Программа,
с которой выступает кандидат в народные депутаты СCCP
от Союза архитекторов СССР секретарь его правления В.Глазычев,
была изложена им в беседе с корреспондентом «Архитектуры»
А.Антоновым.
Важнейший вопрос, который стоит сегодня перед новой формой
советской власти, перед будущим Верховным Советом СССР,—
это вопрос о действительном соотношении власти и жизни людей
в реальном пространстве. Я глубоко убеждён, что интересы
сохранения и развития реальной среды человеческого существования
в нашей огромной и невероятно разнообразной стране упираются
сегодня в несколько ключевых проблем, решение которых предопределяет
возможность или невозможность развития архитектуры и строительного
комплекса,
Изначально искусственно заниженная стоимость строительства
(я имею в виду жилищно-гражданское) обрекает всех профессионалов,
вовлеченных в процесс, на совершенно безумную гонку по кругу,
разорвать этот круг можно, только приведя в соответствие
действительной общественной потребности в достойной человека
среде выделяемые на это финансовые и материальные ресурсы.
По сути, речь идет о политическом решении, требующемся
для того, чтобы отнять гигантские средства, закапываемые
в землю Минводхозом, Минэнерго и иже с ними. Часть этих
средств должна быть немедленно переброшена на реализацию
программы «Жилище-2000» (лучше бы говорить о достойной среде
начала будущего столетия, основы которой закладываются сегодня.
Принципиальное значение имеет и сама система обеспечения
реализации общественных целей при градостроительстве. Сегодня
мало одной декларации о передаче власти Советам на местах,
что на деле нередко выливается лишь в переход Советов или
исполкомов на хозрасчет и может приводить лишь к удорожанию
проживания в тех же самых условиях. Поэтому при обсуждении
проекта Закона о местном самоуправлении (а оно грядет и
развернется уже вскоре) необходимо добиваться изменения
структуры самого его текста. Потому что известные мне его
редакции являются слепками традиционных нормативных суждений.
Тогда как без закона, определяющего способ приведения среды
к норме человеческого существования путем создания экономического
механизма реализации прав человека,— без этого мы сделать
ничего не сможем.
Необходимо также проведение системы мер по ликвидации монополии
как таковой. Монополии в промышленном производстве и уж
тем более монополии в строительном комплексе. Сегодня мы
имеем дело с супермонополизированной системой, которая воспроизводится
во всех деталях при формальном расчленении по ведомственным
системам строительного обеспечения (или по территориальным,
как в Москве, Ленинграде и Киеве). Разрушение монополии
есть шаг к действительному завоеванию свободы от диктата
производителя. Глубоко убеждён, что без расчленения строительного
комплекса на разномасштабные строительные фирмы, что можно
сделать с помощью некоего подобия антитрестовского законодательства,
известного в других странах, мы не сможем обрести действенного
рычага в борьбе с этим гигантским домостроительным конвейером.
Потому что в его власти — мощное орудие общественного шантажа:
«мы можем работать только так, потому что иначе не выполним
политически первозначимую программу «Жилище-2000».
Законодательное расчленение этого тотального монополиста
на элементы, вынужденно конкурирующие друг с другом, влечёт
за собой другую задачу: отнять возможность распоряжаться
средствами на капитальное строительство у каких бы то ни
было ведомственных структур, полностью передав это в систему
заказов — городского, колхозного, кооперативного, индивидуального.
Сегодня это тоже требует политических решений.
Если эту мысль продолжить, то мы переходим к следующему
этапу: мы не можем сдвинуться всерьёз в нашей деятельности
без ликвидации той гигантской командной структуры, которая
наросла над строительной, градостроительной, архитектурно-строительной
деятельностью. Я имею в виду ликвидацию Госстроя СССР. В
принципе для того, чтобы строить дом, поселок, город, никакой
Госстрой не нужен. Означает ли это отрицание каких бы то
ни было государственных органов контроля, надзора и обеспечения
минимальных, подчеркиваю, норм среды обитания во всех её
элементах — от проветривания квартиры до безопасности на
улицах городов? Нет, не значит. Когда я говорю об устранении
ныне существующего Госстроя СССР, я предполагаю острейшую
необходимость иметь комитет ли, комиссию на его месте с
функцией государственной инспекции, располагающей чрезвычайно
высокими правами и являющейся вневедомственной, непосредственно
подчиненной Верховному Совету или Совету Министров. Без
такой инспекции в нашей пока еще чрезвычайно низкой по уровню
культуры системе заказа и подряда мы были бы обречены на
то, что в огромном количестве мест качество жизни могло
бы только ухудшиться.
Но ведь это потребует, с одной стороны, закрепления в очень
чётком архитектурно-градостроительном законе минимальных
требований к городу, дому, подъезду, квартире, проезду,
связям между городами и т.д. С другой стороны, никто и никогда
не сможет отказаться от системы определенных строительных
норм. Нельзя даже выжить без норм на минимум вентиляции,
пожарной безопасности и т.д. и т.п. Следить за такими вещами
может только государственная инспекция. Но работать всерьёз
она сможет лишь тогда, когда рядом с ней будет общественная
инспекция, которая смотрит уже не на минимум, а оценивает
совокупное реальное качество.
Это трудно. Мы к этому не привыкли. Придется не только
добиваться внедрения этих норм в сознание, но нужно еще
добиться их понимания. И здесь мы невольно передвигаемся
на следующую ступень магистральной задачи, увы, тоже носящей
характер политического, а не просто организационного решения.
Мы имеем дело с невероятно низким уровнем обыденной, бытовой
культуры. Значит, перед нами неизбежно встает вопрос о необходимости
радикального изменения положения с выработкой культурного
стереотипа, стандарта (я не говорю сейчас о высотах духовной
культуры). Вот этот стандарт недопустимо низок, и он как
гиря тянет вниз любую форму производственной деятельности,
любую форму общежития человеческого. Стандарт — фундамент
нормальной среды, поэтому и архитектуры тоже.
Поэтому реальная задача сегодня — реформа образования с
целью выработки
элементарных навыков художественной культуры с самого
низкого возрастного уровня наряду с всей системой приобщения
к знаниям и умениям. Борьба за завоевание большинства в
понимании бездны, в которой оказалось наше человеческое
общежитие и наша среда, оказывается сегодня принципиальным
условием вообще всякого качественного сдвига.
Сегодня необычайно важно поднять общую норму наших требований
к среде. Архитекторы в изоляции, сами по себе, добиться
перемены ситуации не могут. Необходимо выстраивать некоторый
общий фронт давления, агитации, пропаганды, убеждения со
стороны тех, кому небезразличны судьбы культуры и экономики
страны, направленный на одну цель: защиту нормальной человеческой
среды и поэтому человеческого достоинства. Это право человека,
оно записано в декларации, которая подписана нашей страной.
Но мы еще ни разу не приблизились к тому, чтобы это право
осмыслить как категорийную задачу. Значит, нам необходимо
завязывать все сегодняшние группы давления, возникающие
в среде академической науки, в среде наших коллег по другим
творческим союзам, фондам, общественным организациям в единую
программу реформирующей деятельности.
Очень трудно профессионалам давалось и даётся действительное
взаимодействие с общественным мнением. Это трудно, потому
что всякий профессионал естественно мыслит себя монопольно
обладающим определенным представлением о необходимом, будь
то форма нового города, фасон платьев или выбор оборудования.
Работают здесь совершенно понятные и чёткие несхождения
общественного мнения и стереотипов профессионалов, которые
не очень-то заинтересованы во владении этим знанием общественного
мнения. Поэтому возникает магистральная проблема вхождения
в систему общественных представлений, чтобы работать не
с призраками, а с фактами.
Должен сказать, что мне в этом отношении повезло: опыт
нескольких месяцев теснейшего сотрудничества с активистами
движения «Мемориал», опыт убеждения людей на улице, а не
через текст был очень мучителен, потому что я должен был
постоянно сламывать собственные привычки действовать, как
мне казалось, эффективно. Но и очень полезен.
Это заведомо трудно. Но эта задача носит сегодня совершенно
очевидный программный характер. Особенно в условиях, когда
индивидуальный заказчик или малая группа горожан в качестве
заказчика начинает маячить на горизонте как реальная сила
в рамках первых шагов начинающейся экономической реформы.
Вопрос ставится предельно однозначно: архитектор должен
выступать действительным представителем действительного
заказчика. Другого пути просто нет. Все остальное означает
остаться в хвосте того оздоровительного вихря культурно-социальных
процессов, который проносится над страной.
|