Использование
этой двусмысленной формулы Алексием II, недавно вновь публично
утверждавшим оруэлловскую формулу равенства обитателей фермы,
из которых одни равнее других, заставило вздрогнуть. Практически
не только нечестивые протестанты и тем более богопротивные
кришнаиты, но и неверующие теперь подозрительны.
Достали!
Было время: дружина конунга Владимира загнала народ в речку и объявила его христианским. И было время: президент Ельцин явил миру благостное выражение лица, держа свечечку в мощной длани. Президент может быть верующим сколько его душе угодно, но вид начальствующих в церкви, размноженный телевизионными каналами, перестаёт быть личным делом начальствующих, преобразуясь в откровенный знак нарушения принципа отделения церкви от государства.
Конституция, в несокрушимости которой нас уверяют, нарушается с самого верха, и только врожденная лень, подкрепленная сомнением в объективности басманного правосудия, препятствует тому, чтобы обратиться к судебной защите.
Асимметрия в государственной архитектуре всегда рискованна. Как
гражданин я чту право каждого на веру по вере его, но так
же точно имею право на защиту от напора не столько немногочисленных
староверующих, сколько новообращенцев. Страна как была языческой,
так и осталась, однако, отвечая на вопросы анкет, все большее
число людей считает необходимым на всякий случай
назваться православными. Отчасти дело в моде, отчасти
в опаске, но когда без освящения не открывается едва ли
ни один новый офис, когда святой водой кропят подлодки и
ракеты, здания школ и казино, когда московский набольший
начальник отзывает собственное разрешение, в полном соответствии
с законом выданное кришнаитам несколько смешноватым
в нашем климате, разум закипает.
Можно понять, что, испытывая неудобство от дефицита как идеологии,
так и гражданских институтов, власть не прочь ухватиться
за институт церкви, у которого есть неоспоримое достоинство
исторической древности. Можно понять, когда, уподобляясь
давнему купечеству, строившему церкви куда охотнее, чем
школы, вчерашние бандиты расставляют часовни на всяком месте,
надеясь, что "оно поможет". С некоторым усилием можно понять,
почему православная иерархия, опасаясь конкуренции со стороны
динамичных протестантов, предпочитает взывать к государству
на предмет борьбы с "нетрадиционными" церквями, вместо того
чтобы, объединив с ними усилия, пытаться противостоять реально
опасному сектантству. Выше моих умственных способностей
понять, на каком основании в нашей стране, отнюдь не отличающейся
патологическим трудолюбием, Рождество или Пасха учреждаются
как дополнительные государственные праздники, а, скажем,
Науруз нет. Впрочем, в Татарстане как раз и учреждается,
что вряд ли способствует жизненно важной задаче сохранения
единства пространства культуры, тем более что массив вполне
"традиционного" ислама разрастается, обнимая значительную
часть Оренбуржья, Ульяновской или Пензенской губерний, Чувашии
и Мордовии.
Понять, однако, можно многое, хотя не всякое объяснение есть
оправдание, но когда дрогнуло экс-министерство образования,
а телевидение даёт все больше места высокомысленным рассуждениям
откровенных сторонников уваровского триединства наряду с
платными зазывами магов и чародеев всех мастей, пора строить
Сопротивление.
Школа критический рубеж. Такой же или ещё более
важный, чем вопрос о свободе пикетов, митингов и демонстраций,
всё же вызвавший наконец публичную реакцию. (Кстати, в Сокольниках
участников митинга по поводу планируемого сноса домов фотографировали,
а затем одних оштрафовали, а от других милиция требовала
объяснительных записок, так что закон в поправленном после
протестов виде очень нужен.) Не следует верить убаюкивающим
разговорам о том, что речь хотя бы в Москве
о факультативе (да продлятся дни госпожи Кезиной), о невинности
курса основ православной культуры: коготок увязнет
всей птичке пропасть! Дело не в частностях. Фальшива сама
постановка вопроса. Было бы смешно возражать против того,
чтобы в школе узнавали хоть что-то о том, что религия
стержень формирования и развития культур в течение тысячелетий.
Для этого требуется одно: сделать наконец качественный интерактивный
курс всеобщей истории для школы. Курс, в котором наряду
с панорамой развития технологии и социальных институтов
найдётся место для истории мысли, включая Сократа, Лао-Цзы,
книгу Бытия, заповеди Моисея, речения Будды, Нагорную проповедь
и тексты изумительного диалектика, известного под именем
апостола Павла, и избранные
тексты Корана и Сунны.
Задача из класса решаемых.
Воскресные школы при церкви превосходно, лишь бы ретивые местные власти не стали делать их посещение практически обязательным. Школа же есть светский институт светского государства Россия, как и светский институт светского государства США, где по решению суда из кабинета директора школы была убрана даже не икона, а картина религиозного сюжета; или Франции, где республика, пусть с немалым запозданием, пошла на крайний риск, запретив ношение в школе крупногабаритных знаков религиозной принадлежности.
Там осознали, что школа это критический рубеж, пора бы и нам. |