Их сорок и один руководитель группы Марк Коник
участников межреспубликанского семинара художников, на этот раз
состоявшегося в Баку.
Наверное, десяток раз вёл я проекты на подобных семинарах. Много
писал и о "своих", и о "чужих" и потому, пожалуй,
имею право на личную точку зрения. Творческий семинар дело всегда
трудное. В результате своей работы представить на суд города проектные
идеи, к этому городу обращенные, это вдвойне трудно. Если же,
как было здесь, единые по духу художественные предложения должны
быть выработаны группами, где 3, 5, а то и 9 художников из 2-х,
3-х, а то и 5-ти городов должны (иначе ничего не выйдет) действовать
так, словно это не группа, а один художник, то, наверное, труднее
не бывает.
Но
это и совершенно особенная трудность; уж если она преодолена,
то личные пристрастия, привычки, амбиции как-то расплавляются
наконец в общем в проекте и он начинает расти как живое существо,
возникает ни с чем несравнимое чувство причастности к этому общему.
Как ввести себя в состояние творчества? Здесь свои маленькие хитрости
у того, кто ведет все проекты разом и потому способен вести семинар
как единый организм к единой цели. Но этот сюжет, однако, интереснее
педагогам. А нам важнее сами проекты и то, почему они принадлежат
к роду искусства, а не, к примеру, шумному роду коммерческого
дизайна или клану техники.
Насыщенный жизнью городской пейзаж по меньшей мере пять веков
привлекает художников: они писали его, разбирали на элементы и
собирали заново каждый по-своему; они всегда проектировали и
проектную идею развертывали на полотне, на штукатурке, на доске,
на меди. Художники всегда внимательно изучали город эту удивительную
сцену, на которой никогда не прекращается красочное представление.
Проектировщики семинара тоже изучали город Баку, разбирали
его на элементы в своем сознании и собирали заново. И вот на картонах
и в огромных любовно сделанных макетах возник новый город. Тот
Баку, каким он может стать.
Но в проектах этих есть огромная разница с архитектурными проектами.
Художники семинара не переделывают, не столько делают заново,
сколько выявляют то, что есть, что скрыть или отодвинуть в тень,
неповторимую душу города.
Старый Баку, где на большинстве средневековых фундаментов вырос
живописный балаган "самостроя" XIX века, очень живописный,
но... почти непригодный для жизни.
Идея художников состояла в том, чтобы пространственный лабиринт
Старого Города сохранить полностью на месте разбираемых полуразвалин
должны появиться новые дома, в точности повторяющие размеры, пропорции
и пластику старых. В их стены должны быть вмурованы все "сувениры"
уходящего: балконы, ставни, резные двери, кованые решётки... А
чтобы Старый Город не умирал, не стал бы пустующим по ночам музеем,
проект предусмотрел возможность соединить в сложном лабиринте
проулков, переходов, лестниц, плоских кровель комфортабельные
квартиры, мастерские художников, кафе, библиотеки, музеи. Художники
показали, что можно создать современные дома, глубоко "свои"
для этого места, родственные ему своей плотью. Дальше дело за
архитекторами, а художники спроектировали сам образный строй архитектуры.
Можно быть уверенным в том, что бакинские архитектуры не останутся
равнодушными.
Старый город охвачен подковой нового города, созданного в конце
прошлого начале нынешнего века. Добротно построенные, добротно
орнаментированные здания, странноватая, не лишённая своеобразного
очарования мешанина архитектуры разных столиц и знаменитых городов.
Здесь есть прекрасная торговая улица, изрядно потертая временем
и все менее соответствующая ритмам современности. Художники "учили
её на память", рисовали десятки уличных ситуаций, по-своему
изучали механику торговых операций с точки зрения взаимодействия
основных партнеров: продавца, покупателя и пространства.
Возник проект, где к старому добавляется совсем немного, но так,
что возникает огромный и вместе с тем очень человечный "пассаж",
в котором грань между интерьером и пешеходной улицей размывается.
Старый Город спускается к нему, а подкова Нового Города упирается
в него. Это приморский бульвар любимое место для прогулок. Но
сегодня здесь все мешают друг другу: мамы с колясками, подростки
с гитарами, юные футболисты и пожилые собеседники.
Художники с блокнотами и фотоаппаратами не только глазами, но
и шагами познают здесь сложную жизнь города, потом из картона
и бумаги заново строят рельефы берега и вдруг видят, как, почти
не меняясь, не теряя ни одного дерева, не лишаясь ни одного
сооружения, бульвар может превратиться в трёхъярусную террасу.
Художники обнаруживают, что, не развешивая указателей, никому
ничего не запрещая и никого никуда не подталкивая, можно так распределить
плотность пространства, что на разных террасах сама собой организуется
разная жизнь: от многолюдья и его карнавальной пестроты до так
необходимой, особенно сегодня, в шумное и нервное наше время,
тишины возможности побыть один на один с морем.
По сути дела, Баку это много разных, вместе существующих городов.
Один из них это Чёрный город, вернее, его остатки: заводы, фабрички,
электростанции все то, с чего начинался индустриальный центр
Азербайджана сто лет назад. Проще всего, конечно, смести "старьё"
но нужно ли все сносить? Нужно ли стереть с лица земли
памятник труда поколений?
Художники увидели особую, странную красоту почернелого кирпича
оград и стен, умерших нефтехранилищ, ненужных трубопроводов и
задвижек, узкоколеек и низких фабричных труб. И вот возникает
в проекте памятник Черному Городу живой фрагмент старого индустриального
пейзажа обретает новое содержание.
Сквозь старые цеха и цистерны вьется маршрут мемориального музейного
комплекса, посвященного истории добычи нефти.
По другую сторону каменного гребня, за которым скрываются от
глаз бесчисленные огни Баку, лежит бухта Ильича замирающий нефтяной
прииск. Далеко отсюда, в море, ушли новые эстакады, а здесь "часовыми"
выстроились замершие вышки, лишь у подножия нескольких в полном
безлюдье мерно вскидывают железные клювы насосы-качалки.
Ещё пять, ну может, десять лет, и остановятся последние. Города
стремятся к вечности, месторождения рано или поздно умирают. На
земле каждый год возникают такие индустриальные пустоши. Чтобы
вернуть их земле, нужно много труда, времени, и опять вопрос:
как возвращать? Неужели надо полностью убрать след труда тысяч
и тысяч людей? Может быть, где-то это и разумно, но художники
семинара увидели другой путь. Да, со временем большая часть вышек
будет разобрана. Но есть самая первая вышка, давшая нефть, она
должна остаться. Есть (будет) последняя вышка, вытянувшая последние
капли нефти, и она должна остаться. Есть особые, именные вышки,
на которых ставились рекорды добычи, их тоже надо сохранить.
Совсем не обязательно долго идти к оставленным вышкам, к
которым с каждым годом все ближе будет подходить зелень (ее здесь
никогда не было), их можно будет разглядывать издали с помощью
специальной оптики. Здесь, на том месте, где когда-то сфотографировалась
на память группа русских инженеров, распланировавших бакинское
месторождение, встанет их монументальный "фотопортрет",
а над всей этой, с годами меняющейся панорамой на огромном электротабло
побегут цифры миллионы тонн добытого на Апшероне чёрного золота.
Все по отдельности вроде бы далеко от искусства. Ведь искусство
в том, чтобы собирать, соединять все эти элементы, в том, что
художник к арсеналу привычных композиционных средств работы в
трёх измерениях пространства добавляет режиссуру четвёртого
Времени, реального исторического. Сорок и один художник работали
как одержимые пятьдесят восемь суток на таких семинарах различие
между днём и ночью относительно. Все, что ими сделано, отдано
городу, который как можно было заметить по лицам на выставке
несколько растерялся под натиском вала сдержанной, контролируемой
художественной дисциплиной фантазии проекта. Это плодотворная
растерянность: архитекторы вспомнили, что кто-то из них предлагал
довольно близкое решение проблемы Старого Города, но потом об
этом как-то забыли. Художники стали другими глазами смотреть на
столь привычный для них процесс съеживания Черного Города под
натиском реконструкции. Горожанам стало легче вдруг осознать ценность
Бухты Ильича.
Предложения семинара не технические проекты для немедленного
их воплощения. Это особый жанр художественного творчества: проектное
высказывание, сочетающее расчет, композиционное умение и глубокое
переживание городского ландшафта, насыщенного человеческим, эмоциональным
содержанием. Город сам решит, что ему делать с новым проектом.
Семинар завершился. Художники отдали все, что имели и даже больше,
потому что в процессе сотворчества потенциал каждого растет за
счёт магической атмосферы совместной работы. Тот, кто хоть раз
дышал такой атмосферой, знает, что отданное без остатка возвращается
сторицей. И чем бы он ни занимался дальше керамикой или офортом,
мозаикой или гобеленом, он будет делать это иначе, чем прежде,
до семинара. Такова инерция творческого коллектива.
|