Город забытый и город обретаемый

Подряд два экономических форума — сначала в Иркутске, с большой помпой, затем в Перми, скромнее, но куда лучше организованный. Темы местного, регионального и федерального векторов развития или хотя бы попыток перейти к развитию звучали и у Байкала, и на берегу Камы, и звучали столь различно, что кажется, будто собирались в разных странах.

В известном смысле так и есть. Есть страна федеральных чиновников, иные из которых, как выяснилось, уверены в том, что Горный Алтай граничит с Вьетнамом, другие интересовались, далеко ли до Китая от Архангельска, а третьи весьма изумились тому, что из Красноярска в Норильск не ходят поезда. Та же страна Федералия населена капитанами государственных корпораций и монополий, которые с географией знакомы неплохо, но столь же последовательно не проявляют интереса к тому, чем одно место обитания людей отличается от другого.

Байкальский экономический форум, пятый по счету, должен был обсуждать пути развития Сибири и Дальнего Востока. С формальной точки зрения так и было, хотя служивший зачином доклад И.И.Шувалова для многих неожиданным образом обозначил очевидный разворот от разговора о "железе" к конкретным сюжетам человеческой жизни в той среде обитания, какая дана сегодня и в той, какая нужна, чтобы людям не хотелось уехать из сибирских мест. Шувалов эту тему обозначил внятно, настаивая на том, что доступ к ресурсам необходимо дополнить доступностью нормального комфорта, чего без участия бизнеса обеспечить невозможно. Шувалов настаивал на том, что вместо веры в магию количественных показателей, вроде средней плотности населения, необходимо сделать ставку на размещение нужных людей в нужных местах, для чего требуется новая концепция городского обустройства. Ничего, что развивало бы ту же ключевую тему, более не прозвучало, если не считать несколько моих пассажей в финале долгого выкладывания докладов. Дискуссии не было, да она и не предполагалась.

Много и красиво говорил С.М.Миронов, много и красиво говорили важные люди из Китая, Японии, Монголии, Казахстана. Главы корпораций перечисляли миллиарды рублей, тысячи километров дорог и миллионы тонн. Министр регионального развития вел заседание, но от доклада воздержался. Красноярскому губернатору слово не дали, хотя к докладу он был готов. Новый иркутский губернатор, к вящему изумлению экспертов, предложил сравнивать внутренний региональный продукт, приходящийся на гектар территории?

Заключены соглашения на многие миллиарды, включая соглашение о локализации нового аэропорта Иркутска — вопреки мнению экспертов, совсем не там, где это было бы гораздо лучше для развития Иркутской агломерации, естественным образов включающей города Ангарск и Шелехов. С темой агломерации вообще происходило много интересного — поскольку эта тема была коньком предыдущего губернатора, новый губернатор Есиповский, по-видимому, счел её лишённой актуальности, и круглый стол по этому сюжету не состоялся.

Вообще стратегии социально-экономического развития на федеральном уровне и, как следствие, на уровне субъектов федерации до настоящего времени имеют один принципиальный порок. Унаследовав давнюю советскую традицию размещения производительных сил, авторы стратегий упорно не видят в городах основной ресурс развития страны. В действительности именно город является центром сосредоточения человеческого капитала, квалификаций и компетенций, необходимых как на его производствах, так и на всех видах производства, ни одно из которых не может успешно функционировать без опоры на города. Соответственно, в инвестиционной политике, при несомненной важности иных линий, ключевая роль должна принадлежать вложению ресурсов в оздоровление и прогресс городской инфраструктуры. Собственно, об этом и говорил И.Шувалов. Никто первому вице-премьеру не возражает, но, к сожалению, в сознании большинства управленцев расходы такого рода трактуются как социальная "нагрузка", что, в условиях демографического сжатия на длительный период, ставит под вопрос реалистичность немалого числа намерений, обозначенных в Концепции долговременного развития.

В условиях обострения конкуренции крупнейших городских центров за компетентных специалистов и квалифицированную рабочую силу на федеральную власть ложится сложная задача балансировки намерений ведомств и корпораций в реальном российском пространстве. До сих пор федеральная власть это делать не научилась. Смягчить прогнозируемые тревожные последствия конкуренции городов без ограничения права выбора граждан-горожан, являющейся фундаментальной ценностью, можно лишь за счёт повышенного внимания к перспективам развития средних городов как таковых — не только тех, что имеют особое геополитическое положение.

Наконец принципиальное значение имеет политика развития малых городов, образующих базисный каркас российского расселения. Вся сложность этой политики ложится на региональные власти в их взаимодействии со стратегическими инвесторами. Лишь в особых случаях малый город может стать опорным сервисным центром для туризма, в большинстве случаев это потенциальный сервисный центр для реконструируемого агропромышленного комплекса и — пока ещё в виде исключения — как место локализации малых предприятий, работающих по заказу крупных фирм, размещенных в крупных городских ядрах. Наиболее успешным образом такая политика может осуществляться в условиях агломераций или в условиях конурбаций, являющихся иной формой реализации стратегий межмуниципального сотрудничества. Впрочем, об этих вещах шла речь уже на четвертом кряду Пермском форуме, где состоялся продуктивный диалог экспертных сообществ с региональной и муниципальной властью. Эта, редкая пока что возможность заслуживает особого разговора.

Между тем, на нижних этажах российского общежития, куда страна Федералия лишь изредка засылает аудиторов Счётной палаты, идёт азартная охота на мэров. Мои коллеги по Общественной палате насчитали уже 81 губернаторский "трофей" за этот год, и до начала года следующего число трофеев увеличится ещё . А вот ещё ниже, в своего рода полуподвале, где сельские поселения бьются в цепких руках начальников муниципальных районов, разворачивается новый акт драмы под названием "Местное самоуправление в России".

12 октября в шести сельских поселениях Челябинской области пройдут выборы глав — во всех шести прежние главы досрочно сложили с себя полномочия. Секретарь областного избиркома объясняет дело тем, что раз уж есть единый день голосования, надо использовать его по накопленным обстоятельствам. Главы муниципальных районов уверяют, что дело в нежелании глав поселений всерьёз работать и нести за работу ответственность перед жителями. А вот мой постоянный корреспондент, председатель Ассоциации сельских муниципальных образований области Юрий Гурман объясняет бегство глав поселений совсем иначе. Законодательство закрепило за поселениями 24 полномочия, но средств на их осуществление нет, так как муниципальный район не передает их вниз, даже когда получает из областного бюджета.

Районный отдел ГИБДД Октябрьского района обнаружил, что дороги в селах пребывают в ужасном состоянии, и выдал предписание: исправить. Главы семи поселений предписание не выполнили, посему районный прокурор привлек их к ответственности, и бедолаги должны выплатить штраф — при том, что денег на ремонт дорог в бюджете нет и не предвидится. Муниципалитетов в области наплодили 274, а весь фонд помощи сельским муниципиям составляет в этом году 219 миллионов рублей.


Опубликовано на Liberty.ru, 15.09.2008

См. также

§ Малая Россия: выживание, рост и возможности развития

§ Развитие особой культуры бедности



...Функциональная необходимость проводить долгие часы на разного рода "посиделках" облегчается почти автоматическим процессом выкладывания линий на случайных листах, с помощью случайного инструмента... — см. подробнее