При изучении предварительных данных, предоставленных администрацией
Оренбургской области и аппаратом Главного федерального инспектора
по области в 2001 г., создавалось представление о чрезвычайно
высокой степени обеспокоенности миграционной ситуацией в полосе
государственной границы с Казахстаном и во всей области. Экспедиции
2000 г., во многом вынужденно опиравшиеся на мнения представителей
администраций и местных жителей, казалось, подтверждали справедливость
именно такого представления. Целевая
экспедиция 2001 г. по 13 приграничным районам и проблемный
семинар, проведенный ЦСИ в г. Кувандык и Кувандыкском районе,
с одной стороны, выявили чрезвычайную слабость пограничных и таможенных
служб, малую эффективность миграционной службы, с другой — заставили
подвергнуть сомнению справедливость односторонних оценок миграционной
угрозы.
Для прояснения ситуации весной 2002 г. был организован проблемный
семинар в Оренбургском сельском районе, а осенью 2002 г. была
предпринята целевая поездка в Оренбург и в приграничный Акбулакский
район. Задачей в первом случае было прояснение ситуации в армянской
общине, наиболее широко представленной в Оренбурге и в Оренбургском
районе, во втором — составление подробной картины этнокультурной
ситуации, учитывающей в первую очередь места компактного проживания
казахов и чеченцев. В ходе поездки состоялись продолжительные
интервью как с главами администраций, включая сельсоветы, так
и с лидерами этнических групп или землячеств.
По данным миграционной службы:
в 1992 г. в область прибыли
377 армян (преимущественно из Карабаха);
в 1993 г. — 558;
в 1994 г. — 191;
в 1995 г. — 224;
в 1996 г. — 59;
в дальнейшие годы по 2001 г. включительно — от 50 до 60 человек.
Таким образом, по данным миграционной службы в совокупности в Оренбургскую
область прибыло порядка 1700 армян. По экспертной оценке председателя
армянского землячества Г.Р.Саркисяна, подтвержденной рядом высказываний
держателей ресторанов армянской сети «Арарат», постоянное армянское
население, сформированное мигрантами, начиная с 1992 г., насчитывает
порядка 4000 человек. В течение основного строительного сезона
это население прирастает на 2-2,5 тыс. человек сезонных рабочих.
До 80% членов армянского землячества заняты в строительстве
и в дорожном строительстве [1] , до 15% — в сфере
услуг (по преимуществу в ресторанах и придорожных кафе,
5% — предприниматели разного рода).
Землячество достаточно рыхлое — несмотря на многолетние
разговоры о строительстве армяно-григорианской церкви, при
поддержке городской администрации Оренбурга, собрать достаточные
средства не удается. По мнению оренбургских армян, принадлежащих
к разным социальным группам, в целом они не ощущают недоброжелательства
со стороны русских и представителей других этнических групп [2] , хотя устные проявления бытового шовинизма нередки.
В целом миграционная картина в области (по официальным
данным) изучена добротно, в чем несомненна заслуга областной
администрации и, в частности, В.В.Амелина [3] и С.Г.Горшенина. Благодаря этому, имеется вполне
прозрачная структура легальной миграции из Казахстана.
В 1993 г. — 715 человек (из
них русских 500) — 8% от общего миграционного потока области,
В 1994 г. — 5317 человек (из
них русских порядка 3700) — 34%,
В 1995 г. — 5014 человек (из
них русских порядка 3500) — 37%,
В 1996 г. — 4291 человек (из
них русских порядка 3000) — 42%,
В 1997 г. — 4613 человек (из
них русских порядка 3200) — 58%,
В 1998 г. — 3579 человек (из
них русских порядка 2500) — 64%,
В 1999 г. — 2095 человек (из
них русских порядка 1400) — 64%,
В 2000 г. — 1404 человека
(из них русских порядка 1040) — 64%.
При общем сокращении легального миграционного перетока через Оренбургскую область,
доля выходцев из Казахстана быстро нарастала, затем стабилизировалась.
Из общих чисел при детальном исследовании проступает, что собственно
казахов среди легальных мигрантов было:
В 1993 г. — порядка 1600 человек,
В 1994 г. — порядка 800 человек,
В 1995 г. — порядка 700 человек,
В 1996 г. — порядка 700 человек,
В 1997 г. — порядка 750 человек,
В 1998 г. — порядка 600 человек,
В 1999 г. — порядка 400 человек,
В 2000 г. — порядка 200 человек.
Итак, среди легальных мигрантов, переселившихся в область с 1992 по 2000 г.,
казахи составили всего порядка 6000 человек (всего 6,2% от общего
объема механического прироста в области), и это число последовательно
сокращается, начиная с 1998 г.
Существует умеренно активное областное Национальное общественное объединение
казахов Оренбуржья, с Оренбургским, Бузулукским, Бугурусланским
и рядом районных отделений. Издается газета «Достык».
Расселение мигрантов по районам области колеблется от 8,8% в Ташлинском районе
до 0,02% в Северном районе (на Оренбург приходится примерно 18%
от общего потока). Акбулакский район принял в 1999 г. 1,8% от
всех мигрантов, в 2000 г. — 2,8%.
При этом в Акбулакском районе 54% мигрантов уже обзавелись собственным жильём,
20% арендуют жильё, остальные ютятся по снятым углам или у родственников.
Всего по области имеется 18 школ с казахским языком, среди учителей казахского
языка мигрантов практически нет. Не хватает учебников и книг —
доставка из Уральска была разовая, более не повторялась.
Поездка в село Карасай, считающееся «казахским», была поучительной уж тем,
что из его 725 жителей казахов всего 214 (русских 266, украинцев
74, чувашей 65, татар 58, 7 карабахских армян и 2 аварца). Председатель
сельсовета — казах, из местных. В школе Акбулака уже 4 года нет
факультатива казахского языка в связи с отсутствием преподавателя.
В районе в 4 школах преподается казахский язык, в нескольких школах
есть кружки казахского языка и культуры. При том, что в Оренбуржье
многие национальные обычаи и ритуалы казахов, по единодушному
мнению экспертов, сохранились лучше, чем в соседних районах Казахстана,
есть все основания говорить о поступательном обрусении казахов.
Есть явные признаки спокойных, дружественных отношений в полиэтническом
сообществе — во всяком случае, в общежитии лицея в Акбулаке таблички
с именами воспитанников на дверях не имеют признаков группировки
по этническому признаку.
Учитывая, что формально сельскохозяйственное производство
района убыточное, а при этом существует весьма развитая
система социальной поддержки
[4] и реализуется обширная программа учебного и спортивного
строительства
[5] , можно сделать осторожный вывод, что основным источником
относительного благосостояния Акбулака служит продажа неучтенного
зерна и бартерный обмен арбузов на лес из Нижнего Тагила
с дальнейшей перепродажей этого леса в Казахстан.
Казахи составляют большинство младшего персонала в лечебных учреждениях, технического
персонала в учебных заведениях, но в основном заняты на кооперативных
и приусадебных участках.
Было бы наивно рассчитывать
на предоставление правдоподобных сведений о нелегальных обитателях Карасая и
соседних сел. Любые подсчеты не имеют серьёзной документальной базы. По совокупности
ответов на косвенные вопросы можно сделать осторожный вывод о том, что число
постоянных незарегистрированных обитателей во всяком случае не больше, чем число
зарегистрированных, т.е. не превышает 200. В виду неразвитости огородного хозяйства
в Акбулакском районе там нет сколько-нибудь значительной сезонной миграции —
в отличие от Оренбургского сельского района. Там, по достаточно аккуратным данным,
собранным в ходе проблемно-проектного семинара весной 2002 г., ежегодно работает
до 3000 сезонных рабочих, занятых как в частных фермерских хозяйствах, так и
в колхозах, переименованных в сельскохозяйственные производственные кооперативы.
При наличии предварительной
информации из Оренбурга о том, что в районе границы расселилось до 200 семей
чеченцев, в дальнейшем выяснилось следующее: условная, никак не маркированная
граница прошла по месту, где чеченцы жили ещё во время насильственного переселения
и куда равнинные чеченцы начали переезжать с приходом к власти Дудаева. В большинстве
чеченцы заняли дома, оставленные немцами, выехавшими в Германию, в деревнях
Вершиновка (фермер Оскар Дудаев), Новомарьевка, Искра. Всего по трем населённым
пунктам — до 40 семей (в школе Вершиновки всего 21 ученик). Заняты овцеводством,
двое — коневодством, ингуш Мухарбек Цоров восстановил дееспособность РАЙПО.
Чеченцы и ингуши жалуются на притеснения и вымогательства со стороны милиции
и ГАИ, но не фиксируют враждебного отношения со стороны местного населения.
Русские, украинцы (достаточно заметное землячество), казахи не испытывают к
чеченцам и ингушам заметной неприязни.
В целом, по опросам в области,
лишь 3% мусульман и 4% православных (и те, и другие по самоопределению) говорят
о напряженности межэтнических отношений и вероятности возникновения конфликтов.
При этом 17% представителей научного сообщества и 12% государственных служащих
уверены в возможности такого рода конфликтов, 68% научных работников и 80% опрошенных
госслужащих уверены, что есть тенденция к обострению конфликтов. Опираясь на
опыт проблемно-проектных семинаров в области (Кувандык и Оренбургский сельский
район) и обработку 10 районных центров экспедициями ЦСИ, можно высказать предположение,
что эта настороженность характеризует скорее ментальное состояние респондентов,
чем действительные тренды.
Общее состояние умов характеризуется
следующими ответами на вопрос о предпочтении условного кандидата на выборах:
Кандидат должен быть того
же возраста, что и респондент: твердое «да» — 12%, скорее да — 15%, скорее нет
— 20%, твердое «нет» — 33%,
… того же достатка: да — 25%,
скорее да — 26%, скорее нет — 40%, нет — 38%,
… того же вероисповедания:
да — 36%, скорее да — 34%, скорее нет — 23%, нет — 17%,
… той же национальности: да
— 27%, скорее да — 24%, скорее нет — 16%, нет — 11%.
Любопытно также привести сведения
о браках, заключенных в 2001 г.:
Оба русские — 43,6%,
Жених русский — 14,6%,
Невеста русская — 11,8%,
Оба татары — 1,9%,
Русские и татары — 3,3%,
Русские и украинцы — 3% и
т.д.
Эти выборки во всяком случае
не свидетельствуют о серьёзном нарастании напряженности в этнокультурных отношениях
в области.
Завершим выборкой пожеланий
из анкет по Акбулакскому району, сохраняя стиль:
«Выделение денег (ссуды, субсидии)
на покупку жилья или выделение стройматериалов».
«Помогать молодым семьям.
Решать проблемы с пропиской».
«Получение работы по специальности».
«Получение для детей мигрантов
бесплатных учебников».
«Чтобы улучшились жилищные
условия, больше обращалось внимания на нас».
«Хотелось бы, чтобы мигрантской
службе выделялось больше средств денежных, для выделения ссуд и жилья переселенцев».
«Хотим, чтобы для нас (местных)
предоставлялись постоянные места проживания (дома, квартиры). А у нас их нет
из-за мигрантов».
«Усилить контроль своевременной
регистрации мигрантов, лучше вникать в причины, вынуждающие мигрантов уезжать
с места постоянного проживания, стараться максимально помочь мигрантам, для
чего больше привлекать к этому местное население, особенно из числа преуспевающих».
«Хотела бы, чтобы были пониже
цены на оформление документов, прописки».
«Разрешить вопрос с жильём
и трудоустройством по специальности».
«Снижение пошлин на оформление
документов на прописку».
«Хотелось бы, чтобы помощь
оказывалась быстрее».
«Законодательно ввести ограничение
на въезд и проживание в РФ граждан СНГ, которые не представляют для России ценности
в сфере производства, науки, образования, культуры и т.д.»
В целом (исследования группы С.С.Артоболевского в Бузулукском
и в Кувандыкском районах дали те же результаты) мы можем заключить,
что после пиковой миграционной нагрузки 1994-96 гг. происходит
неуклонное снижение объемов как легальной, так и нелегальной миграции,
что этнический компонент миграционных потоков существенно менее
значим, чем представлялось.
По совокупности работ с администрациями Оренбургской области
создаётся устойчивое впечатление, что некоторое нагнетание негативного
образа обстановки в текстах, направляемых в Округ и в Москву,
является прежде всего несколько неуклюжей попыткой форсировать
идею льгот и преференций для пограничной области.
Сказанное не означает отказа от признания существенных проблем с нелегальной
миграцией в областном центре и отчасти в Орске и Бузулуке, однако
эти проблемы имеют скорее социальный характер и усугубляются недостаточной
расторопностью федеральных и региональных властей, всеобщей коррумпированностью
правоохранительных органов (по единодушному мнению респондентов
на всех уровнях) и отсутствием реального проектного подхода к
решению локальных проблем.
Москва — Оренбуржье декабрь 2002 г.
|