В польской трагедии «южного следа» нет

Нынешняя зима с её непривычными для Европы катаклизмами — от неожиданно крепких морозов до сильнейших снегопадов, — высветила очередные проблемы в строительстве, когда экстремальные погодные условия создают почву для аварий, подобных тем, что произошли в последние недели в Германии и Польше. Гибель людей под конструкциями, не выдержавшими испытания зимой, напомнила и о трагедиях в России — в столичном аквапарке и бассейнах в Перми и Чусовом. О случайностях и закономерностях подобных трагических происшествий обозреватель Страны.Ru побеседовал с экспертом в области дизайна и проектирования городского развития, доктором искусствоведения, профессором МАрхИ Вячеславом Глазычевым.

— Вячеслав Леонидович, трагедия в польских Катовицах — это случай из той же "серии", что и "Трансвааль", и рухнувшая крыша в Германии?

Глазычев В.Л.: Отчасти этот случай вписывается в общий тренд. Но я хотел бы подчеркнуть, что объединяет все подобные истории не столько брак строителей, сколько недофинансирование инвесторов или же жадность тех, кто эксплуатирует объекты. То есть можно сказать, что в погоне за денежкой люди пренебрегают техникой безопасности, элементарными правилами строительства и эксплуатации сооружений, что и приводит к трагедии. Судя по той информации, которой я владею на сегодняшний день, в Польше облегченная конструкция не выдержала масс снега и рухнула под его тяжестью.

— То есть избежать трагедии было невозможно?

Глазычев В.Л.: Скорее всего, так и есть. Фото и видеоматериалы дают недостаточно полную картину, но можно сказать, что сама крыша выставочного центра не рассчитана на такое количество снега, что выпал в эти дни, к тому же она крайне неудобна для уборочных работ. Ну а электрической системы оттаивания на ней не было, опять же, из-за экономии средств при строительстве. Выставочный центр должен был быть закрыт уже тогда, когда количество осадков превысило среднемесячную норму. Возможно, обрушения конструкции избежать не удалось бы, но такого числа жертв не было бы. В этом смысле польский случай очень похож на то, что произошло в Германии.

— Есть мнение, что мода на легкие конструкции, которые не всегда приспособлены к условиям суровой зимы, пришла на север Европы из южных стран континента и из Турции. Но и в России турки строят много. Значит ли это, что и у нас имеются потенциально опасные объекты?

Глазычев В.Л.: Что касается польской истории, то этот павильон, по данным прессы, построен давно и "южного следа" там нет. Просто правила эксплуатации чётко не соблюдались. А для России опасность, о которой вы говорите, безусловно, есть. Это, кстати, подтверждает и случай со столичным "Трансваалем", поскольку этот аквапарк был построен относительно недавно. Но снег и лед на крыше может обрушить и старую крышу уже по другой причине — из-за износа конструкций. В этом смысле надо понимать, что очень важно отслеживать строительство на всех этапах, от закладки фундамента до сдачи в эксплуатацию. И, более того, в дальнейшем следить за поведением конструкции так же важно, особенно при экстремальных погодных условиях. У нас ведь после того, как перестали действовать союзные ГОСТы на строительство, всякий регион живет по собственным правилам. По сути дела, только в столице специальная организация — Мосэкспертиза, — отслеживает большую часть вновь возводимых зданий и сооружений. В Московской области уже этого нет, как нет и далее по всей России. На местах строят кто во что горазд.

— А если бы соблюдались старые, советские ещё ГОСТы, было бы лучше?

Глазычев В.Л.: Где-то, возможно, живут ещё и с ними. Но и те документы не надо идеализировать. Ведь ГОСТ сооружался по принципу: "рассчитай и помножь на три". То есть в советские времена туда, негласно, конечно, закладывали и возможное разгильдяйство на стройке, и несоответствие марок отдельных составляющих материалов. То есть перестраховывались. И я далеко не уверен, что сейчас инвесторы пойдут на дополнительные траты, исходя из того принципа советских времен.

— И где же выход?

Глазычев В.Л.: Выход, во-первых, в том, чтобы на местах строительством руководила не экономия средств, а некие нормы и правила, выработанные на основании опыта возведения объектов в данном регионе с учетом мнения профессионалов из Союза архитекторов или строительного сообщества. А во-вторых, и эксплуатацией зданий и сооружений должны также заниматься профессионалы, знающие особенности поведения конструкций в критических ситуациях.


Интервью для сайта "Страна.Ru",
30.01.06 12:29

См. также

§ Москву вывернет наизнанку

§ Аква муэтра

§ Турки отнюдь не славятся качеством строительных работ



...Функциональная необходимость проводить долгие часы на разного рода "посиделках" облегчается почти автоматическим процессом выкладывания линий на случайных листах, с помощью случайного инструмента... — см. подробнее