Ну вот ведь как стыдно: только в прошлом письме обругал донкихотствующего
в черно-белом варианте Диброва с его "Антропологией"
после полуночи, как приходится извиняться. Как-то включаю: опять
он, бедолага, мучается в чисто дизайнерском кресле, которое не
для того прожектировали, чтобы в нем восседать было можно кому
вздумается. А рядом группа каких-то музицирующих парней и девушка
по имени Рада, распевающая вполне милые песенки. Но не в этом
главное: только так и выяснишь, что полно каких-то клубов с названиями
говорящими, как "Четыре комнаты" или немыми, вроде "Алябьева".
Девушку ведущий справедливо назвал "калифор-нийской":
раскованность без наглости, лёгкость без настырности и отсутствие
излишней серьёзности. Во всяком случае она так мило не спорила
и со всем без исключения соглашалась, что было ясно: у них какая-то
своя жизнь, а к общению с внешним (нашим) миром они относятся
безучастно.
В целом же, однако, похоже, что славное наше отечество спятило ещё в ту давнюю пору, когда под приглядом дружинников Владимира,
посмертно возведенного в святые, народ загнали в воду ныне иностранной
части Днепра и, не тратя времени на пустые проповеди, объявили
отныне и присно христианским. С тех пор так и не разобравшись
в заповедях, но спешно разучив счёт до десяти, мы добрели через
века до дивной поры, когда мыльные пузыри стали тотальным хобби
наших СМИ, с ТВ, в силу настырности коего, разумно и отсчитывать.
Вообще-то, для разнообразия мне захотелось поболтать о словах
на ТВ, где обычное речевое разгильдяйство проявляется с особенной
силой.
Была, помнится, эпоха, когда все именовалось оригинальным. Утратив
исходное значение, хорошее слово стало как-то незаметно синонимом
чего-либо неопределённо большого и хорошего. Цена оригинальности
несколько поистёрлась, но лучезарное невежество пребывает в сохранности,
и тогда в той же функции обозначения всего большого и хорошего
выплыло слово "уникальный".
О том, как хорошее слово, пройдя тысячу предательских уст, обращается
едва ли не в свою противоположность, писывал ещё Михаил Евграфович.
Лучше не скажешь. Но всё же нечто новое в наших широтах появилось.
Нет-нет, я не принадлежу к тем языковым пуристам, которые падают
в обморок при каждом словце, тем более что многие вполне удачны.
"Фенечка" для всякой странной штучки недурно, право.
"Блин" грубовато, но уж не хуже замененного им слова "блядь",
каковое употреблялось чрезмерно и не по делу. "Я от него тащусь"
радости мало, но по смыслу чётко.
Только мы возрадовались. Наконец-то наше отечество породило отточенную
формулу закона хотя и локального действия, но всё же то, что локально
для одной седьмой земного шара, уже как бы автоматически может
быть поставлено рядом с одним из универсальных законов Паркинсона.
"Хотели как лучше..." И опять обман. Когда пресс-секретарь симпатичного
автора закона Черномырдина в неторопливой беседе являл телеэфиру
глубокое непонимание смысла слова "фанаберия", становилось как-то
уныло. Однако же не по словам, но по делам узнаете их начало
тигриного телевизионного года столь часто изливало на голову ведро
с помоями, в которое густо была подмешана патока, что только руками
развести.
Позорище номер один было замечено даже газетными обозревателями:
беседа редкостно немудрящей теледамы с госпожой Федосеевой-Шукшиной.
Никто от этой второй дамы не требует, чтобы она была златоустом.
Никто не вправе лезть в устроение ею собственной жизни. Но как
же надо быть лишённой инстинкта пристойности, чтобы весь этот
слюнявый вздор под фотографией Василия Шукшина растянуть на полчаса.
Стыдобина номер два была выстроена с такой претензией на монументальность,
что и её не могли не заметить сочинители газетных колонок. В самом
деле, не всякому хватит воображения, чтобы нынешних поп-кумиров
представить в роли исполнителей песенок Владимира Высоцкого. Ничего
уничижительного в слове "песенка" нет. Простое определение жанра,
в котором автор и исполнитель были одно и могут быть только одно,
но где же телевизионным менеджерам размениваться на такого рода
благоглупости. They know better.
Стыдобище номер три прямо взывало к тому, чтобы удостоить его
абзацем. Люди, считающие себя деятелями культуры и многими таковыми
почитаемые, настолько оказались лишены чувства хорошего тона,
что позволили себе принять приглашение господина президента соседней
Белой Руси пить с ним шампанское. Ну, я готов ещё понять истовых
державников-любителей, вроде господина Бурляева. Я готов понять
скачущего стрекозликом под всегда один мотив господина Газманова.
Я не могу принять, но могу хотя бы понять господина Михалкова
(Никиту Сергеевича), актёра прекрасного и режиссера, черт побери,
действительно отличного, но во взглядах своих, мягко выражаясь,
позавчерашнего. Но там же были замечены и другие, чего я уж никак
не в состоянии понять. Неужели же непонятно, что это не только
нелично. Это высказывание "за батьку" аккурат в то время,
когда ещё тянулось судилище над телерепортерами, исполнившими
свой профессиональный долг, когда у соседей заткнут рот и развертывается
ошалелый откат от всякого вообще здравого смысла в экономике и
политике.
Не понимаю.
Впрочем, может, не только слова, но и вообще смыслы обесценены
вовсе. Однако утеря осмысленности выражается в первую очередь
всё же через слово.
Есть тяжеловесное прилагательное "великий", каковым в доброй
российской традиции особенно не разбрасывались, так что назови
кто-нибудь великим поэтом, скажем, Афанасия Фета или великим живописцем,
скажем, Головина, или Сомова, или даже Врубеля, и всякий почувствует
фальшинку. При том, что и Фет поэт настоящий, и Головин с Сомовым,
и Врубель художники и тонкие, и любопытные, и вполне замечательные,
то есть замеченные и выдающиеся, ибо из ряда добротных профессионалов-середняков
вполне выдаются. У нас теперь великими становятся в единый миг
все, только что торжественно захороненные и живые тоже. Друг друга
именуют великими и, заметьте, чувствуют себя при этом недурно.
ТВ здесь впереди прочих с придыханием и закатыванием глазок.
И клоуны великие, и режиссеры шутовских комедий
великие, и рядовые актёры какого-нибудь Художественного театра
(каковой, на мой взгляд, изначально надували всем миром, сооружая
вполне декадентскую реальность "театра больше, чем жизнь"), кому
посчастливилось дотянуть до почтенного возраста, тоже великие.
Ну-ну.
А поп-звезды! Плюнуть некуда, чтобы не угодить в очередное чье-нибудь
величие, так что поостерегусь, а то ведь и побить могут.
Вот ещё словечко запустили и смакуют на ТВ упорно: "культовый".
Нет, разумеется, за этим словом вообще-то есть смысл, независимо
от того, нравится мне это или нет. Ещё великий Барнум, как известно,
профессионально занимался раскруткой поп-звезд по образцу эзотерических
культов, какие тогда знали или сочиняли. Этот смысл слова оправдан
в массовой культуре нашего времени, когда мы говорим об Элвисе
Пресли, десятки имперсонаторов смотрят друг на друга на
пороге его дома-музея, престарелые поколения фанатиков (каковых
теперь почему-то полагается называть в усеченном виде фанатами)
вербуют часть детей и внуков. Это культурная реальность. Когда
говорим о "Битлз" и в особенности о Джоне Ленноне, речь о культурном
феномене всемирного масштаба. Возможно, это относится, пусть с
охватом несколькими миллионами меньше, к Фредди Меркьюри и группе
"Куин", но ведь уже бедной Мадонне при всех её эпатантных штучках
не удается быть культовой, не говоря о прочих Принцах, слетающих
с небосклона с той же стремительностью, что и появляются на нем.
Нет, у нас, оказывается, есть тьма "культовых" фигур! Поистине,
язык без костей у этих развязных мальчиков и девочек, нередко
уж и постаревших, потолстевших, и пооблезших на наших глазах.
Вранье старит, господа.
Четвероногое, двуглавое и весьма облое чудище кабаре-дуэт "Академия"
озорно в том самом древнем смысле, какого учительши словесности
не знали никогда и потому ученикам растолковать не могли. Озорно
с ударением на втором о, то есть языкасто. Это уже более просто
приблатненности, которая, кстати, у "крутых" начала уже выходить
из моды. За этим частью простая южная провинциальность,
которая уже в наши дни внедрила в русскую речь "упертый" вместо
"упрямого" и "упорного", тем самым стерши ещё одну грань различенных
смыслов. За этим ещё и мазохистская страстишка, что сто лет назад
заставляла чисто одетую публику рукоплескать "Дубинушке" и сладко
вздыхать по поводу княжны, простодушно утопленной Стенькой Разиным.
А ведь тогда и доигрались.
А дворяне из сегодняшних на балу пытались танцевать мазурку...
В костюмах, придуманных тремя дамами-модельерами! Как это там
было у М.М.Жванецкого? "Грубо получается..."
Сбылась, сбылась мечта просветителей о том, чтобы искусство непосредственно
формировало действительность. Сначала, кажется, была некая будка
откровений, куда заходил всякий, жаждавший поведать миру нечто
сокровенное, нецензурности обнаружилось на удивление мало.
Затем появились мастера того, что англичане именуют practical
jokes в общем-то, невинные глупости, вроде подглядывания
за тем, как простодушный прохожий будет реагировать на ситуацию
со спадающими брюками и прочее. Невинно-то невинно, но, в отличие
от киноглаза и прочих загибов Дзиги Вертова и компании, это уже
прямое режиссирование жизни.
Шаман Фоменко, входящий в транс и без непременного ранее жевания
мухомора, начал с вроде бы заурядного повторения западных мини-шоу
со своей забавой в "Проще простого": несколько изумляло, впрочем,
что такое множество относительно примелькавшихся персонажей готово
тратить время и силы на откровенно глупую роль суфлеров для игроков.
Следующий шаг господина Фоменко раздевалочка под страшным
названием "Империя страсти" только на первый взгляд кажется
всего лишь взрывом дурновкусия. Перенос на публику доброй старой
игры "в бутылочку", каковой развлекались интимные компании и сто
лет назад, придал ей новое качество. Кстати, в приснопамятную
эпоху заката застоя у меня случилось пари с супругою: я доказывал,
что никто в мире так не склонен к раздеванию на людях, как славные
наши соотечественницы, дай им только волю. Жена же склонялась
к тому, что глубоко въевшееся ханжество заблокирует эти порывы.
Я выиграл пари, но особого удовлетворения от этого не испытал,
ибо раздеваются всё же преимущественно некрасиво.
Так вот, только теперь стал ясен великий план господина Фоменко:
теперь, разыгрывая акцию в казаки-разбойники с реальными машинами
на улицах города, оперируя уже батальоном СОБРа или как он там
называется, господин Фоменко напрямую режиссирует действительность.
Легко представить себе следующий шаг: разыгрывается ограбление
банка или хотя бы обменного пункта, и тогда останется уже мелочь
заменить холостые патроны боевыми.
Что-то мне это напоминает? А, сначала всё это описал Рей Брэдбери:
все жители не только наблюдают погоню, но ещё по команде выглядывают
наружу, чтобы обнаружить беглеца и передать в теплые руки полиции.
Потом был такой фильм со Шварценеггером, где были и гладиаторские
поединки, и превращение героев реальных в виртуальные... Господин
Фоменко пойдет до конца, ежели его не придержать. Но пока что
придерживать не собираются. Сбудется, сбудется мечта декадентов
о том, чтобы сама жизнь была произведением искусства.
ТВ в этом посодействует.
В утешение народу канал СТС догадался, что по утрам желательно
поднимать настроение, и радует очаровательным мультипликационным
сериалом, где есть тираническая прелестница Анжелика и некто в
подгузниках, но с трагической интонацией истинного борца за справедливость.
|