае, если нам
в количественном выражении известна неудовлетворенность отсутствием
в доме кабинета-мастерской, можно на перспективу мотивированно
планировать соотношение типов квартир в жилом районе.
Более того, у архитектора достаточно оснований полагать, что
характер неудовлетворенности уже созданным и потребности в ещё не созданном будут существенно различаться в зависимости от пола
и возраста, от профессии и типа хобби, от состава семьи и национальных
традиций— от всего того, что определяется понятным при всей своей
нестрогости выражением «стиль жизни». Определить количественно
все подобные различия архитектор не в состоянии, да и никак это
не входит в его профессиональные задачи — эту задачу может профессионально
решать только социология архитектуры.
Особенно резко необходимость в более точном, чем сейчас, знании
действительных потребностей проявляется в типовом проектировании.
Здесь — например в проектировании клубов — до настоящего времени
учитываются лишь простые количественные данные (ёмкость зала и
набор кружковых комнат), и архитектор не знает, где и кто будет
«привязывать» типовой проект, к кому он обращен. Не нужно быть
социологом, чтобы понимать: тех же размеров клуб в Норильске и
Пярну, в Нукусе и Муроме входит в совершенно различные жизненные
уклады и не может, не имеет права быть везде одинаковым. Тем не
менее необходимы специальные исследования, чтобы знать: сколько
должно быть выявлено принципиальных типов потребностей, как они
должны быть сгруппированы, какова в каждом типовом случае сфера
реального воздействия клуба (она может колебаться от сотен метров
до сотен километров в Сибири или в Казахстане).
Наверное, естествен вопрос: почему без специальной социологии
архитектуры зодчие прошлого создавали неоспоримые шедевры, сегодня
же понадобился особый посредник между архитектором и потребителем
архитектуры, между архитектором и заказчиком — и понадобился не
для создания шедевров ещё, а для обыденного проектирования?
На естественный вопрос несложно дать столь же ясный ответ. Зодчий
прошлого не только работал на конкретного заказчика, потребности
которого мог знать досконально, не только сам принадлежал к той
культуре, на которую ориентировался заказчик и потребитель, но
и работал в обозримом пространстве и ясно представлял себе численность
людей. Сегодня заказчик анонимен (учреждение), потребитель тоже
анонимен. В типовом проектировании анонимна и будущая ландшафтно-градостроительная
ситуация. В то же время выросло разнообразие внутри культуры,
в условиях социализма реализовано вовлечение всего народа в единый
процесс культурных преобразований, чего история европейской цивилизации
не знала никогда.
Сегодня всё это и ещё многое другое делает социологию архитектуры
объективной необходимостью, условием развития самой архитектуры
внутри развивающегося общества.
Итак, объективная потребность в социологии архитектуры есть,
а самой социологии архитектуры почти нет. Здесь нет надобности
детально разбираться в том, почему ростки этой дисциплины, возникшие
в 20-е годы, развивавшиеся до середины 30-х (Гинзбург, Ган, Розенберг
и др.), надолго заглохли и начать пришлось заново. Сейчас важен
факт: при гораздо большей ясности задач, чем полвека назад, при
том, что исследования по Ленинграду и Новосибирску, Волгоградской
области и районам Москвы (и ещё нескольким городам) дали немало,
сделанное остается ничтожной частью необходимого.
К сожалению, объем задач, возникающих перед не сформировавшейся ещё полностью научной дисциплиной, всегда резко превышает её сегодняшние
возможности. Социология архитектуры здесь отнюдь не составляет
исключения: наряду с выяснением объективной картины ожиданий потребителя,
обращенных к архитектуре, перед нами возникла несколько неожиданная
и тем более трудная проблематика.
В самом деле, говоря об архитектуре, мы все чаще обращаем внимание
на то, что архитектура включает не только способ создания зданий
и сооружений, не только действия творческой личности— архитектора,—
не только самую совокупность зданий и сооружений, но и организованную
сферу профессиональной деятельности. Следовательно, мысль и дело
архитектора оказываются в зависимости не только от содержания
архитектурной задачи, от материальных возможностей реализации
решения, но и от общего состояния организации
работы архитектора, утратившей прежний универсальный характер,
раздробленной и специализированной.
Чуть огрубляя для большей выразительности, мы можем сказать,
опираясь на знание практики, что в значительной её части (если
не в большинстве случаев) решение архитектурной задачи —
от задания к проекту и от проекта к реализации— оказывается
во многом предопределено ещё до того момента, когда задание на
проектирование поступает к авторскому коллективу. Решение
предопределяется системой норм, собранных в постоянно и быстро
стареющих СНиП; представлениями о желаемом, возможном и необходимом,
которые имеются у заказчика, у множества контролирующих, оценивающих
и утверждающих инстанций.
Коль скоро архитектура вовлечена в общественный процесс расходования
и обращения значительных, нередко огромных средств, материальных
ресурсов и рабочей силы, система оценки и контроля является объективной
необходимостью. Коль скоро работа архитектора в эпоху индустриализации
строительства гораздо теснее, чем раньше, сопрягается с работой
инженера, технолога, конструктора, экономиста, специалистов различных
научных дисциплин, такой же объективной необходимостью оказываются
определённые организационные формы взаимодействия специалистов,
склонные к саморазрастанию и отделению от первичных творческих
задач.
Тем не менее одна и та же объективная необходимость может действовать
через различные механизмы, одни из них могут быть более связаны
с содержанием архитектурного творчества, другие — менее, особенно,
когда они копируют организацию деятельности в промышленности или
администрации. Сегодняшняя практика проектирования и строительства
с убедительностью показывает, что организация труда архитектора
никак не может быть названа оптимальной, что её формы закоснели,
приобрели громоздкость и инерционную массу. Это известно каждому
практику— на его личном опыте, на опыте коллег, но такое знание
носит оттенок субъективного опыта, не обязательно для всех возможных
случаев, т.е. это знание эмпирическое, а не научное.
Социология архитектуры ставит исследование существующих и возможных
форм организации деятельности архитекторов и других специалистов,
поиск научно обоснованных оптимальных форм такой организации в
разряд строгих научных исследований, имеющих первостепенное практическое
значение.
Приведем ряд характерных примеров. Эмпирически известно, что
значительное число дипломированных архитекторов реально работает
вне сферы архитектурного проектирования, тогда как потребность
в квалифицированных архитекторах (судя по заявкам с мест и наличию
вакансий даже в центральных архитектурно-проектных институтах)
не удовлетворена. Каждый архитектор может назвать ряд своих коллег
по архитектурной школе, перешедших на административную, научную,
производственную работу, в художественное и художественно-прикладное
творчество. Каждый может назвать конкретные причины, побудившие
этих специалистов покинуть сферу архитектуры.
В то же время неизвестно: сколько архитекторов оказалось вне
сферы архитектурного дела в целом, сколько перешло из сферы архитектурного
проектирования в другие области, каковы пропорции между этими
группами, каковы наиболее типичные причины этого явления. Соответственно,
любые предложения, направленные на повышение занятости архитекторов
в сфере архитектуры, т.е. на повышение фактической «отдачи» архитектурной
школы, оказываются в научном смысле случайными.
Другой пример: эмпирически нам известны формы организации деятельности
архитектора в сфере проектирования. Организации различаются размерами,
центральной, региональной и местной подчиненностью, включённостью
в различные организационные структуры министерств и ведомств.
Известно также, что одни организации пользуются большим престижем,
другие меньшим; одни испытывают постоянную нужду в специалистах,
другие страдают от относительного «старения» коллектива, третьи
не могут периодически обеспечить полную профессиональную занятость
всех квалифицированных специалистов.
Повторим, всё это известно на уровне личного и группового опыта,
но это известное превращается в объективное знание только в том
случае, если облечено в сухие, но отнюдь не бесстрастные цифры.
Воспользуемся любопытным примером: опять-таки из практики известно,
что в архитектурно-проектных (так они определяются неформально)
институтах архитекторы пребывают в меньшинстве по отношению к
другим специалистам: технологам, конструкторам, сметчикам. Тем
не менее, опираясь на личный и групповой опыт, мы ни в коем случае
не можем обоснованно определить, каково пропорциональное отношение
между архитекторами как профессиональной группой и другими профессиональными
группами — «смежниками».
Исследование, проведенное сотрудниками сектора социальных проблем
советской архитектуры ЦНИИТИА в 1973 г., показало, что эти пропорции
существенно различаются по разным группам проектных учреждений
и колеблются от 1,2 до 14% архитекторов в штате специалистов учреждения.
Эти нехитрые количественные показатели позволяют мотивированно
задать ряд вопросов, имеющих для архитектурной деятельности весьма
существенное значение.
Один из таких вопросов: целесообразно ли распыление имеющихся
сил по множеству организаций, где архитекторов не более 10 человек
и группа архитекторов составляет около одного процента от общей
численности института? Не целесообразнее ли в ряде случаев создание
крупной архитектурно-проектной организации, имеющей в своем составе
лишь тех «смежных» специалистов, которые необходимы как эксперты
в контактах с различными специализированными институтами? Социология
архитектуры не может и не должна однозначно отвечать на этот вопрос,
но может существенно облегчить выбор возможных ответов, например
исследовав степень удовлетворенности выполняемой работой, характеризующей
деятельность архитекторов в различных учреждениях. Специальные
исследования «траектории» деятельности от исходного задания до
проекта и его реализации могут и должны выявить практически используемые
критерии оценки, указать те пункты, где в силу ведомственной разобщённости
архитектурно-проектной деятельности возникает постоянно дублирование
идентичных задач — не творческих (здесь «дублирование» в вариантности
решений — основа здоровья профессии), а технических.
Отметим также, что пути взаимодействия между архитектурным проектированием
и сферой строительного производства формировались без научного
обоснования и отнюдь не оптимальным образом. Очевидно, потому,
что ещё почти не начатые исследования организации архитектурно-проектного
дела в высшей степени актуальная задача, совмещающая в себе увлекательность
теоретического поиска с прямой практической полезностью получаемых
результатов.
В этой линии задач социологии архитектуры есть в высшей степени
любопытные теоретические проблемы, вплотную примыкающие к наиболее
тонким аспектам архитектурного творчества. В самом деле, архитекторы
работают в профессиональных группах, вступая в сложные профессионально-служебные
и личные отношения. Между формальной лестницей должностей и лестницей
творческого престижа неизбежно возникают несовпадения и разрывы.
Изучение сферы межчеловеческих отношений внутри профессионального
коллектива—одно из важнейших средств для выработки мотивированных
предложений по реорганизации существующей системы труда архитектора.
Социология архитектуры не может и не должна выдвигать суждения
о глубинном, методологическом содержании процессов архитектурного
творчества, однако, исследуя цели и принципы творчества своими
методами, она может существенно облегчить необходимые специальные
исследования. Так, именно социолог способен объективно, т.е. исходя
не из собственной концепции творчества и творческого метода, исследовать
пути утверждения и распространения образцов, механизм их нередкого
превращения в «штампы», роль авторитета мастера для изменения
и утверждения новых критериев функционально-художественной оценки.
Говоря несколько упрощенно, мы всё же можем сказать, что социология
архитектуры способна помочь исследованиям творческого содержания
архитектурной деятельности тем уж только, что именно её средствами
строже всего можно в этой деятельности выделить нетворческое и
отсечь его.
Это имеет немаловажное значение. Ведь следует считать очевидным,
что не всякая задача или подзадача архитектора была и остается
творческой, что архитектор, как и художник, и композитор, и учёный,
наряду с творчеством
занят решением множества по сути технических (в широком смысле
слова) задач. Отделить эти задачи, проанализировать их — значит
весьма и весьма облегчить общее совершенствование архитектуры
во всех присущих ей звеньях.
Задач перед социологией архитектуры, как мы видим, много. Тем
с большей тщательностью подготовки нужно развертывать исследования
в этой перспективной области, которая, сохраняя свой служебный,
вспомогательный характер по отношению к архитектуре, имеет немало
шансов стать важным средством теоретического и методического «самопознания»
архитектурной деятельности.
|