Проектно-аналитический семинар
«Омутнинск — Восточный: городская судьба?»

13-15 сентября 2001 года

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Основная задача краткой книжки попытаться материализовать моменты текучей и неуловимой жизни. Нас толкает понимание, что основная история та, которую мы творим своими жизнями, совместно каждым своим прожитым днём и часом.

Также мы пытаемся преследовать обучающие, методические цели. Мы надеемся, что участники семинара смогут восстановить по тексту ткань семинара, свои впечатления, ощущения, мысли и чувства, которые возникали в них по его ходу. И поэтому мы хотели бы, чтобы она могла быть использована ими, а может быть и ещё кем-то как некое методическое пособие.

 Поскольку объем работы не позволяет вместить все, что нужно для овладения проектными методиками, то авторы сочли возможным сделать ссылки на информацию в интернете. А также поместить интернет-адреса и телефоны участников семинара, чтобы можно было с ними связаться и получить недостающую информацию или ответы на вопросы, которые возникают по ходу реализации проектов, или получить консультации друг у друга при создании новых самостоятельных проектов.

Авторы книжки выражают глубокую признательность администрации Омутнинского района и генеральному директору ОАО «Восток» г. Иваненко А.А., который счел возможным обеспечить проживание и питание участников семинара.

ВЫСТУПЛЕНИЕ ПРОФЕССОРА ГЛАЗЫЧЕВА В.Л. НА ПЕРВОМ ПЛЕНАРНОМ ЗАСЕДАНИИ
(стенограмма)

Уважаемые друзья, мы собрались с вами на рабочий семинар. Основная работа пройдет в четыре такта. Очень хорошо, что мы с вами находимся в небольшом, очень компактном зале. Всем видно друг друга в глаза,  мы имеем нормальные комнаты для работы на эти три дня. У многих  из вас, возможно, возник вопрос: к чему семинар, почему в Восточном, почему в Омутнинске? Надо обрисовать более широкую реальность, по отношению к которой этот семинар является всего лишь некой частью, чтобы понять его важность.

Сегодня в стране идёт неспешная подготовительная работа к концепции изменения нашего государства. Государство — это машина, а питательной средой, в которой такая машина способна исправно действовать, является гражданское общество. Заклинания, вроде «Давайте правильно» или «Давайте быстро», здесь и сейчас не срабатывают. Наскоро рисовать безумные схемы никто сегодня не хочет. А что значит «изменение института гражданства», и с какого конца необходимо начинать этот процесс? На мой взгляд, уж точно эту работу нельзя начинать из министерских кабинетов. Мы пытаемся вести эту работу от реальности: от пространства округа, от мест, от глубинки, сразу на нескольких уровнях.

Уровень первый. Комиссия по пространственному развитию это инструмент работы Полномочного представителя Президента в Приволжском федеральном округе С.В. Кириенко. Это неторопливая, вдумчивая, последовательная работа в регионах. Проводятся исследования, в том числе вот уже два лета по округу прошли экспедиции с целью уяснения того, как живут, как справляются с трудностями люди. Мы впервые после эпохи Столыпина освоили детальную информацию о сотне с лишним малых городов и районных центров Приволжского округа, так что кое-что мы уже знаем. Одна из форм работы комиссии — это проведение в регионах проблемных семинаров и конференций. Постепенно в процессе работы в регионах вербуются члены комиссии. Принцип непривычен, но, на наш взгляд, эффективен. Как правило, членом комиссии по пространственному развитию от региона становится пара: ответственный представитель администрации области или республики и авторитетный представитель профессионального сообщества, и оба обеспечивают профессиональность взгляда на проблемы.

Сегодня в стране происходит подготовка общественного гражданского форума. (forum.ru). Основная цель этого форума — создать постоянную обратную связь между государственной машиной и активной частью общества. Знания о том, какие общественные организации живы и какие на самом деле активны нельзя получить с помощью справок.  Задача увидеть, что такое каркас гражданского общества в стране. К примеру, существуют большие организации — эсперантисты 270000 человек в нашей стране и в мире 25 миллионов, существуют маленькие и слабые, много новорождённых. Может оказаться, что на этом форуме городские сообщества будут не представлены вообще и на наш взгляд это плохо. Либо городские сообщества будут представлены только  заорганизованными официальными ассоциациями городов. Поэтому одна из задач семинара понять, а что происходит с городскими сообществами в глубинке.

В округе мы начали с двух горизонтов: города — миллионники, создан  клуб шести, первое заседания состоялось, но работа с ними очень трудно двигается. Эти города большие, сильные, амбициозные. Но проблемы у них похожие. А раз похожие проблемы, то могут быть и похожие решения. А значит надо объединяться в поиске решений.

Работа со средними городами. В России сегодня примерно 400 средних городов. Государство сегодня осознает, что без такого субъекта политики провисает вся внутренняя политика государства. Одна территориальная конструкция не захватывает людей. Территория — важная штука, но территория области или республики — это ещё не её люди.

А где контакт с людьми, с обществом? Политические партии слабы. И это надолго. Партии пока ещё не являются реальным субъектом политики. Они как выборная машина, но без идеологии (коммунисты или жириновцы, или Единство) или с ещё неоформленной идеологией. С кем вести диалог высшей власти в стране? Есть парламент, но это очень специфическая форма общения. Работа по установлению взаимопонимания между государством и обществом начинается с понимания роли средних городов.

Но есть ещё третий горизонт, вообще пока не охваченный вниманием государственной машины, но очень важный, на мой взгляд, это малые города и посёлки .

Россия состоит из районов, потому что именно врайонах проживают люди. Это до обидного просто. А объемлющие рамки всей страны — это совсем другой горизонт, с которого просматриваются межрегиональные связи, национальная инфраструктура. На карте миллионной жизнь поселка и района не понять. Мало сказать, что это необходимо понять, необходимо ещё провести специальную работу по пониманию. И поверьте мне это работа не простая. И в ней должны принимать участие обе стороны. И тот, кто желает понять, и тот, кто желает быть понятым. Существует огромное количество вопросов по жизни глубинки. Как люди живут, сколько стоит хлеб, сколько стоит сходить на танцы, где покупают ботинки, сколько новых крыш на домах, и  множество других вопросов об элементарной, обыденной жизни наших граждан. Но именно из ответов на эти «простые» вопросы и состоит жизнь простого человека. А поиск ответов показал огромное различие ситуаций в разных малых городах. Реформы одни, страна одна, а обустройство жизни на местах очень разное. Мы провели прошлый год первую экспедицию по городам и весям России. Сознательно шли по городам удаленным от больших областных центров неухоженным, живущих своей, иногда «заброшенной» жизнью. Мера представления в нашем сознании об их жизни была нулевая. Но это и есть Россия. Нам было очень важно получить картину того, как есть на самом деле. Как люди выживают. Какие находят методы. В этом году мы повторили подобную экспедицию, ставя более сложную задачу. Как строится отношение между властью и сообществом, как устроен бюджет, как работают системы коммунального хозяйства, как строятся отношения с бизнесом, местным и не местным.

Основной вывод экспедиции этого года в том, что — никакой прямой связи между бюджетной обеспеченностью на одного человека в городе и качеством жизни людей не просматривается.

Есть башкирские города с «богатым» городским бюджетом, однако  данных о расходовании бюджета никак получить нельзя. И в подобных «богатых» городах с большим бюджетом люди живут не лучше, а подчас и хуже, чем люди в городах, где бюджет «пустой». Существуют небольшие аккуратные посёлки, где качество жизни организуется просто грамотным местным руководством. Если нет прямой зависимости между бюджетом и климатом в городском сообществе, качеством жизни людей и состоянием душ, то в чем же тогда дело? В руководителе, в команде, в сотрудничестве? Или ещё в чем-то другом? Получается, что просто передвижками бюджета ничего не сделаешь.

Дело осложнено тем, что есть проблема и с большими чиновниками. Существует Минэкономразвития, и в нем очень образованные профессионалы. Однако у людей из этого ведомства нет желания знать, что такое обыденная жизнь малых городов. Они не хотят знать это профессионально. Лично — да, это может быть им интересно. А профессионально их интересуют только функции.

Местное самоуправление — это вовсе не юридическая проблема, не проблема права. Это проблема понимания реальности. Надо заметить, что различение между местной властью и общественностью на уровне малого города не срабатывает. Сегодня можно увидеть очень разные режимы существования местного самоуправления вплоть до полного отсутствия его как такового. Очень важно понять и затем отработать  разные сценарии отношений между государством и властью, государством и обществом, государством и городскими сообществами. Есть понимание, которое накопилось за два года работы, осознания материалов экспедиций. Сегодня муниципальные проблемы и территориальные проблемы категорически отсутствует в сознании правительства. В основном над его деятельностью всё ещё довлеет отраслевой принцип. Поэтому наша задача выстроить другой тезис: носителем развития являются люди на территории. На территории города, на территории района. Региональные власти считают иначе, они себя лишь считают субъектом развития, навязывая «низовым» территориям готовые решения. Наша задача — показать и доказать, что окружное измерение президентской ветви власти может и должно оказать содействие самоопределению «Низовых» территорий как субъекта развития страны.

Поэтому работа такого типа как сегодня имеет несколько задач:

  1. Узнать, понять, что здесь и сейчас происходит: ЖКХ, климат для бизнеса, конкретные проблемы данного городского сообщества  и пр.

  2. Хотелось бы очень понять, а могут ли разные города, включая малые города, заявить о себе на предстоящем гражданском форуме? Может ли городское сообщество заявить о себе не как городская власть, а власть общественная? Есть ли общественные организации, которые могут что-то сказать другим? Могут ли быть выдвинуты  какие-либо проекты по жизни городского сообщества? Интересно увидеть на сегодняшнем семинаре, можем ли мы с вами породить местные, жизнеспособные проекты? То есть ответить на вопросы: что необходимо сделать, как, где, с кем, в опоре на кого. Хотелось бы привести пример с Кувандыком, в Оренбургской области, где проходил подобный семинар. Там, в процессе подобного семинара, были рождены три проекта., которые на мой взгляд имеют для жизни Кувандыка, как минимум, огромный психологический эффект. Кувандыкский район ни в чем не продвинутее Омутнинского. Важно, что удалось сформировать три жизнеспособных проекта и есть люди, которые их двигают.

    a.      Скорая социальная помощь. Удаленные места. Волонтерская конструкция с опорой на молодёжь с соединением ряда функций вместе. Доставка товара, скупка шерсти и другое. Необходима автомашина газель и человек двигающий проект и те, кто немного подкидывает деньги. Главное разрушить стереотипы.

    b.     «Лежачий завод». Происходят инвестиции в лежачий завод, кому это и что при этом нужно, совершенно непонятно. Зачем работать на склад? За два дня шел поиск, выстроили группу, нащупали направление — ветровой движок (информация, поддержка…) начали искать, что можно сделать с квалификацией работников завода, как её поднять, как связать со специалистами по менеджменту из Оренбурга.

    c.     Выстраивание сети дистантного обучения в опоре на необходимую реконструкцию информационной сети приграничья.

И самое главное, что все проекты обросли людьми.

Мне бы хотелось видеть наш семинар в таком же ключе. Я не могу представить, что в городе такого масштаба, как Омутнинск, «никого» бы не было. Если здесь и сейчас проявятся хотя бы пять — шесть человек, и между ними возникнет устойчивая связь, настроенная на реализацию здесь порожденной проектной схемы, то потом это не исчезнет. Никогда не исчезает и нигде.

Работать будем в группах.

Я хотел бы просить вас выстроить работу, так как записано в программе. А после мы разобьемся в меньшие группы по доработке проектов. Почему так разбиты группы? Они схватывают все, что говорилось, но под другим углом зрения. Слишком долго складывалась привычка,  когда все предпринимательские вещи делались от регламента. А ведь наш семинар — это предприятие, и сделать его инновационным, вырваться из привычки к жёсткому регламенту можно только с помощью специальной процедуры.

ОПИСАНИЕ СЕМИНАРА

Работа на семинаре была организована следующим образом: участники работали два с половиной дня. В первый день, после регистрации, открытия семинара и пленарного заседания участники были разделены на три группы: «Группа социальных проектов» (ведущий Д.В.Овсянников), «Группа реформирования ЖКХ» (Ведущий Н.И. Емандыков) и «Группа социально-экономического развития» (Ведущий И.Л. Шиков).

На вечернем пленарном заседании 13 сентября группы представили первые результаты своей совместной работы.

Группа социально-экономического развития представила «Проект социально-экономического развития Омутнинского района до2007г».

Они рассматривали различные модели развития, не только в связи с бюджетообразующим производством — Омутнинским металлургическим заводом и газификацией. Под развитием района группа понимает изменение определённых индикаторов.

Индикаторы развития
  1. Демографические показатели.
  2.  Укрупнение муниципального образования.
  3. Вложение внешних инвестиций в территорию.
  4. Состояние здоровья населения (венерические, туберкулёз, младенческая смертность, профзаболевания — то есть связанные с соц. факторами).
  5. Соотношение доходов и расходов семьи (с учётом на что расходуются).
  6. Строительство жилья и индивидуального жилья.
  7. Занятость (разные виды).
  8. Открытие новых предприятий и производств.
  9. Благоустройство.
  10. Развитие инженерных инфраструктур (дороги, связь).

Учитывались, кроме того, бюджетная обеспеченность на душу населения и объём выпуска товарной продукции

Основные ресурсы, актуальные для данных проектов
  1. Природные ресурсы, имеющиеся в районе — глина, мин вода, грязь, охота, лыжная трасса, уголь, федеральная трасса.

  2. Ресурс местной администрации.

Основные проекты социально-экономического развития

  1. Кирпичный завод (облицовочный кирпич, черепица, плитка, кирпич и т.д.). Проект напрямую связан с жилищным строительством Администрация со своей стороны готова обеспечить землей, помещениями,  обеспечить исследования глины, пересмотреть и обновить старый проект строительства кирпичного завода.

  2. Культурно-оздоровительный семейный комплекс. В основе комплекса детский санаторий " Лесная сказка", мед. училище, грязи, мин вода, охота, рыбалка на озере, развлечения на озере, строительство индивидуальных коттеджей, использование лесных ресурсов. Администрация готова взять на себя курирование проекта, согласование интересов всех участвующих субъектов и определённые средства, привлечение инвестиций, поиск партнёров.

Для реализации проектов необходимо и важно стимулирование населения через СМИ.

Группа реформирования ЖКХ проанализировала проблемы ЖКХ в Омутнинском районе. Были выделены следующие наиболее актуальные проблемы, позволяющие констатировать критическое состояние системы в рассматриваемом районе.

  • Практически 100%-ный износ основных фондов. Из-за отсутствия плановой системы ремонта и средств в бюджете района и области со времени создания основных фондов проводился лишь частичный, аварийный ремонт. Ситуация осложняется тем, что и ОМЗ, и химический завод, леспромхозы, которые сейчас находятся на уровне банкротства, и другие мелкие организации передают жильё, причём в аварийном состоянии в муниципальную собственность.

  • Значительно увеличилась стоимость энергоресурсов в стране, а омутнинские поставщики тепла — ОМЗ, химический завод, песковский сталелитейный завод используют мазут (что очень дорого) для выработки тепла. Соответственно, дополнительные стоимости включаются в квартирные платежи. Квартирная плата в Омутнинском районе в несколько раз выше, чем в других районах области.

  • Задолженность ЖКХ Омутнинского района теплоснабженцам около 26 млн.руб. Резонно было бы перейти на новые стандарты платежей — получать 80% средств от населения и 20% из бюджета. Но из 100% населения района — 70% — малоимущие. Следовательно, при повышении квартплаты повышается число неплательщиков по объективным причинам.

  • Не соблюдается социальная справедливость. Ведь 30% населения, не относящиеся к «малоимущим» и вынужденные платить в несколько раз больше за жильё и коммунальные услуги объективно имеют доходы от прожиточного минимума до 2 тыс. руб., то есть не могут реально считаться обеспеченными.

  • Качество услуг не соответствует современным требованиям. Резонно было бы ввести снижение платы за снижение качества услуг. Уже существует соответствующая комиссия, определяющая качество услуг, но её работа бюрократична.

  • Проблема водоснабжения, а именно нехватки воды в Омутнинском районе стоит очень остро. Вода подаётся по графику. Необходимо финансирование геолого-разведочных групп и внедрения приборов учёта водопотребления, обеспечивших бы хотя бы 30-40% экономии. Слабо ведётся просветительская работа по экономии воды среди населения.

  • Проблема аварийного жилья. В посёлке Восточныё около15 тыс. кв. м. Аварийного жилья. Предлагается провести мониторинг населения, проживающего в аварийном жильё для выявления тех, кто мог бы при беспроцентном кредитовании со стороны муниципалитета приобрести или построить новое жильё.

  • Несмотря на то, что 60% или более квартир приватизированы, мало кто ощущает себя собственником жилья и соответственно халатно относятся к подъездам, дворам, прилегающим территориям. 

Вот неполный перечень проблем, связанных с ЖКХ.

Группа предложила разработку районной и областной программ реформирования ЖКХ. Очевидно, что система управления ЖКХ устарела. Она громоздка, затратна и неэффективна. Но для разработки этой программы нужны специалисты. Для меньших затрат предлагается привлечь все имеющиеся ресурсы — провести в школах конкурс, мобилизовать студентов ИУК ВГПУ. Программа реформирования должна включать три обязательных аспекта — социальный, технический и управленческий.

В.Л. Глазычев особенно подчеркнул важность предложения об изменении тарифной политики, дифференцированности её по районам, а не только по регионам.

В связи с ЖКХ Глазычев поделился следующим примером из этой области. Будучи членом комиссии США по анализу ЖКХ города Вашингтона, он докладывал Конгрессу о существовании в Вашингтоне двух форм управляющих компаний — аналогов наших ЖЭКов. Один вид — нам прекрасно знакомый — абсолютно такой же и так же работающий.

Но есть вторая форма — конкурирующая. Это некоммерческая организация — доход они получают, но всю прибыль направляют в дело. Результаты их деятельности сопоставимы. Работа второй формы в 3 раза лучше по качеству и дешевле. Структура такой управляющей компании абсолютно для нас непривычна. Штат около 11 человек — руководитель, бухгалтер, один человек, занимающийся добычей денег, пара сантехников, один электрик, 5-6 социальных работников, которые заняты одной вещью — ежедневным обходом всего хозяйства. И хотя возникает масса вопросов — кто эти социальные работники, где их взять, как соотнести их работу с деятельностью волонтёрских организаций, это всё же один из блистательных образцов хорошего опыта.

В группе социальных проектов представлены 7 проектов относительно воспитания и досуга детей, в частности спортивного досуга и оздоровления молодой семьи.

  1. «Профилактика наркотизации»

  2. «Управление школой с использованием новых технологий»

  3. «Приобщение ребёнка к социальному миру через развитие его творческой индивидуальности»

  4. «Создание координационно-методического центра»

  5. «Центр психологической помощи молодой семье»

  6. «Создание условий для отдыха и оздоровления детей в летнее время»

  7. «Создание условий для физической подготовки детей в п.Восточном.  Финансирование международных соревнований».

Проекты вызвали бурное обсуждение. Появились идеи консолидации некоторых проектов.

В.Л. Глазычев предостерег от стремления слить всё воедино, объединять проекты только на основе одной очень обширной темы. Его опыт работы  в фонде Сороса свидетельствует о том, что чем более проект локализован, тем больше у него шансов для реализации, тем технологически легче получателю проекта отнести его по части некоего «эксперта X», а если не понятно по чьей части проект, то шансы на его реализацию и даже рассмотрение неизбежно падают.

На второй день, 14 сентября продолжалась работа в переформатированных группах, которые назывались «Управление и бизнес» (Ведущий Сизов В.С.), «Социальная интеграция» (ведущий Зорин А.С.) и «Проектный центр» (Ведущий Верзилина И.Г.). Их задачей было по возможности доработать ранее предложенные проекты либо, заново порассуждав, найти новую область приложения усилий. Это необходимо было сделать для того, чтобы посмотреть на проблемы под немного другим углом и затем детально проработать проекты в более мелких группах.

На пленарных заседаниях 14 и 15 сентября были представлены результаты работы групп. Однако, не так много проектов были реально проработаны. Вот пример наиболее проектоспособной идеи, представленной на второй день семинара.

ПРОЕКТ: Школа выживания для простого человека в рыночных условиях в Омутнинском районе.

1. Концепция проекта:
  • Человеку в настоящее время трудно выживать, трудно адаптироваться. В Омутнинском районе множество проблем: отдаленность от центра, недостаток средств, неразвитость инфраструктуры, бытовые проблемы, связанные с особенностями Омутнинского района, неумение пользоваться имеющимися личными ресурсами, бедность информационного поля, неумение пользоваться современными технологиями, отсутствие идеологии, совместных смыслов населения.

  • В результате этого человек деградирует (пьянство, наркотики, кризис семьи, утечка мозгов, проблемы детства, чувство одиночества, апатия к жизни)…

  • Человека необходимо научить жить в этих условиях, помочь принять эту реальность такой, какая она есть. Не надо менять мир, не надо делать всех счастливыми — сделай счастливым хотя бы себя.

Проект направлен на взрослых.

2. Метод

Обучение людей элементарным основам личного психологического  и физического выживания через взаимный обмен опытом.

3. План действий:
  1. Провести цикл встреч — «голубой огонек», принцип добровольного участия.
  2. В центре соцзащиты — ответственная Депутатская группа Урванцевой С.И.. Софинансирование — ОАО Коммерческий центр «Вятский» -  2500 рублей; завод ОАО «Восток» — 2500 рублей; ОАО «ОМЗ» —2500 рублей.
  3. Привлечение психологов на эти встречи с изучением проблем выживаемости — ЦСП Кировской области (тесты, анкеты). Группа Урванцевой обеспечивает их заполнение.
  4. Один раз в квартал меняются темы:
    • «Не все так плохо в сегодняшней жизни».
    • Конкурс экономных технологий в быту.
    • Бабушкины советы.
    • Приглашение в гости женского клуба из г.Кирова «бабушкин клубок» Осиповой Н. В.
  5. Создание клуба «Выживание» — один раз в две недели во дворце  (ответственные: Репина З.Е., Иконников В.В., Деньгина Н.С.) Главная проблема — поиск «энтузиаста».
  6. Открыть рубрику в районной газете - «Школа выживания». Ответственные — Прозорова Ф.Г., Шиков И.Л.; куратор - Верзилина И.Г. Рубрика должна быть организована так чтобы она учила людей жить в сегодняшних условиях.
    • Отдел писем.
    • Психолог.
    • Общественные клубы района по интересам
    • «…если ты не пропал, то уже твой опыт жизни интересен…»
    • Юрист.
    • Огород.
    • Воспитание.
    • Медицина.
    • Культура.
    • Рецепты.
    • Этика.
  7. Поиск в стране и за рубежом подобных клубов через интернет (ответственны: Ковалев, Светлаков). Ответственная за переписку — Чайковская Г.Н.
4. Жизненный цикл проекта

1 (один) год.

5. Ответственные за проект

Иконников В.В., Урванцева С.И.

Куратор Верзилина И.Г., советник Горбушин А.Е.

Финансирование: ОАО «Восток», ОАО «ОМЗ», АНО «ЦСП Кировской области».

6. Сумма проекта

30000 рублей.

7. Летопись проекта, обобщение опыта, осмысление, написание теоретических и методических рекомендаций — Иконников В.В., АНО «ЦСП Кировской области» (Горбушин А.Е.), ЦСИ Нижнего Новгорода (Глазычев В.Л).

8. Издание книжки

с опытом тиражом 1000 экземпляров — АНО «ЦСП Кировской области», ЦСИ Нижнего Новгорода — ответственный Горбушин А.Е.

В ходе семинара явны стали две огромные проблемы проектной деятельности.

Во—первых, это проблема того, что есть много идей, но не хватает технологичности и настоящей проектной проработки. От общих фраз нужно перейти к технологичности. Важным результатом семинара должно стать «сознательное изменение образа мысли». Устойчивый человек, организация и общество имеют множество интеллектуальных моделей, возможных для реализации в поведении. Советская логика гигантомании часто не замечает человека, детали и малые технологии. Глазычев В.Л. привёл такой пример: в строительстве советской эпохи важен был прежде всего Генеральный план всего города, а детальная планировка не касалась пространства в 500 метров, того пространства, где проходит реальная жизнь горожан — это подъезды, скамейки, почтовые ящики. Это другое измерение. Если подхватить это начало «идти от потребностей людей» — у нас есть шанс сделать проект более реалистичным.

Во-вторых, есть население, проживающее на одной территории, но нет сообщества. Важен не столько результат проекта, сколько процесс взаимодействия граждан, «связывания атомов», процесс формирования гражданского общества. Проектный центр - это не бюрократическая организация, это способ мобилизации имеющихся творческих ресурсов. Часто всё дело в задействовании и координировании человеческих ресурсов. Проектный центр — это способ реализации человеческого капитала. Главная его задача - мониторинг проблемных ситуаций, мониторинг и провоцирование людей, могущих реально что-то сделать — создание ремонтное бюро, отремонтировать городскую лестницу, создать живую программу благоустройства города, или придумать проекты вроде таких (из опыта В.Л. Глазычева):

  1. 1991 год — дефицит, талоны…1 кг крупы старикам. Очень тяжёлый район Москвы, где 60%. пенсионеров Некому развозить крупу старикам, специальной службы нет, патронажных сестер это не касается. Решили вспомнить эпизод с Томом Сойером и его забором.  Ведь психология не меняется. С парой помощников нашли два трескучих старых мотороллера, студенты Строгановского училища расписали их, некий меценат пожертвовал на две кожаные куртки,  их проклепали в мастерской. Подростки дрались до крови, чтобы, прокатившись на мотороллере в кожаной куртке, отвезти крупу какой-нибудь Марьванне.

  2. 1991 год. Вячеслав Леонидович привёз из Берлина пакетик помидоров Чили, которые было тогда трудно достать. Нашли достаточное количество спичечных коробков, в которые на вату положили  по 5 семян этих помидоров. Коробки с семенами разнесли по старикам. Через некоторое время зрелище в районе было великолепное. В каждом втором окне росли эти помидоры. Минимальное усилие и малые средства - и колоссальный психологический результат.

  3. В Качканаре реконструкция аварийного жилья началась с переселенческого фонда 12 квартир. Шаг за шагом пошёл волновой процесс реконструкции. Вторым условием успеха стало то, что значительная часть работ велась самими жильцами для себя. В результате экономились фонды заработной платы, материалы, сохранялась часть материалов от разобранных строений, которые обычно выбрасываются на свалку.

Такие проекты рождаются во взаимодействии. Небольшие средства  и творческое мышление помогают сделать видимые изменения.

ОПРОС УЧАСТНИКОВ СЕМИНАРА

15 сентября для того, чтобы получить обратную связь, участникам семинара были предложены четыре простых вопроса.

1. Что Вам запомнилось на семинаре? Прозвучали следующие ответы:

 Понравилось: активность участников, новые взгляды на решение проблем, нестандартные подходы в составлении проектов,  возможность расширить собственный кругозор, умение ведущих семинара направлять участников в нужное русло, высокий профессионализм организаторов семинара, новые, важные, интересные идеи, общение с разными, интересными, новыми людьми, выступление профессора Глазычева, серьёзный подход к проблемам глубинки со стороны властных структур, Президента, содержательность семинара, нешаблонность семинара, высокий уровень проведения семинара, глубокая проработка существующих проблем, информационность, новые подходы к решению проблем, разноплановость в рассмотрении проблем. Данный семинар позволил оторваться от повседневных дел и предоставил возможность поработать на перспективу

Ответы на 2-ой вопрос: Что было для Вас наиболее интересным, полезным, важным на семинаре?

Умение грамотно изложить проект, опыт других людей, работа в группах, дискуссии, знакомство с технологией проектирования, коллективная разработка решения проблемы, способствующая образованию единого взвешенного подхода к её устранению, механизм разработки проектов, важность личного участия в решении проблем своего района, получение новых знаний, важным оказался проект реформирования ЖКХ.

Ответы на 3 вопрос: Что из прозвучавшего на данном семинаре, Вы бы смогли бы использовать в своей практической работе?

Идею и методологию получения грантов под конкретные проекты, схему и методику составления и обработки проектов, фактическую информацию, методику семинара, опыт и идеи, прозвучавшие на данном семинаре, вовлечение новых людей (участников семинара) в решение обозначенных проблем, опыт сотрудничества с бизнесом, опыт общения с людьми, воплощение своего проекта в жизнь, реформирование и реализация личного проекта, опыт решения проблем из нескольких, представленных проектов.

Ответы на 4 вопрос: Будете ли Вы принимать участие в следующих, подобных семинарах?

100% — положительные ответы с разной степенью одобрения семинара и уверенности - «обязательно», «с удовольствием», « возможно», «хотелось бы».

ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРОГРАММА СЕМИНАРА «ОМУТНИНСК, ВОСТОЧНЫЙ — ГОРОДСКАЯ СУДЬБА?»

13 сентября

четверг

09.00-09.30 Завтрак - малый зал ресторана «Бисера»

09.30-10.00 Регистрация участников семинара

Фойе гостиницы «Бисера»

10.00-10.30 Открытие семинара Большой зал гостиницы

10.30-11.30 Пленарное заседание Большой зал гостиницы

11.30-13.00 Работа в группах:гостиница

№ 1 Группа социальных проектов комната 218 Ведущий  - Д.В. Овсянников

№ 2 Группа реформирования ЖКХ комната 418 Ведущий  - Н.И. Емандыков

№ 3 Группа социально-экономического развития комната 318 (Ведущий - И.Л. Шиков)

13.00-14.00 Обед - большой зал ресторана «Бисера»

14.00-17.30 Работа в группах: гостиница

№ 1 Группа социальных проектов комната 218 Ведущий  - Д.В. Овсянников

№ 2 Группа реформирования ЖКХ комната 418 Ведущий  - Н.И. Емандыков

№ 3 Группа социально-экономического развития комната 318 Ведущий - И.Л. Шиков

17.30-19.00 Подведение итогов дня. Большой Пленарное заседание зал гостиницы

19.00 -21.00 Культурная программа

21.00-21.30 Ужин - малый зал ресторана «Бисера»

14 сентября

пятница

Завтрак - малый зал ресторана «Бисера»

Пленарное заседание Большой зал гостиницы

Работа в группах: гостиница

комната 318 «Управление и бизнес» А.А. Иваненко (комната 218)

«Социальная интеграция» А. С. Зорин (комната 418)

«Проектный центр» И. Г.Верзилина

Обед - большой зал ресторана «Бисера»

Работа в группах: гостиница

комната 318 «Управление и бизнес» А.А. Иваненко

комната 2 1 8 «Социальная интеграция» А. С. Зорин

комната 41 8 «Проектный центр» И. Г. Верзилина

08.30-09.00 09.00-10.00

10.00-13.00

Группа № 1 «Управление и бизнес»

Группа №2 «Социальная интеграция»

 Группа №3 «Проектный центр»

13.00-14.00

14.00-17.00

Группа № 1 «Управление и бизнес»

Группа №2 «Социальная интеграция»

Группа №3 «Проектный центр»

17.00-19.00 Подведение итогов дня Большой зал гостиницы

19.00-20.00 Ужин - малый зал ресторана «Бисера»

15 сентября, суббота

08.30-09.00 Завтрак - малый зал ресторана «Бисера»

09.00-13.00 Пленарное заседание Большой зал гостиницы

13.00-14.00 Подведение итогов. Большой зал Закрытие семинара  гостиницы

14.00-15.00 Обед - большой зал ресторана «Бисера»

в 15.00 Отъезд участников семинара

 

СХЕМА РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТА

(Предложена Кировским ЦП НКО (8332) 24-55-11)

Проект - описание деятельности, ограниченной во времени, пространстве и ресурсах, ориентированной на достижение совершенно конкретных и измеримых результатов.

1. Определение проблемы

Обсуждение ситуации. Что нас не устраивает в нынешнем положении? Выработка краткого определения проблемы. Формулировка позитивной альтернативы.

2. Анализ и исследование проблемы

Определение причин, места проблемы в политическом, социальном, экономическом пространстве. Составление карты проблемы. Проведение исследований. 

3. Фокусировка проблемы

Сопоставление миссии организации, стоящей перед ней проблемой  и имеющимися доступными ресурсами. Концентрация внимания на части проблемы, поддающейся изменениям.

4. Оценка ресурсов

SWOT анализ.

Внутренние
Strength (сильные)
Weakness (слабые)
Внешние

S

W

Opportunites (возможности)

О

SO

WO

Threats (угрозы)

Т

ST

WT

Разработка плана привлечения ресурсов.

5. Определение целевых групп

Целевая группа — люди, объединяемые какими-либо сходными признаками, поведение или отношение к проблеме которых мы пытаемся изменить. Первичная(основная) — только личности. Вторичная - оказывающая влияние на основную.

6. Формирование коалиций
  1. Партнеры должны иметь основательный интерес в решении проблемы.

  2. Коалиция должна иметь чёткую цель, поддерживаемую всеми участниками проекта.

  3. Вклад партнеров должен быть согласован до начала совместной работы.

  4. Ожидания и цели участников необходимо обсуждать заранее.

  5. Толерантность, но не в ущерб цели.

  6. Коалиция не продвигает какого-либо одного из участников.

  7. Не должно быть «лодырей», однако необходимо признать неодинаковый вклад участников.

  8. Максимально прозрачный бюджет.

7. Разработка тактики
  • Информирование

  • Убеждение

  • Давление

  • Выбор пути решения проблемы, видов воздействия на целевые группы (формулировка темы, названия, основного послания, выбор символов, разработка мифологии и пр.).

8. Составление плана действий

Определение краткосрочных и долгосрочных целей. Что, где, когда? Выбор механизмов мониторинга проекта, определение индикаторов и контрольных точек. Формирование сметы проекта, определение конкретных ответственных работников. Выбор момента начала проекта.

9. Формулировка

Формулировка созданного проекта в терминах и по разработанным схемам прочего значимого окружения (власть, бизнес, организации-доноры) для развития идей проекта, поиска дополнительных ресурсов. Ведение переговоров о поддержке проекта.

10. Работа по проекту

Максимально возможное соблюдение разработанного плана и идеологии проекта, начальный, текущий и итоговый мониторинг деятельности по проекту. Определение изменений проблемы, возврат к началу.

АНОНС ЯРМАРКИ «САРАТОВ-2001»

Саратовская Ярмарка будет проходить в течение трёх полных дней. Всем её участникам, будет предоставлена возможность вынесения своих интересов и проблем на общее обсуждение в «реальном режиме времени и места», с участием представителей государственного и коммерческого сектора.

Программа выстраивается таким образом, чтобы охватить разносторонние запросы участников. Пространство Ярмарки спроектировано с возможностью быстрой трансформации рабочих зон в зависимости от необходимости регламента программы. Активные мероприятия подразделяются на общие, то есть интересные всем без исключения участникам Ярмарки и профессиональные, то есть события, связанные с работой проектных линий.

Если в прошлом году в Перми большое внимание уделяли формообразующим элементам дизайна Ярмарки, то сейчас эту удачно найденную модель стремятся наполнить содержанием. Многие мероприятия были специально разработаны по итогам оценки эффективности работы проектов — победителей ПЕРМИ 2000. Например, рабочие группы «Мониторинг и оценка выполнения социальных проектов и социального заказа» или «Участие населения в процессе принятия решений, общественные экспертизы, обеспечение прозрачности местных бюджетов», подготовленные сотрудниками Института экономики города — они же руководители линии «Местные сообщества и местное самоуправление».

Мероприятия проектных линий будут происходить в отведенных для них проектных классах — пространствах оснащённых техникой для воспроизводства материалов с любых информационных носителей: от обычных видео-кассет до самых современных компьютерных программ, где будут проходить подготовленные мастер-классы, устные презентации, круглые столы, семинары, диспуты.

Всего на Ярмарке будет работать пять проектных линий:

  1. «Местное самоуправление и местные сообщества»

  2. «Гуманитарные стратегии и практики»

  3. «Образовательная политика»

  4. «Информационные технологии»

  5. «Этнокультурная и конфессиональная идентичность»

Центральным событием работы каждой проектной линии должны стать презентации проектов-победителей этого года, авторы которых специально готовятся к выступлению перед коллегами и интересующимися на Ярмарке. Такие же значительные мероприятия как презентация проекта "Уничтожение химического оружия" или, представленное Минздравом РФ, "Развитие телемедицинских технологий" будет происходить на большой сцене. Работа в проектных классах на это время будет прервана.

Значительным элементом формирования информационного пространства будет Интернет-кафе, которое обеспечит постоянный доступ всех участников к сети.

Планируется организация отдельного "пресс-центра" и дополнительного зала для проведения круглых столов и других мероприятий, обещающих быть интересными для всех участников.

Важным событие в рамках ярмарки будет культурная программа, которая готовиться силами саратовского министерства культуры и московскими кураторами.

Программа является проекцией «Ярмарки социальных и культурных проектов Саратов 2001» в городе и состоится за пределами ярмарочного павильона. Цель программы — представить деятельность Ярмарки для участников Ярмарки и широкой публики. «Ярмарка — городу» предлагает большой спектр культурных и гуманитарно-образовательных мероприятий.

Гуманитарно-образовательный блок составляют лекции руководителей проектных линий и приглашенных экспертов по проблематике основных направлений Ярмарки — гуманитарных стратегий и практик, социального партнерства, образовательной политики, этно-культурной и конфессиональной идентичности и др. Лекции пройдут в саратовском Университете и рассчитаны на преподавателей, студентов, специалистов в данных областях и других заинтересованных лиц. Также от проектной линии «Гуманитарные стратегии и тактики» в литературном музее имени К.Федина состоится поэтический клуб «Голоса культуры» — выступления поэтов из Татарстана, Башкирии, Чувашии, Удмуртии, пишущих на национальных языках. Ценителей поэзии ждут параллельное чтение и взаимные переводы поэтов из национальных республик и Саратова. По итогам вечера будет записан и выпущен компакт-диск.

 С социокультурной проблематикой проектов-победителей Ярмарок «Пермь-2000» и «Саратов-2001» зрителей знакомит программа «Искусство социального действия», составленная из художественных акций, имеющих социальную направленность — ориентированных на взаимодействие со зрителем. Ряд акций предложен авторами проектов-победителей Ярмарок и воспроизводит отдельные формы работы этих проектов. Другие художественные акции соотнесены с ними тематически и стилистически.

«Ярмарка —городу» готовит презентацию ещё одной социально-ориентированной культурной технологии — документального театра. Документальный театр — это пьесы о событиях из жизни реальных людей. Программа предлагает презентацию методики документального театра, показ трёх спектаклей, мастер-класс.

В основу программы «Ярмарка — городу» легло деление как по смысловым блокам Ярмарки — социокультурной и образовательной проблематике — так и по целевым группам, для которых проводятся мероприятия. Таким образом, готовится проведение ряда выездных концертов в социальные учреждения — детские дома, дома престарелых и др. Для детей также готовится фестиваль «Страна детства» в Саратовском академическом ТЮЗе.

Для молодёжи состоится музыкальный арт-видео-фестиваль «Музыка новой эры».

Современная российская «некоммерческая» музыка демонстрирует наличие мощного потенциала, самобытного звучания, свежих идей и использования новейших технологий. Программа отражает новейшие достижения в сфере электронной и современной рок-музыки, в том числе опирающиеся на различные фольклорные традиции.

Программа «Ярмарка — городу» стремится, с одной стороны, представить в действии инновационные социокультурные технологии, развивающиеся на территории Приволжского Федерального Округа, и с другой стороны стать увлекательным праздником для участников Ярмарки и жителей Саратова.

К участию в Ярмарке приглашаются: все, кто заинтересован в создании и реализации реально работающих и полезных, а не формально декларируемых социальных программ все, кто заинтересован в долгосрочных инвестиционных вложениях в долгосрочные и перспективные социальные, культурные, образовательные и гуманитарные проекты, все, кто заинтересован в приобретении, осмыслении, распространении опыта, социального партнерства и конкурсного финансирования социокультурной сферы и доведение социальных ноу-хау до уровня социальных технологий.


См. также

§ Пресс-конференция накануне семинара

§ Проектно-аналитический семинар с главами районов «Точки роста Кировской области» 4-5 июня 2004 г.



...Функциональная необходимость проводить долгие часы на разного рода "посиделках" облегчается почти автоматическим процессом выкладывания линий на случайных листах, с помощью случайного инструмента... — см. подробнее