- Вячеслав Леонидович, Вам приходится много ездить по
стране. Хотелось бы «из первых уст», узнать о том, как реализуется
122 закон на местах.
Глазычев В.Л.: Насколько могу судить по губернским
и муниципальным СМИ Нижегородчины, откуда только что вернулся,
основная паника улеглась. Ищут и находят способы штопать
наиболее болезненные прорехи конкретного характера
совершенно неизбежные, потому что охватить одной схемой
все многообразие путаных ситуаций с совмещающимися или вытесняющими
одна другую льготами невозможно в принципе. Федеральная
власть расплачивается за то, что попыталась сбросить с себя
ответственность на регионы, не дав им в этом деликатном
деле самостоятельности, что является уже ошибкой органической.
- Можно ли констатировать, или прогнозировать успешное
завершение процесса реформирования?
Глазычев В.Л.: О завершении не приходится
говорить процесс затянется надолго. Достаточно вспомнить
ситуации, когда выдача льготных проездных билетов ничего
не решит, так как муниципальный транспорт в ряде городов
почти не функционирует, а способ возмещения убытков частным
перевозчикам не известен и не понятен. Индивидуальные же
драмы, связанные с ситуациями, когда, скажем, и родители
и дети инвалиды, а бывший чернобылец ещё и страдает психическим
расстройством при жене почётном доноре и т.д. и т.п.
растянутся на долгие месяцы даже при самом благоприятном
исходе дела.
- Насколько показателен и поучителен этот процесс для
реализации последующих либеральных реформ?
Глазычев В.Л.: Во-первых, есть слабая надежда,
что власть научится не всегда спешить, пользуясь параличом
однопартийного парламента и избегая всесторонней независимой
экспертизы. Президент дал ввести в себя в заблуждение, поверив,
что можно провести реформу, не вызвав отчаяния и даже ярости
миллионов людей.
Во-вторых, есть тень надежды на то, что федеральная власть,
укрепив подконтрольность региональных начальников, совершит
качание маятника в обратную сторону и сдвинет пропорцию
распределения средств в пользу регионов. Только это в принципе
позволит осуществить реформу ЖКХ, не стянув проклятия на
голову президента и оставив федеральной власти свободу маневра.
В-третьих, понятно, что введение в действие Закона об основах
местного самоуправления в утвержденной редакции необходимо
отодвинуть на несколько лет.
В-четвёртых, очевидно, что президент загнал себя в трудное
положение: с одной стороны, надо формировать Общественную
палату, с другой понятно, что Общественная палата
либо будет тормозить любые реформы, которые не могут быть
приятными для всех, либо будет «ручной» и сразу же себя
дискредитирует.
Жаль, что эта наука оказывается очень дорогим удовольствием.
|