В Краснодаре цветут вишни. Жутковатые дворы прячутся за симпатичными
фасадами по главным улицам, в глаза не лезут. Новенькие торговые
комплексы и транспортные пробки дают ощущение интенсивности бытия.
Ключевую для края проблему здесь не разглядишь.
Мы уж не раз говорили, что огромная польза от нацпроектов уж
в том, что они высветили неспособность администраций и
федеральной, и региональных работать в проектном режиме.
Кое-какие позитивные результаты по образованию и здравоохранению
получены как раз потому, что здесь почти не требовалось выходить
за привычные рамки функционирования всё как было, только
денег побольше. Именно потому эти-то программы автоматически охватили
все регионы страны. К реальной работе по проекту "доступное
жилище" приступили на Белгородчине, в Кузбассе, ещё кое-где
только там, где региональные власти рискнули действовать
самостоятельно согласно рыночной доктрине, или поперёк.
В Краснодарском крае всерьёз уверовали в проект по агропрому
и рискнули.
Половина населения Края все трудные годы вытянула за счёт личных,
так называемых подсобных хозяйств. Их здесь 870 тысяч, и весьма
существенная их часть маломерные фермерские хозяйства,
ориентированные на рынок. Им-то и взялись помогать льготными кредитами.
Помогли. Личные хозяйства по производству почти догнали крупные
и средние. Результат? Резкий рост производства мяса и… если к
лету прошлого года килограмм свинины у краснодарских станичников
брали по 52 рубля, то концу года по 34, или в полтора раза
дешевле. По таким ценам работать нельзя.
По отношению к нацпроекту "жилище" ситуация зеркальная.
Там подхлестнули спрос на жильё, не озаботившись заранее о наращивании
предложения здесь подхлестнули предложение, не озаботившись
тем, удастся ли обеспечить спрос. Мясокомбинаты уже привыкли к
импорту сырья, качество которого радости не вызывает, но цены
за счёт тамошних субсидий сельскому хозяйству низкие.
И главное это сырьё стандартно, чего достичь в личных хозяйствах
затруднительно, если вообще возможно.
Можно понять финансового директора Тихорецкого мясокомбината,
когда она говорит: "Если уж государство
дает животноводам кредиты на выращивание скота, то надо предоставить
им возможность и продавать мясо по реальным ценам". Можно
понять депутатов Краевого Законодательного собрания, которые приняли
обращение к министру Грефу с просьбой защитить отечественных производителей
мяса, снизив импортные квоты и увеличив таможенные пошлины на
ввоз мясопродуктов из-за рубежа. Зам.председателя этого собрания
Петренко, обращаясь к руководству частных, заметим, предприятий,
заявляет: "Кто не поймет и не поможет селянам,
для тех у власти найдутся другие аргументы", но в этом
больше отчаяния, чем практического резона.
Губернатор Александр Ткачев говорит: "Жить
по старинке мы никому не позволим, все, точка"
и призывает мясокомбинаты строить мегафермы, используя в качестве
сырья только мясо, произведенное в крае. Дело хорошее, но следует
считаться с тем, что в этом случае живую карту Края придётся существенно
перекраивать. Одни станицы вырастут, превратятся в агрогорода,
другие начнут быстро терять людей. Да ещё беда: специалисты считают,
что строительству мегаферм может помешать нехватка кормов. Зерна-то
производят сейчас много, да только его производителям выгоднее
пускать его на экспорт, чем поставлять местным животноводам.
Незащищенный выход на мировой рынок по аргументации ультралибералов
должен был вести к позитивным эффектам борьбы индивидов
за сохранение, но по факту грозит исчезновением отечественного
Агропрома как вида. Обращаясь к переработчикам, губернатор взывает
не к их выгоде, но к их совести, что благородно, но не очень продуктивно.
Региональные власти пытаются законодательно урегулировать закупочные
цены на мясо в крае. Перерабатывающие предприятия не возражают,
но… оставляют закупочные цены на прежнем уровне.
Можно только посочувствовать губернатору Александру Ткачеву и
его команде они оказались в ловушке, так как совместить
два противонаправленных вектора развития никак невозможно. Либо
ставка на мелкотоварное производство, либо на сверхкрупные фермы,
то есть по факту холдинги, за которыми финансовый капитал, а ему
столько рабочих не требуется. Часть рабочих рук может втянуть
глубокая переработка сырья, но для этого тоже нужны время и деньги.
Часть фермеров может переключиться на тонко дифференцированную
по правилам рынка продукцию, будь то хоть страусиные яйца, хоть
попугаи судя по тому, что председатель эффективного колхоза
Юрий Хараман цену попугая на рынке называет точно, он приценивается…Упрашивать
инвесторов можно, но упросить сложно. Без целостной стратегии
развития Краснодарского края это дело безнадежное, но такой
стратегии пока нет. Без структурного переосмысления нацпроекта
АПК как системы правил на аграрном рынке точно не обойтись, и
не одного министра Гордеева это дело, а всего правительства, которое,
может быть, наконец, выстроит все же работоспособную фабрику мысли
по разработке единого проекта возрождения нации.
|