Вячеслав Леонидович, последние события вокруг трагедии
в Ясенево чётко показывают: «московское чудо», активно рекламируемое
нынешними отцами города, на самом деле крайне уязвимо. Может ли
«Трансвааль» стать прологом серьёзного кризиса всей системы столичного
мегаполиса? И в чем этот кризис будет заключаться?
«Трансвааль» не пролог. Прологом был снос высотного «Националя»,
который при всем архитектурном убожестве своем был вполне приличным,
прибыльным заведением на три звезды в центре города. «Прологом»
остается вечная система «ямочного» ремонта столичных дорог и т.п.
Катастрофа в Ясеневе, на мой взгляд, как раз фиксирует не московский,
а российский цивилизационный кризис: неспособность
нашей культуры справиться со сложными системами, если они мирного
назначения (теперь уже и с военными не очень получается, впрочем).
Московского в этом кризисе только то, что московское начальство
и поощряемые им инвесторы, не отдавая себе в этом отчёта, игнорируют
недопустимость халтуры, которая в нашей культуре терпима в элементарных
объектах.
Каковы Ваши прогнозы последствий нынешнего строительного
бума в столице? Правда ли, что большинство новых московских высоток
может попросту обвалиться?
Думаю, что слухи об эпидемии обвалов сильно преувеличены скорее
следует не без оснований опасаться обвалов в зонах скверных подземелий
дело в том, что всё же в проектах, даже посредственных, издавна
принято на всякий случай множить на три. Иное дело, что с качеством
отделки и отчасти монтажа (в мелочах) дело скверно даже в дорогих
домах, не говоря о прочих. При гадких московских грунтах качество
геологических изысканий всегда здесь было низким и не с чего ему
вдруг улучшиться, а с гидрогеологией всегда было совсем скверно,
и будет ещё хуже.
Сейчас многие говорят об угрозе транспортного паралича
в столице
Транспортный паралич должен состояться в течение ближайших трёх
лет по той причине, что московские власти упорно не желают заниматься
скучным и не самым прибыльным делом создания мелкоячеистой системы
«гостевых» парковок в ткани центра. Более того, власти грезят
о перехвате автомобилей на подступах к центру, что и не получится
по нашим нравам, и, главное, не решает проблемы. Не решит потому,
что главный источник кризиса не в центре, а в районах 70-х годов
и позднее, так как при нынешней реконструкции сохраняется чудовищно
укрупнённая сеть проездов, а власти даже не пытались откорректировать
планировку жилых районов, бодро торгуя участками под точечную
застройку.
Будет ли дешеветь московская недвижимость?
Пока что жильё в Москве стоит столько, сколько готовы платить
люди, убоявшиеся падения доллара и стремящиеся вложить излишки
в недвижимость. Когда «пирамида» недвижимости испытает обвал,
что неизбежно продать станет все труднее, сдать тоже выявится
новая действительная рыночная цена. Спрогнозировать её пока невозможно,
так как она будет зависеть и от инфляции, и от движения цен в
регионах.
Можно ли говорить о возможности повторения «кризиса
городов» (известного синдрома Америки 70-х гг.) применительно
к Москве? Какую роль в этой связи может сыграть Подмосковный регион?
У нас кризис города разворачивается существенно иначе, чем в
США. Центру Москвы в ближайшие годы запустение не грозит, и подпор
на рынке жилья обеспечен его скупкой региональными новобогатенькими.
Подмосковные города уже вбирают в себя существенную часть московского
«среднего класса» и будут это делать дальше, если алчность областных
властей не возобладает, и продажные цены не взлетят за грань терпимого.
Коттеджные посёлки и экограды для среднего класса в
Подмосковье это миф или реальность?
Рынок коттеджного строительства встроен в «элитный» ряд, вслед
за чем и взвинтилась цена сотки почти повсеместно «среднему
классу» здесь делать будет нечего, как только будут застроены
участки, ранее приобретенные теми, кто вытягивает строительство
дома годами. «Экограды» предполагают другой уровень культуры и
другой уровень правосознания, правотворчества и правоприменения,
чем тот, который у нас пока что возможен.
Наверное, самый главный вопрос. Какой, по Вашему прогнозу,
будет Москва через пять (десять) лет?
Можно предположить с высокой степенью вероятности, что в течение
ближайших десяти лет крупные массивы 9-ти, 12-ти и 16-тиэтажных
домов со стажем 40 20 лет погрузятся в состояние трущоб, утратив
остатки дееспособного населения, которое сумеет сбежать за черту
Москвы. Вполне вероятно, что часть новой «элитной» застройки в
центральной части города выйдет из моды из-за некомфортности среды.
Вслед за бегством платежеспособных владельцев за город или на
новые (освобожденные) площадки неизбежна деградация «элитных»
домов, содержание которых слишком дорого для «среднего» класса.
Трудно ожидать, чтобы дорогие магазины центра смогли долго (впрочем,
не исключено, что их главная функция не в торговле, а в отмывании
денег, что усложняет картину) выдержать конкуренцию: слетать одеться
в Лондон или Милан и надёжнее, и не дороже сдерживает только
лень и отсутствие навыка. Сплошное торговое кольцо вдоль внешней
стороны МКАД может обрасти развитой досуговой инфраструктурой,
что «вывернет» Москву наизнанку. Казенный, не слишком интересный
в туристическом отношении центр и жилое-живое внешнее кольцо
вполне вероятная перспектива.
Каковы могли бы быть Ваши общие рекомендации по организации
пространства московского мегаполиса?
Рекомендовать пока что нет смысла, поскольку рекомендовать можно
стратегически озабоченному городу, в котором есть самосознающее
городское сообщество и, соответственно, местное самоуправление.
Нынешняя Москва не город, не мегаполис, а сплошь урбанизированная
губерния, сводящая стратегирование к умножению колец, новым промрайонам
и мечтаниям о толпе щедрых туристов. В рекомендациях такая губерния
пока что не испытывает нужды, как не испытывает потребности и
в независимой экспертизе, а сотрясать воздух не интересно.
|