Новации законные и беззаконные

Замечательный писатель, в текстах которого переплелись позднеантичная страсть к диалектике и раннехристианская жажда добра и света, среди прочего заповедал: «"Что же скажем? Неужели от закона грех? Никак; но я не иначе узнал грех, как посредством закона, ибо я не понимал бы и пожелания, если бы закон не говорил: "не пожелай!"».

Федеральный закон "Об основах организации местного самоуправления", не единожды измененный под давлением "губернаторского клуба", сначала поманил гражданина России мечтаниями о его самости в роли опоры муниципального бытия, а затем аккуратно обозначил все то, чего ему не полагается желать. Ему не должно желать, чтобы его, вместе с ему подобными, признали дееспособным, то есть находящимся в том состоянии, когда homo habilis может определить, что в селе или в городе надлежит сделать сообща в первую очередь. Вместо этого ему полагается сверять каждый шаг со списком трёх десятков полномочий, закрепленных законом.

Он может принять участие в выборе главы "муниципального образования", что бы это словосочетание ни означало. Но может и не принять — и не только по своей воле, но и в случае если городское собрание (оно же Дума) примет устав, согласно которому главу оно может избрать самостоятельно, из своего состава. Если вместо избираемого жителями мэра, будет такой городской голова, избранный депутатами, то они же могут нанять управляющего по конкурсу — сити-менеджера. Ещё бы, конечно, иметь обученных сити-менеджеров! Если в подготовке и реализации такого рода процедур примет активнейшее участие областная (республиканская) власть, то ведь в протоколах этого не будет, значит, и факта такого как бы не будет тоже. Каждый сверчок знай свой шесток — для подтверждения этой давней максимы закон вообще-то не нужен, но мы строим правовое государство, так что — нужен.

Особенно он нужен в условиях, когда на головы обывателей обрушились другие законы и кодексы, прямые и косвенные эффекты введения которых обыватель мог ощутить незамедлительно, хотя их происхождение и природа в одних случаях понятны, а в других нет. По роду общественной деятельности я получаю огромную почту, и вот, скажем, кусочек письма от жителей поселка Углеродный, ранее бывшего в подчинении города Гуково, а теперь — Красносулинского района Ростовской области.

"В результате таких преобразований посёлок лишен машины "скорой помощи", поликлиника работает без врачей, физиотерапевтический кабинет разоборудован здравотделом города Гуково, больных из поселка в Гукове не принимают, дождаться "скорой помощи" из города Красный Сулин сможет не каждый...

Поселковый совет остался без средств к существованию. За два месяца 2006 года в его бюджет поступила 1000 рублей, что недостаточно даже для оплаты уличного освещения, которое обрезано сейчас гуковскими электросетями...

Нас, шахтеров-пенсионеров, лишили пайкового бесплатного угля за 2005 год... Льготу отменили, а монетизировать забыли...".

Но, может, это только забытые пенсионеры? Отнюдь нет. Вот фрагмент обращения в Общественную палату, солидарно подписанного главой наукограда Пущино, председателем совета депутатов и руководителем Пущинского научного центра РАН:

"Серьезным тормозом в развитии Пущино является отсутствие необходимых органов исполнительной власти: налоговой инспекции, регистрационной службы, самостоятельной пожарной службы, паспортно-визовой, лицензионной и ДПС служб. В сложившейся ситуации по любому вопросу жители Пущино и работающие здесь предприниматели, а также сотрудники Академии наук вынуждены ездить за 30 км в Серпухов, выстаивая там многочасовые, унизительные очереди".

Заметим, что все перечисленные службы ранее в Пущинe имелись!

Коль скоро речь зашла о Серпуховском районе, то вот ещё одна выдержка из письма главы городского поселения Оболенск:

"По закону Московской области администрация городского поселения должна работать по смете, без своего бюджета. Однако в смете, утвержденной советом депутатов Серпуховского района, выделены средства только на содержание аппарата администрации. Остальные статьи расходов либо отсутствуют, либо настолько мизерны, что не позволяют проводить никаких серьёзных мероприятий... Под большим давлением со стороны главы Серпуховского муниципального района все вновь избранные главы городских и сельских поселений нашего района (кроме меня) свои полномочия передали обратно в район... обещали большие проблемы в нашей дальнейшей работе, также никакого финансирования со стороны районного и областного бюджета".

Таких писем сотни только на моем столе.

Есть ещё одно важное обстоятельство, которое в горячке законотворчества явно не приняли во внимание. Говорят: как яхту назовёшь, так она и поплывет, и доля правды в этом есть. Узаконение неуклюжих понятий "сельское поселение" и "городское поселение" есть непростительная ошибка. В России на поселение ссылали! К тому же ни один нормальный человек не может понять, что такое "сельское поселение", в которое входят десятки деревень, включая и те, где жителей осталось двое-трое, а то и ни одной души. Есть такие места, и их немало! Возрождение понятия "сельская волость" поставило бы все на свои места, но это почему-то не было сделано. Обозначение же "городское поселение" воспринимается жителями множества городов, часто древних и славных, как прямое унижение, как оскорбление! Городское поселение Выборг! Городское поселение Углич! Городское поселение Александров!

Напротив, узаконенная новация "городской округ" имеет глубокий и внятный смысл и отражает несомненный факт состоявшейся урбанизации не только и не просто страны в целом, но и — по-прежнему говоря — районов, в которых сельское хозяйство и сельское расселение в радиусе порядка 50 км составляет с городом нерасторжимое целое. Беда лишь в том, что только в статусе городского округа место обитания, что из поколения в поколение именовали городом, может де-юре иметь собственный бюджет и... пытаться его исполнить. "Пытаться" — потому что полномочия-то передали, а вот средства для их исполнения либо дадут, либо дадут половину, либо не дадут вообще. Как говаривал Салтыков-Щедрин, "жители к питанию склонны, но средств для оного не имеют". К тому же закон вполне допускает, что региональная власть сама определит, будет ли округ или нет. Для этого достаточно и того, чтобы эта власть приняла соответствующее решение: статус городского округа не давать никому! А вот проводить по этому поводу референдум в надежде на то, что обыватели сами принесут волюшку к ногам начальства, или не проводить — решает все та же губернская власть.

Зато местное самоуправление как бы всё же есть. И исполняет оно очень важную функцию: обыватель понимает одно — это его ближняя власть не в состоянии ответить, почему в муниципии все как-то не вполне так получается, а власть дальняя, власть горняя, — та делает все, чтобы получалось как надо, вот только холопы плохо справляются со своими обязанностями. Идея понятна, только под ногами путаются чудаки, которые не только имеют своё мнение, что уже есть некое даже вольнодумство, но и грамоте знают, и потому пишут не одни жалобы, но и внятные статьи.

И не только пишут, но даже свои газеты издают, вроде газеты Камышловского сельского центра общественных инициатив с несколько вызывающим названием "Территория народной власти". Камышловский район находится в Свердловской области. Редакция — в селе Галкинское. Тираж 3000 экземпляров. Издается на частные средства, распространяется бесплатно. Есть "Местное самоуправление", что давно издается в Обнинске, или "Рыбинская среда", но есть и газеты вроде той, что издает Геннадий Мамин в Лискинском районе Воронежской области тиражом 150 экземпляров. И ещё есть Интернет, уже добравшийся до таких мест, о каких никто почти и не слышал, вроде Акбулака в Оренбуржье.


Опубликовано в "Русском журнале", 26.09.2006

См. также

§ Глубинная Россия: 2000 — 2002

§ Избранные лекции по муниципальной политике



...Функциональная необходимость проводить долгие часы на разного рода "посиделках" облегчается почти автоматическим процессом выкладывания линий на случайных листах, с помощью случайного инструмента... — см. подробнее