Как и всякий относительно нормальный человек в нашем бравом
новом мире, я время от времени должен убеждаться в собственной
вменяемости. Соответственно, дабы проверить своё считывание
телевизионной картинки, я попросил своих пятикурсников[1],
которые пытаются научиться анализу
и критике, высказаться по этому поводу на бумаге. Несколько
отрывков из их сочинений разумно здесь привести, убрав лишь
отдельные стилистические шероховатости.
Наталья
Оленченко написала: "Что касается художественного оформления на нашем телевидении,
заставки на ОРТ, НТВ, ТВ-6 и частично на РТР выполнены на высоком профессиональном
уровне, хотя стилистически выдержаны только два канала: НТВ и ТВ-6, но имидж ведущих
стилю канала часто не соответствует..." Что верно, то верно. С каждым месяцем
ведущие наливаются солидностью, как синьор Помидор, и их угрюмая серьёзность уже
не граничит с самодовольством, а самодовольство в чистом виде и есть. ТВ ошалело
вконец, и вот великая весть: Светлана! Сорокина! Переходит! На! НТВ! Кто такая
Светлана Сорокина? Читаем далее: "РТР. Мать-кормилица, символизирующая,
по-видимому, матушку Русь: картины передвижников "оживающие"; Козьма Прутков
(на фоне соцреалистических передач). Технический уровень высок, но концепция разваливается
на части. Во-первых, я считаю, что грымовский культпросвет может вызывать только
раздражение, потому что тиражирование предметов искусства приводит к их опошлению.
Но даже если допустить правомерность такой идеи (просвещение через тиражирование),
лабиринт в виде логотипа РТР до виртуальной галереи никак не дотягивает. И какое
ко всему этому имеет отношение афоризм Козьмы Пруткова на фоне картинок с конфетных
коробок и папирос начала века? По-видимому, это сочетание высокого искусства и
массового должно показывать некую "народность" канала РТР". Простим некую
свирепость, свойственную нежному возрасту, но ведь в справедливости не откажешь.
Я тоже с глубоким интересом наблюдаю очередные потуги возродить уваровскую формулу
"православие, самодержавие, народность". Прямо скажем, даже при Николае I и даже
усилиями трудолюбивого Константина Тона это не слишком выходило. И к годам первой
мировой войны, когда к сотворению Кузьмы Крючкова приложили руку такие мастера,
как Билибин, это не слишком-то вышло. Сегодня за это тяжкое дело взялись на РТР.
Боюсь, что живописца Глазунова им все одно не догнать. У нас ведь на Руси как-то
само всегда так устраивалось, что ежели мы пытались кого-то в точности имитировать,
непременно получалось вполне самобытно, будь то барокко, ампир или ар-нуво в редакции
Федора Шехтеля и Михаила Врубеля, или ар-деко в редакции Бориса Иофана и Веры
Мухиной. Завезли некогда в барские усадьбы саксонские фарфоровые статуэтки, и
чуть позже по деревням из сплава неолитической глиняной свистульки и дрезденских
фигурок возникло очарование дымковской игрушки. А как только мы начинали строить
самобытность целевым образом, так ведь непременно получалось нечто замученно третьеразрядное,
обидно похожее на эстетику германских садовых гномов. По поводу НТВ Наташа
Оленченко предложила, по-моему, превосходно лаконичную формулировку "Имидж ведущих:
время деньги". Что хорошо подтверждает мой тезис: стараясь воспроизвести
условно американский стиль (ничего общего с реальной Америкой не имеющий), явно
создают нечто сумрачно-оригинальное. А относительно ТВ-6 Наташа заметила
и то, как откровенно здесь повторяют композиции голливудских киностудий, и то,
как нацелены на шоу, и что амбициозность выражена здесь в игре в американскую
культуру, но уже понятую в ключе Лас-Вегаса. По-моему, для студента недурно. Федор
Ращевский справился с заданием несколько хитрованским способом. Задано было говорить
о ТВ-картинке, он и говорил, но о... CNN: "То, что вы увидите на экране, будет
на сто процентов отвечать концепции информационного вещания, не комментирования,
а именно репортерского вещания. Все на экране поможет вам почувствовать аромат
новостей, услышать главное, даже если у вашего телевизора отсутствует звук или
вы не сильны в английском. Достигается это просто, но предельно рационально. Экран
программы Hot News, которая всегда идёт на фоне натурных репортажных съемок, имеет
в нижней части ярко-красную полосу, будто говорящую: "Я горячая линия, я самая
главная новость, обрати на меня внимание я связываю тебя со всем миром,
сейчас я в Нью-Мексико (Индианаполисе, Денвере и т.д.)", это к разговору
со зрителем подключается надпись под красной линией, которая сообщает точное место,
откуда ведётся репортаж". Федор чуть преувеличивает, ибо за всё это зритель
CNN расплачивается рекламным слайд-шоу отелей по всему свету, от чего тошнит почти
так же, как от гигиенических прокладок на наших каналах. Однако в одном он прав:
суждения об "американизме" НТВ и ТВ-6 всё же преувеличение, а значит, я прав тоже,
ибо они оба глубоко нашенские. Наверное, те, кто брюзжит по поводу нынешней
молодёжи, имеют к тому свои резоны. Меня эта самая молодёжь завораживает и восхищает,
ведь они к своим двадцати и видели, и узнали, и передумали на порядок больше,
чем удавалось нам. (Конечно, к нам в группу записываются те, кто интеллектуально
покрепче других, но и круг моей юности объединял отнюдь не дебилов.) Вот,
скажем, сугубо формальный анализ, предложенный Евгенией Микулиной: "Вы смотрите
ТВ-6". Прежде чем написать мини-рецензию, я расспросила окружающих об этой телевизионной
заставке. Ответы варьировались, но в целом сводились к одному: раздражает! На
первый взгляд странно, что "сделанная", профессиональная картинка вызывает незапланированный
эффект. Но, по-моему, это противоречие объяснимо. Первое, что бросается в глаза
в заставке, своеобразное решение экрана "через сеточку", как будто сбилась
телевизионная настройка. Это немедленно заставляет напрячь зрение. Таинственное
постоянное мерцание телеэкрана становится явным. Далее пресловутые "цвета ТВ-6":
яркие, фосфоресцирующие оранжевые, желтые, фиолетовые тона, так называемые кислотные.
Они воздействуют на глаза вполне ощутимо в первую секунду хочется зажмуриться
и поморгать. Восприятие "через сеточку" их, кстати, смягчает, но не вполне. Следующий
важный элемент заставки постоянное движение планов и объектов на экране,
их взаимоналожение и графическая трансформация. В этом смысле заставка ТВ-6 стоит
между НТВ, где мы постоянно следим за приключениями и превращениями фирменного
зеленого шарика, и РТР, дающим нам статичную картинку, лишь на миг "оживающую".
Но в заставке имеются ещё два характерных элемента. Это пейзаж ночного города
с уютными огнями на заднем плане, задающий "время и место действия". Это опознавательный
знак, привычный, как картинка на деньгах: "мы дома". Второй эффект это
характер написания самого значка ТВ-6: большое табло, на котором отдельными точками
формируется надпись. Это "бегущая строка", один из самых распространенных, знакомых,
привычных способов передачи информации... Заставка работает на контрасте с обычной
телекартинкой. Смена режима, в котором работает глаз, усилие, которое мозг подсознательно
делает, чтобы перестроиться, сказываются в напряжении и раздражении. Но та подсознательная
агрессия, на которую картинка провоцирует зрителя, на самом деле даёт эффект активизации,
концентрации внимания. Он и должен присутствовать в заставке, призванной "разбудить"
зрителя, чтобы он воспринял последующую рекламную вставку с надлежащим вниманием". Да-с,
похоже, что мы вступаем в эпоху профессионализма, весьма разительно отличающуюся
от эры дилетантов, какая нас формировала и нами формировалась лет тридцать назад.
Жутко учёные пошли дети. Наблюдательные. Вот Станислава Бошкович, барышня из Сербии,
без скидок платящая за учебу в МАрхИ, что также знаменует новые времена. Речь
о заставке к программе "Зеркало" с Николаем Сванидзе: "В течение нескольких секунд
на экране происходит следующее. На фоне наклонной сетки серого цвета изображен
квадрат с подчеркнутой надписью: "Зеркало". Под звучание повышающихся нот электронной
музыки в диагональном направлении пробегает ослепительно-яркий луч, оставляющий
за собой красную пыль. В отличие от многих заставок, где мы видим конкретные атрибуты
того, о чем нас информируют, здесь перед нами открывается зазеркалье. Сетка, в
моем понимании, представляет чётко определённую систему того, что нам надлежит
увидеть и услышать. А её наклон говорит о присутствии не только заданного, но
и другого, произвольного угла зрения на происходящее. В квадрате, расположенном
на сетке, ничего, кроме надписи "Зеркало". Нам дана возможность самим определить
его содержимое, оно не навязано. Однако существуют не только правильные зеркальные
отражения, но и те, что искажают реальность". Читая, сразу вспоминаешь сумрачные
времена. Где-то в середине 70-х мой тогдашний приятель дизайнер бился с толстоведами
при разработке экспозиции музея графа-пахаря. Дабы сбить их угрюмое стремление
не допустить лишнего (такие же сумрачные пушкинисты чуть не прикончили позднее
очаровательную новеллу Андрея Хржановского ту, где ярко живут строки пушкинских
черновиков и рисунки на полях), мне была поручена роль отвлекающего раздражителя.
На обсуждении я предлагал устроить милый балаган с залом Анны Карениной, где бедняжка,
вырезанная из жести, должна была, как в старом тире ЦПКиО, все падать и падать
под колеса. А также предлагал повесить на лестничной площадке фотографию времен
событий 1905 года, а насупротив большое зеркало. Оскорбление сразу двух
классиков сыграло свою функциональную роль, я бежал почти без увечий, а на мелкие
шалости проекта уже никто не обратил внимания. "И вдруг появляется огонек,
луч света, пролетающий по этому непонятному полю, оставляя след, подобно комете.
Это сила мысли, преобразующая и освещающая по-новому и действительность, и её
отражение. Она направлена ввысь. Получается, что единственным земным на всей картине
является шрифт. Хотелось бы верить, что это означает свободу", продолжает
Станислава Бошкович. Поди их пойми, когда пишут всерьёз, когда мило подтрунивают.
Помните, как мы во время оно читали эпиграф, помещенный Брэдбери на титульном
листе "451о по Фаренгейту": "Если тебе дали линованную бумагу, пиши поперёк".
Наше воображение распалялось и от этого. Думаете, только формальный анализ?
Ничего подобного. Лукавая девушка Елена Демьяненко написала (серебряным маркером,
кстати, чтобы читать было потруднее) суровую инвективу, уйдя от заданной темы:
"Телевидение сокращает расстояния, доступные слухам. Перенасыщенность эфира некими
в сущности, абстрактными трагедиями ожесточает сердца. Тысячи ненужных
историй и лиц напрасно возникают в поле зрения человека: он не испытывает в них
необходимости, но отвратиться не в силах монотонная череда, отвлекающая
от собственных мыслей, так захватывает... Если это не новости, то "игры для взрослых",
в которых нет ни страсти, ни презрения. Или чужие истории, захватывающие
пошлые умы правдо- или неправдоподобными коллизиями... Динамика нашего времени,
кажущаяся многим его достижением, в большой мере лишь глобальная проекция бесконечных
мелких дрязг, падений и взлетов, чьи герои, участники и обозреватели заливают
зрителя мельчайшими подробностями происходящего... Телевидение здесь по своей
технологической природе подобно замочной скважине для подглядывания за событиями
и стимулятору бесконечного процесса, который, как любая слишком сложная структура,
уже не поддается контролю. Возникшее когда-то определение Global Village исключительно
верно. Размер "деревни" и её проблем с тех пор тысячекратно возрос, но ум и сердце
отдельного её жителя все так же малы..." Спорить сложно, жить с этим трудно.
Но молодые справляются. |