Бунтман С.: Алло, добрый день, алло.
Глазычев В.Л.: Да, слушаю.
Бунтман С.: Да, добрый день, это здесь Оксана
Пашина и Сергей Бунтман.
Пашина О.: Добрый день!
Глазычев В.Л.: Здравствуйте!
Бунтман С.: Да, мы хотим как раз, мы хотим задать вопрос
об этой инициативе, чтобы сохранить избрание мэров. Мы хотели
бы выслушать мотивировки от вас.
Глазычев В.Л.: Так.
Пашина О.: Вячеслав Леонидович, почему всё-таки мэров
нужно выбирать, а не назначать, почему общественная палата пошла
поперек воли Кремля в этом случае?
Глазычев В.Л.: Нет такой воли Кремля, это ерунда,
это прежде всего.
Бунтман С.: Так, первое, первое важное.
Глазычев В.Л.: Ряда губернаторов. Это вполне понятно,
потому что, как правило, мэры, особенно крупных городов, являются
довольно серьёзными потенциальными политическими конкурентами.
Но главное, за этим стоит другое, понимаете, город единственный
главный сегодня создатель внутреннего валового продукта, главный.
И если у него отбирается чувство возможности, ответственности
и воли в решении собственной судьбы, собственного бюджета и всего
прочего, он делается исполнительным чиновником, страна просто
лишается сразу шансов на где-то примерно на 25-30% роста
экономического развития, не говоря уже о человеческой стороне
дела, что это было бы просто возмутительным шагом назад, ещё и
нарушением конституции в придачу.
Бунтман С.: А идея, например, идея, высказанная
у нас в эфире Валерием Шанцевым, что выстраивать свою команду
сверху донизу имеет право общенародно избранный глава государства?
Глазычев В.Л.: Это всё звучит очень красиво, но
только выстраивать такую пирамиду на огромную лоскутную, чрезвычайно
разнообразную страну, на самом деле, невозможно. В результате,
идут сплошные провалы, потому что пока сигнал дойдет снизу вверх,
потом спустится сверху вниз, проходят месяцы или годы. В результате,
пока дырочка маленькая, её можно заштопать, на неё придут денежки,
когда она уже большая, этих денег всё равно не хватит. Поэтому
это звучит элегантно, но на самом деле, может быть, и годится
для какой-нибудь компактной маленькой такой, ухоженной страны.
Но тогда в ней жители этого не позволят.
Бунтман С.: Да, там как раз в ухоженных маленьких
странах как раз этого и не позволяют. Здесь нам пишет Диана из
Саратова в Саратове, она говорит, должность мэра вообще
упразднили и ввели другую, сити-менеджер.
Глазычев В.Л.: Да-да.
Бунтман С.: Как вы относитесь к таким, может
быть, одно другому не мешает?
Глазычев В.Л.: Такая схема, в принципе, известна,
возможна, но, как правило, речь идёт о ситуациях, когда надо
выправлять отчаянное положение, т.е. сити-менеджер обычно
это кризисный...
Бунтман С.: Кризисный.
Глазычев В.Л.: ...управляющий.
Бунтман С.: Кризисный управляющий фактически,
получается. Скажите, как, что вы считаете для большого города
таким оптимальным управлением? Город входит или совпадает с большим
регионом, например, что делать в Москве, в Петербурге, когда у
нас такой парадокс получается?
Глазычев В.Л.: Нет никакого парадокса, на самом
деле, договариваться надо. Это схема, при которой есть логика
совместных проектов, совместных принципов управления, скажем,
помойками или, наоборот, зелёными ресурсами. Нежелание договариваться,
а желание захватить и решать всё самими, монополизировать, есть
такое желание, конечно, его высказывают очень ярко, но ничего,
кроме вреда, из этого произойти не может.
Пашина О.: Вячеслав Леонидович, а как быть с теми аргументами,
когда говорят народ, он не может определить, кого он выбирает.
И зачастую посты мэров занимают криминальные какие элементы,
а сверху оно виднее, да.
Бунтман С.: Выберут себе бандита, да.
Глазычев В.Л.: Что называется, бывает, бывает,
но для этого есть соответствующие механизмы, хотел сказать
отстрела, механизмы...
Бунтман С.: Хорошая оговорка.
Глазычев В.Л.: ...отлавливания такого. Но гораздо
больше ситуаций, где как раз мэрам и виднее, и они это знают,
они вполне достойно работают, достаточно крепко. Могу назвать
бесконечное число примеров, действительно, бесконечное.
Бунтман С.: Назовите хотя бы один-два.
Глазычев В.Л.: Небольшой город Переславль, рядом
Московской области, превосходно выстроенная команда работает,
не нужно им выстраиваться сверху. Или какой-нибудь маленький Урюпинск,
в котором мы были, великолепная команда, которая знает, что делает,
знает, как мобилизовать ресурсы, выбрана людьми, это куда важнее.
Поэтому отдельные, даже если их немало, случаи нарушений не являются
в этом отношении основанием для отвержения целого. Ведь так вы
можете вообще всем сказать а вообще-то всех надо одеть
в форму.
Бунтман С.: Ну да. Ну да, пишет у нас Влад, который
эхом тому, что говорит Валерий Шанцев, когда президент может назначать
свою команду фактически, да, пишет Влад, и каждая смена президента
с командой это революция. Влад, в общем-то, резон
здесь есть.
Глазычев В.Л.: Абсолютно прав.
Бунтман С.: Резон здесь есть, чем больше, чем более
всеобъемлющая команда, тем больше её менять. А когда просто структуры
работают, мы же можем…
Глазычев В.Л.: Тем драматичнее всякое изменение,
это он абсолютно прав.
Бунтман С.: В Дмитрове мэр правит 20 лет, пишут нам
из Дмитрова. Я не знаю просто, с каким чувством это пишут,
хорошо или плохо, может ведь быть по-разному.
Глазычев В.Л.: Во-первых, это, действительно, может
быть по-разному, бывают иногда, хотя по хорошему тону, конечно
же, где-то два-три мэрских срока предел, потому что приедаются,
утрачивается острова зубок, не хочется предпринимать сильных
усилий, в общем, это не очень хорошо. Но изумительные исключения,
мы знаем не только из нашей, а из мировой практики,
когда мэра достаточно сильно и долго и успешно управляют городом.
Спрашивается, чего их менять? Вообще не очень хорошо.
Пашина О.: Вячеслав Леонидович, извините за такой дилетантский
вопрос, у нас для мэров какие-то ограничения по срокам, как для
президента?
Глазычев В.Л.: Нет.
Пашина О.: Существуют? Не существуют?
Глазычев В.Л.: Нет.
Пашина О.: Но если горожан устраивает мэр, почему бы
и 20 лет не оставаться на своем посту?
Глазычев В.Л.: Как правило, это всё-таки означает,
что активного городского сообщества нет, потому что так не может
быть, чтобы устраивало больше 10-12 лет, просто не бывает.
Бунтман С.: Может быть, действительно…
Глазычев В.Л.: Значит, что им наплевать.
Бунтман С.: Может быть, действительно, было бы разумно
оставить, естественно, выборы мэров и при этом ввести кое-какие
ограничения, такие в избирательное законодательство, ограничения
по количеству сроков подряд у мэра? Потому что здесь, может быть,
здесь у нас как раз есть надежда на самоуправление, которое вырастет
из этого, здесь тоже душить не стоит?
Глазычев В.Л.: Возможно, но это должны решать люди
на референдумах.
Бунтман С.: Как вы думаете, насколько реальна всё-таки
ситуация, которая вас волнует, судя по тому, что мы и читаем сейчас,
и слышим, насколько реальна эта универсализация таких назначений
с утверждениями? Это опасность, если можно её назвать опасностью?
Глазычев В.Л.: Я бы её не преувеличивал, во-первых,
потому, что это уж слишком явное нарушение конституции, а у нас
с вами вроде как мы ведь договорились её не трогать.
Бунтман С.: Договорились мы с вами, да.
Глазычев В.Л.: Нет, не только мы.
Бунтман С.: Хорошо.
Глазычев В.Л.: И во-вторых, даже если говорить
о другом, это нажим нескольких губернаторов, у которых есть привычка
быть князьями, без которых травка не растет, мышки не пищат.
Но, в общем, это князья из уходящей генерации.
Бунтман С.: Понятно, хорошо, спасибо большое, Вячеслав
Леонидович, спасибо!
Глазычев В.Л.: Рад слышать!
Бунтман С.: Извините, что мы вас оторвали от,
действительно, внезапно, но тема, действительно, крайне интересная.
Пашина О.: Да, я только напомню, что это был Вячеслав
Глазычев, глава комиссии общественной палаты по региональному
развитию и местному самоуправлению.
|