Теперь, когда
до конца календарного столетия/тысячелетия осталось менее тысячи
дней, легче понять, что в 1968 году завершился XIX век.
Поначалу это событие относили к первой Мировой войне, казалось,
покончившей с прогрессистским прекраснодушием. В этом была толика
правды после 1920 г. вообразить людей, играющих в шарады, трудновато.
Затем два великих перелома в одном 1929 году: у нас, где откат
к эпохе Николая I показал, что надеяться на то, что все как-нибудь
обойдется, более немыслимо; и на Западе, где после Великого кризиса
1929 года удержаться на плотике классического либерализма было
невозможно. Ещё позднее финал “железного” века усматривали в руинах
Берлина. И в этом была часть правды: на старой кинохронике, где
бы ни происходило дело, лица в предвоенной толпе восхищают каким-то
одномерным идиотизмом.
Однако цепкость ушедшего столетия превзошла все ожидания.
68-ой год стал рубежом. В то время эмоциональная реакция на отчаяние
дикторов пражского радио, под аккомпанимент нарастающего грохота
солдатских сапог по коридору, заглушала способность к анализу.
Однако же Пиррова победа социалистического интернационализма знаменовала
собой Большой Финал. В натуральной своей изоляции от мира, в понятном
местечковом своем эгоцентризме мы, здесь, понимали одно: более
нет места надеждам на то, что начатое Оттепелью худо ли, хорошо
ли имеет шанс продолжаться. Пятеро камикадзе вышли на Красную
площадь, ознаменовав начало диссидентского движения. Остальные
внутренне сжались, готовясь к процессам над инакомыслием, каковые
не заставили себя долго ждать. Казалось, что мы все постарели
на год в действительности мы состарились на целый век. Мы-то,
впрочем, ещё не слишком успели уверовать в неизбежность социального
прогресса, ведь со смерти Хозяина миновало всего пятнадцать лет.
Щедринская фраза “Может быть нас и не перешибет
пополам, как мы того ежечасно ожидаем” стучала в мозгу
как метроном.
Психологический шок западных интеллектуалов был мощнее.
Стало невозможно внутренне и непристойно внешне невозбранно поносить
пороки западной демократии и, вопреки здравому смыслу, видеть
в коммунизме хотя бы теоретическое благо. Десятки лет книги беглецов
на Запад кричали о реальном социализме: их читали, но им не верили.
Даже будапештская трагедия 56-го оказалась недостаточна ещё, чтобы
сказать нет иллюзиям юности. После Праги оборвалось. Игра во
всемирность коммунизма окончилась. Коммунизм съежился до азиатско-африканской
групповщины, некоторое время ещё подпитываемой Кремлем. Но если
в Европе исповедовать коммунистичность любого окраса стало немыслимо,
то что вообще исповедовать?
Уже перешла в конструктивную фазу революция хиппи, нераспознанная
никем, кроме Герберта Маркузе, коего всерьёзникто почти не принимал.
Возбужденное студенчество крушило заскорузлую систему образования,
распаленная творческая молодёжь рассаживала привычную систему
ценностей, в политике однако же, украсив чело и грудь портретами
Мао и Че, тяготела к поэтике разбоя.
Пофигистская деконструкция вступала в пору недолгого расцвета.
Век профессионализма
уступил место веку корпораций.
|