"С нашей точки зрения"

Использование этой двусмысленной формулы Алексием II, недавно вновь публично утверждавшим оруэлловскую формулу равенства обитателей фермы, из которых одни равнее других, заставило вздрогнуть. Практически не только нечестивые протестанты и тем более богопротивные кришнаиты, но и неверующие теперь подозрительны.

Достали!

Было время: дружина конунга Владимира загнала народ в речку и объявила его христианским. И было время: президент Ельцин явил миру благостное выражение лица, держа свечечку в мощной длани. Президент может быть верующим сколько его душе угодно, но вид начальствующих в церкви, размноженный телевизионными каналами, перестаёт быть личным делом начальствующих, преобразуясь в откровенный знак нарушения принципа отделения церкви от государства.

Конституция, в несокрушимости которой нас уверяют, нарушается с самого верха, и только врожденная лень, подкрепленная сомнением в объективности басманного правосудия, препятствует тому, чтобы обратиться к судебной защите.

Асимметрия в государственной архитектуре всегда рискованна. Как гражданин я чту право каждого на веру по вере его, но так же точно имею право на защиту от напора не столько немногочисленных староверующих, сколько новообращенцев. Страна как была языческой, так и осталась, однако, отвечая на вопросы анкет, все большее число людей считает необходимым — на всякий случай — назваться православными. Отчасти дело в моде, отчасти в опаске, но когда без освящения не открывается едва ли ни один новый офис, когда святой водой кропят подлодки и ракеты, здания школ и казино, когда московский набольший начальник отзывает собственное разрешение, в полном соответствии с законом выданное кришнаитам — несколько смешноватым в нашем климате, — разум закипает.

Можно понять, что, испытывая неудобство от дефицита как идеологии, так и гражданских институтов, власть не прочь ухватиться за институт церкви, у которого есть неоспоримое достоинство исторической древности. Можно понять, когда, уподобляясь давнему купечеству, строившему церкви куда охотнее, чем школы, вчерашние бандиты расставляют часовни на всяком месте, надеясь, что "оно поможет". С некоторым усилием можно понять, почему православная иерархия, опасаясь конкуренции со стороны динамичных протестантов, предпочитает взывать к государству на предмет борьбы с "нетрадиционными" церквями, вместо того чтобы, объединив с ними усилия, пытаться противостоять реально опасному сектантству. Выше моих умственных способностей понять, на каком основании в нашей стране, отнюдь не отличающейся патологическим трудолюбием, Рождество или Пасха учреждаются как дополнительные государственные праздники, а, скажем, Науруз — нет. Впрочем, в Татарстане как раз и учреждается, что вряд ли способствует жизненно важной задаче сохранения единства пространства культуры, тем более что массив вполне "традиционного" ислама разрастается, обнимая значительную часть Оренбуржья, Ульяновской или Пензенской губерний, Чувашии и Мордовии.

Понять, однако, можно многое, хотя не всякое объяснение есть оправдание, но когда дрогнуло экс-министерство образования, а телевидение даёт все больше места высокомысленным рассуждениям откровенных сторонников уваровского триединства наряду с платными зазывами магов и чародеев всех мастей, пора строить Сопротивление.

Школа — критический рубеж. Такой же или ещё более важный, чем вопрос о свободе пикетов, митингов и демонстраций, всё же вызвавший наконец публичную реакцию. (Кстати, в Сокольниках участников митинга по поводу планируемого сноса домов фотографировали, а затем одних оштрафовали, а от других милиция требовала объяснительных записок, так что закон в поправленном после протестов виде очень нужен.) Не следует верить убаюкивающим разговорам о том, что речь — хотя бы в Москве — о факультативе (да продлятся дни госпожи Кезиной), о невинности курса основ православной культуры: коготок увязнет — всей птичке пропасть! Дело не в частностях. Фальшива сама постановка вопроса. Было бы смешно возражать против того, чтобы в школе узнавали хоть что-то о том, что религия — стержень формирования и развития культур в течение тысячелетий. Для этого требуется одно: сделать наконец качественный интерактивный курс всеобщей истории для школы. Курс, в котором наряду с панорамой развития технологии и социальных институтов найдётся место для истории мысли, включая Сократа, Лао-Цзы, книгу Бытия, заповеди Моисея, речения Будды, Нагорную проповедь и тексты изумительного диалектика, известного под именем апостола Павла, и избранные тексты Корана и Сунны.

Задача из класса решаемых.

Воскресные школы при церкви — превосходно, лишь бы ретивые местные власти не стали делать их посещение практически обязательным. Школа же есть светский институт светского государства Россия, как и светский институт светского государства США, где по решению суда из кабинета директора школы была убрана даже не икона, а картина религиозного сюжета; или Франции, где республика, пусть с немалым запозданием, пошла на крайний риск, запретив ношение в школе крупногабаритных знаков религиозной принадлежности.

Там осознали, что школа — это критический рубеж, пора бы и нам.


Опубликовано в "Русском Журнале", 19.04.2004

См. также

§ Заложники идеи

§SPM, или Уроки логики

§Бог — он в машине!

§ Прогносис



...Функциональная необходимость проводить долгие часы на разного рода "посиделках" облегчается почти автоматическим процессом выкладывания линий на случайных листах, с помощью случайного инструмента... — см. подробнее