Просили Вы меня, господин главный редактор,
присмотреться к тому, чем потчевало нас ТВ в ночь новогоднего
бдения. Присмотрелся.
"Как-то
раз перед толпою соплеменных гор у Казбека с Шат-горою был великий спор..." Что-то
такое из Михал Юрьича со школьных лет зацепилось за подкорку. И впрямь задвигались
горы. Отечественные телеканалы напрягли мускулатуру, загремели створками шлюзов,
отдраили днища, и, как справедливо утверждал М.М.Жванецкий на канале "Культура",
разразилась очередная стадия борьбы несправедливости с невежеством, составляющей
суть всей отечественной истории. Впрочем, Жванецкий говорил о борьбе невежества
с несправедливостью, но что так, что этак... Если воспользоваться сочиненной
на заре уходящего вскоре столетия "Спортивной теорией культуры" ОртегиГасета
в качестве трамплина, то мы имели дело с тем видом состязания, который ранее именовался
вольной борьбой, но теперь почему-то перекрещен в греко-римскую. Так вот в этой
самой греко-римской борьбе перепижонивший НТВ потерпел, на мой взгляд, решительное
поражение. И не только потому, что на всех каналах мелькали те же раскрученные
светила, и обойтись без них недостало пороху. На самом деле ен Те Венцы проиграли ещё задолго до выхода на ринг, потому что поддались господину ернсту и рискнули
играть чужую, не свою партию. Чем же ещё можно назвать их программу, как не пробой
перешибить "Старые песни о главном" путем, так сказать, более интеллигентного
оформления? Причем не вторую версию, откровенно более слабую, а первую, в которой
были милые сценки, вроде Гарика Сукачева, вырыдавшего "Я ми-ла-во узнала па-паходки...". Да,
на гроб НТВ можно укладывать охапки цветов, кому не жалко. Перед нами замечательный
пример воздвижения и выветривания кумира. Поначалу были молодые люди с амбициями
и не без таланта. Затем все, кажется, молодые люди нарастили брыли и вместе с
тем окончательно уверовали в то, что они и есть соль земли, весь оной земли интеллектуальный
ресурс. Кое-какие признаки рискованного самолюбования проглядывали давно: Леонид
Парфенов был мил в "Намедни", но затянутая процедура протирания очков была уже
излишне кокетлива. Однако же "Намедни" авторам надоело, тогда как с хроникой уходящего
столетия под негласным титулом "Повторение пройденного" получилось слабее. Слабее,
пожалуй, потому, что стало лень работать как следует: учинили несколько экранов,
но затратить тьму сил для того, чтобы полиэкранность заработала, не пожелали.
Вроде и так дело беспроигрышное: всю работу делают закадровые "негры". Помнится,
у ерия Анненкова, мемуариста столь же великолепного, каким он был художником,
есть сценка, когда Велимир Хлебников на недоуменный вопрос, зачем же тащить через
стол кильку за хвост, а не попросить соседей, ответил: "Нехоть тревожить". Вот-вот,
я об этом. Нехоть, и все. О Киселеве-громовержце и распорядителе стихий говорить
не посмею: уж больно велик! Ну, а Шендерович? Первый цикл "Кукол" был хорош, и
плох быть не мог возьми добрые старые истории, вроде осады Трои ахейцами,
и не промахнешься. Дальше труднее, и Шендерович бросил это дело. Нехоть, должно
быть. "Куклы" стали безадресно тяжеловато-злобноватые, а господин Шендерович взялся
сочинять и зачитывать своё "Итого", после которого у меня возникает острая потребность
смыть ощущение некоей липкости, желательно с мылом. Опять захотелось процитировать
Жванецкого: "Когда деньги роли уже не играют, их легко можно обменять на труд,
какой никому уже не нужен". Пусть М.М. извинит: цитирую по памяти, но, мне кажется,
точно. Так вот обратно к Новому году. ернст опять угадал. Не выходя за рамки
легкого жанра, можно признать, что было в целом неплохо. Почти ничего не запомнилось,
но ощущение некоей легкой, скорее, приятности осталось, чего не рассеял даже уж
очень, ну очень сентиментальный финал: хоровое разыгрывание песни госпожи Пахмутовой
всем наличным составом вокалистов, включая даже любезного моему сердцу главаря
группы "Любэ", коему места за праздничным столом не нашлось, ибо не в жанре. И
правильно: жанр прежде всего. Ну, конечно, затянуть несколько траченных молью
западных кумиров недавних дней это, может, и линия наименьшего сопротивления,
вследствие чего наши собственные светильники добра смотрелись рядом вполне на
уровне. Но ведь и затянуть было не просто, в чем таки преуспели. А ен Те
Венцы? Отрясать пыль с оперы и оперетты усилиями Лаймы Вайкуле, а также трио в
составе Апина Валерия Дэнс... Похоже, авторам это в замысле казалось
так смешно, так забавно, так мило. Скучно, господа. Тщательнее надо. Тщательнее.
Как, думаю, и другие глотатели телевизора, я упорно переключал каналы.
Господин Рязанов царил повсюду. То лёгкий пар, где Мягков хорош
действительно, а Барбара Брыльска... В чем-то символ: голос Талызиной,
песенки Пугачевой кроме слабости господина режиссера к
Польше, каковую я с юности разделяю, других оснований для выбора
героини не просматривается. То карнавальная ночь, сквозь волшебный
кристалл которой, как видения детства, Ильинский, Филиппов
и совершенно невнятная молодёжь, включая госпожу Гурченко. Опять
же Гайдай и снова белое солнце. И снова чародеи с заблукавшим
в останкинских коридорах Фарадой... Да-с, репертуар-то бедноват,
особенно когда из вящего патриотизма враз отреклись от импорта.
И моего любимого Альфа, восхитительного пришельца с длинным плюшевым
носом, отправили с канала СТС обратно в инопланетянство, грубо
наступив на мечту о цикле, какой бы длился всегда. Кстати, о рекламе.
Хотите мнение специалиста о том, кто делает лучшую рекламу? Премию
на фестивале компьютер-арта вручили и вполне справедливо
за финал клипа о том, как трудно быть маленькой вкусной
шоколадкой. Но есть, на мой взгляд, реклама лучше. И уж, во всяком
случае, это не дорогостоящая и занудная эпопея с живыми картинами
ведомства господина Грымова на РТР. Лучшая реклама, господа, у
Налоговой полиции: "Пропало желание? ето нервы. Заплати налоги!"
По-моему, шедевр.
И всё же, господин главный редактор, я нашел нечто достойное.
Было это на Пятом канале, но вроде бы за рамками культуры с большой буквы, что
пишут на экране курсивом слева внизу. Некая странного вида дева среди полуруин
цементного завода. В черно-белом варианте, который, хоть убей, не вытягивает программу
"Антропология", а здесь работал. Рэп не рэп. Странная мелодика речитатива-заговора:
"Я ворона, я ворона, я ворона..." до бесконечности. Затягивало.
Магия в этом присутствовала. Ура! Только написал великая желтая газета
"МК" принесла шокирующую весть. ето, оказывается, только я ничего не знал, а специалисты
знали давно, и дева по имени Линда в этом году у них под номером один, но и годом
раньше уже была под номером два. Гм. А ведь её на ТВ не раскручивали, следовательно,
его, телевидения, всесильность есть, по крайней мере наполовину, миф. И ещё налет магии странно присутствовал в, казалось бы, провально-рекламной затее
митьков с елкой в тельняшке на Манежной площади. Митьки они могут. Довелось
мне тут изображать интеллектуальное присутствие на презентации журнала "Пушкин"
в Петербурге. Есть такой журнал, господа, и, между прочим, очень недурно затеянный
в тандеме Марат Гельман Глеб Павловский. Заодно привели к одному из митьков
в мастерскую, каких в Москве уже нет, а может, никогда и не было. Такие мастерские
бывают только в городе, где белый хлеб упорно именуют булкой, ларек ларем,
а подъезд лестницей. В митьковской ерундистике все время проскальзывает
нечто важное. Никак это важное не зацепить, но в этом, может, вся суть, ведь ни-ког-да
в нашей зверски серьёзной культуре не принято было легко к себе и своим действам
относиться. Сама новизна этой лёгкости и есть, пожалуй, вся немудрящая тайна митьковского
артистизма. В телевидении это ощущение непередаваемо в принципе. Как не
передается через экран ТВ театр. По крайней мере, театр, который всерьёз: с форсированным
произнесением, с энергетикой жеста, с осатанелым самолюбованием актёра. Кино в
ТВ тоже теряет, но если это нечто вроде "Контракта рисовальщика" Гринуэя, то и
через ТВ оно улавливается. А театр нет. Может, это хорошо? Кстати,
о Пушкине. Перед самым Новым годом, а точнее, в вечер, когда весь прочий мир,
идущий, как известно, не в ногу, отмечал Рождество, я в милой компании невинного
клуба под названием "Европейское общество культуры" был приглашен в обновлённый
музей Александра Сергеевича на Пречистенке. Единственный, мне кажется, наш музей,
который озабочен тем, чтобы передать посетителю аромат эпохи, ибо с Пушкиным-писателем
всякий сам отстроит отношения, ежели пожелает. Так вот музеи также категорически
не получаются на ТВ, что лишний раз подтверждается "Прогулками по Эрмитажу": и
дверцы секретеров открываются, и половицы скрипят, и невнятное бормотание по-французски
слышится, а магии нет. Не получается. Хоть плачь.
Видите, господин главный редактор, как ловко я подобрался
к завершающему аккорду новогодних скороспелых мемориев!
Как-то вечером шел я по пешеходной Третьей стрит Санта-Моники,
графство Лос-Анджелес[1].
Среди всяческого люда, корыстно пытающегося развлечь публику,
там выделялся крупный и, скорее, толстый парень, обвязавший
себя цепями на манер Гудини и все пристававший к прохожим,
чтобы те затянули узлы. Прохожие не поддавались. Мне кажется,
да нет, я почти уверен, что новогодняя ночь 1998 года незаметным
для большинства образом была для нашего ТВ совершенно принципиальной.
ето веха. После нее отстройка в сторону профессионализации,
где в основном информация, балаган и реклама с приправой
некоего человеческого начала грядет неотвратимо. Телевидению
недоставало достойных противовесов, чтобы наконец перестать
пытаться стать Всем и начать становиться Чем-то. Теперь,
когда есть интернет-кафе, компьютерные игры и прочие вполне
демократические радости жизни, такая возможность появляется.
Кстати, об информации, которая
больше реклама, чем сама реклама. Если бы ТВ не рассказало весьма популярно о
"тамагучи", кто бы обратил внимание на брелочки в кислотных колерах, что появились
в удачно расположенных киосках? Вот уж поистине Станислав Лем может быть доволен
в своем самоизгнании. Одна из его "Сказок Роботов", где Трурль или Клапаций соорудили
маленький мирок под стеклянным колпаком, реализована напрямую в компьютерной игрушке,
внутри которой надо выхаживать виртуального зверька. В большинстве своем
наши публицисты ленивы и нелюбознательны. Достаточно открыть японско-русский словарь,
чтобы узнать на поверхности вещей все просто и невинно: тама это
шарик, госи это пальцы, вместе получается так себе пустячок. Но японец
не зря луну выдумал. Не так он прост. По правилам японской поэзии за словом написанным
есть слово произнесенное, а за ним прячется в тени начертанный аналог его омофонического
двойника. А тогда имеем совсем иную картинку: тама душа, госи приношение
нескольким богам. Вместе: тамагоси это душа, приносимая богам. Чужим богам. Среди
последних вестей по ТВ, наряду с обещаниями некоего лекаря назло всем клонировать
бесплодного родителя, весть о выставке игрушек в Гонконге, где как раз случилась
премьера игрушки под названием "Lover". Sapienti sat. |