Наука проведения социальных реформ
оказывается дорогим удовольствием

- Вячеслав Леонидович, Вам приходится много ездить по стране. Хотелось бы «из первых уст», узнать о том, как реализуется 122 закон на местах.

Глазычев В.Л.: Насколько могу судить по губернским и муниципальным СМИ Нижегородчины, откуда только что вернулся, основная паника улеглась. Ищут и находят способы штопать наиболее болезненные прорехи конкретного характера — совершенно неизбежные, потому что охватить одной схемой все многообразие путаных ситуаций с совмещающимися или вытесняющими одна другую льготами невозможно в принципе. Федеральная власть расплачивается за то, что попыталась сбросить с себя ответственность на регионы, не дав им в этом деликатном деле самостоятельности, что является уже ошибкой органической.

- Можно ли констатировать, или прогнозировать успешное завершение процесса реформирования?

Глазычев В.Л.: О завершении не приходится говорить — процесс затянется надолго. Достаточно вспомнить ситуации, когда выдача льготных проездных билетов ничего не решит, так как муниципальный транспорт в ряде городов почти не функционирует, а способ возмещения убытков частным перевозчикам не известен и не понятен. Индивидуальные же драмы, связанные с ситуациями, когда, скажем, и родители и дети инвалиды, а бывший чернобылец ещё и страдает психическим расстройством при жене — почётном доноре и т.д. и т.п. растянутся на долгие месяцы даже при самом благоприятном исходе дела.

- Насколько показателен и поучителен этот процесс для реализации последующих либеральных реформ?

Глазычев В.Л.: Во-первых, есть слабая надежда, что власть научится не всегда спешить, пользуясь параличом однопартийного парламента и избегая всесторонней независимой экспертизы. Президент дал ввести в себя в заблуждение, поверив, что можно провести реформу, не вызвав отчаяния и даже ярости миллионов людей.

Во-вторых, есть тень надежды на то, что федеральная власть, укрепив подконтрольность региональных начальников, совершит качание маятника в обратную сторону и сдвинет пропорцию распределения средств в пользу регионов. Только это в принципе позволит осуществить реформу ЖКХ, не стянув проклятия на голову президента и оставив федеральной власти свободу маневра.

В-третьих, понятно, что введение в действие Закона об основах местного самоуправления в утвержденной редакции необходимо отодвинуть на несколько лет.

В-четвёртых, очевидно, что президент загнал себя в трудное положение: с одной стороны, надо формировать Общественную палату, с другой — понятно, что Общественная палата либо будет тормозить любые реформы, которые не могут быть приятными для всех, либо будет «ручной» и сразу же себя дискредитирует.

Жаль, что эта наука оказывается очень дорогим удовольствием.


Интервью для Кремль.org 08.02.2005

См.также

§ Лоскутное одеяло России

§ Глазычев В.Л. Антропоток — проблематизация понятия

§ Глубинная Россия: 2000-2002

§ Экспедиции по малым городам Приволжского федерального округа

§ Доклад на семинаре «Российская жизнь на уровне административного района»



...Функциональная необходимость проводить долгие часы на разного рода "посиделках" облегчается почти автоматическим процессом выкладывания линий на случайных листах, с помощью случайного инструмента... — см. подробнее