"Дело жизни Адриано Оливетти», «Казус Оливетти», «Феномен Оливетти» подобные заголовки статей и фотографии
интеллигентного, седеющего человеке до недавнего времени часто
появлялись на страницах западных газет. Пишущие и счетные машины
с маркой «Olivetti» завоевали мировой рынок. Как же
это произошло? В чем заключается «казус Оливетти» ?
 |
Адриано Оливетти
|
С первого взгляда история фирмы «Оливетти» очень напоминает
набившую оскомину историю Форда, ставшую легендой. Многие газетные
статьи именно в таком ключе и преподносили материал: талантливый
механик сконструировал удачную пишущую машинку, был удачливым
и осторожным дельцом, основал и расширил собственное дело, передал
его сыну, который превратил скромное предприятие в одну из самых
экономически активных фирм Италии. В подобном изложении много
правды, но дело обстоит, конечно, куда сложнее и интереснее.
Фирма была основана в 1908 году инженером Камилло Оливетти,
в прошлом профессором Станфордского университета (США),
хорошо знакомым с Эдисоном, широко образованным человеком,
поклонником Рёскина и Морриса. Первая машинка М-1 действительно
была сконструирована им самим и привлекла всеобщее внимание
простотой и надежностью конструкции[1].
 |
Логотип Оливетти
|
Камилло Оливетти интересовался не столько финансовыми,
сколько инженерными проблемами и стремился обеспечить мало-мальски
сносные жизненные условия для своих рабочих. Хороший инженер
и страстный любитель искусства, Оливетти-отец не мог мириться
с убожеством, царившим в промышленном искусстве. Уже в 1912
году он писал: «Эстетическая сторона
конструктивного решения машинки также требует особого внимания...
Пишущая машинка не должна быть оформлена в сомнительном
вкусе. Она должна иметь внешность одновременно серьёзную
и элегантную..."
 |
Эскизы Ниццоли к машинке «Графика»
|
Его сын, Адриано Оливетти, окончил Туринский Политехнический
институт, некоторое время проработал на фабрике отца. В
1925 году он отправляется в США, чтобы изучать современную
технологию, организацию производства, сбыт, рекламу, современные
конвейерные линии, построенные на аналитическом принципе.
Изучал он всё это более чем добросовестно, а выводы, сделанные
им, были (конечно, для своего времени и своего класса) более
чем оригинальны. Через двадцать лет в книге «Общество,
государство, коммунита» он пишет: «Опыт
первоначальной работы, когда я изучал проблемы научной организации
труда, хронометраж, убедил меня, что человек и машина решительно
враждебны друг другу... Я осознал ужасную монотонность и
тяжесть повторяющихся движений в бесконечной работе у сверлильного
станка или у пресса, я понял, что необходимо вырвать человека
из рабства постепенной деградации». И далее: «Я
удовольствовался принципом предпочтения «оптимума»,
а не «максимума» отдачи человеческой энергии,
улучшения орудий труда и условий работы».
 |
Реклама машинки М-40, модернизации первой машинки Камилло
Оливетти. Характерный пример рекламы конца двадцатых годов.
Д. Пинтори.
|
Говоря об Адриано Оливетти, очень трудно разобраться, где
тут кончается социолог-утопист, мечтатель о всеобщей гармонии
и где начинается организатор и финансист, великолепно лавировавший
в капиталистическом мире. Если внимательно прочесть его
книги «Общество, государство, коммунита», «Политическое
строение коммуниты», «Демократия без политических
партий», статьи в журнале «Коммунита» (бессменным
главным редактором которого он был), его речи и т. д.,
можно прийти к выводу, что вся практическая деятельность
Оливетти была непрерывным стремлением доказать всем, а может,
и себе самому, правильность своих теоретических посылок. «Парадокс Оливетти», в сущности, вот он: то, что,
по мнению Адриано Оливетти, должно было стать наглядным
доказательством правильности его убеждений развитие фирмы,
таким доказательством не стало к стать не могло, так как
является все же частным экспериментом, который нельзя распространить
на все капиталистическое общество.
 |
Пульт управления «Элеа 9003» строгая упорядоченность,
характерная для всех работ Этторе Соттсаса. Следующая модель «Элеа» также награждена «Компасо д'Оро» в 1960 году.
|
Ещё в студенческие годы Адриано Оливетти становится решительным
сторонником рационализма в искусстве, внимательно изучает
деятельность Баухауза и одновременно штудирует произведения
Гегеля, Маркса, Ленина, Рёскина, Мориса и Шпенглера, Грамши
и Нитти.
Перед началом великого кризиса 1929 года Оливетти пригласил на
службу группу молодых художников и дизайнеров из Веймара. Среди
них особенно выделялись Александр Щавинский ученик Моголи-Мядь,
скульптор Константино Нивола, поэт и инженер Леонардо Синисгалли,
возглавлявший отдел паблисити вплоть до начала войны и вынужденной
эмиграции, наконец, Джованни Пинтори, который возглавлял одно
из четырёх отделений дизайна на фирме, выполнял значительную часть
работы по печатной рекламе и был автором «Рафаэля»,
новой модели, выпущенной реорганизованным «Ундервудом».
 |
Пишущая машинка «Olivetti 82» характерный пример
развитой «линии Ниццоли», пример экономного дизайна.
|
Молодые художники и дизайнеры, на которых сделал ставку Оливетти,
оправдали возложенные на них надежды. Прежде всего было необходимо
создать недорогую и эффективную рекламу. Пинтори, Нивола и другие
внесли в рекламу новую «функциональную» технику использование
фотографии в соединении с автографскими приемами, монтаж, соединение
разнородных пластических элементов в неожиданные композиции и
т. п. Эта же творческая группа начала разработку новых типов пишущих
машинок и параллельно работала над эскизами (пока ещё только над
эскизами) промышленных, жилых и общественных зданий, о которых
мечтал генеральный директор «Оливетти».
 |
«Леттера 22» -первый «бестселлер» Оливетти
рождение «линии Ниццоли» премия «Компасо
д'Оро» 1954 года.
|
Вряд ли случайно то, что популярность (а следовательно,
к финансовое положение) фирмы особенно возросла именно тогда,
когда Оливетти пригласил возглавить конструкторское бюро
Mapчелло Ниццоли, который был известен в основном как график
к оформитель выставок, друг и сотрудник редактора архитектурного
журнала «Казабелла» Персико, страстного пропагандиста
идей Баухауза, что в условиях фашистской Италии было довольно
опасно. Ниццоли автор лучших моделей, принесших фирме
всемирную известность: «Лексикон 80» (1948) и «Леттера 22» (1950). Ниццоли смело использовал
конструктивные элементы машинки в качестве пластически выразительных
декоративных элементов, сумел значительно упростить решение,
убрать всё лишнее, придав машинке в целом законченную элегантную
форму. Ниццоли всегда начинал разработку модели «изнутри»,
с многовариантной перекомпоновка узлов, проектируя силуэт
одновременно с поисками оптимального функционального решения.
"Бюллетень Музея современного искусства» в Нью-Йорке
писал в 1952 году: «Ни одна ив
компаний не произвела ещё пишущей машинки, равной по красоте «Лексикону 80».
В 1959 году на смену «Лексикону» Ниццоли разработал
модель «Диаспрон», которую одни резко критиковали
за манерность, а другие превозносили до небес за оригинальность
решения. Во всяком случае, решение дизайнера не было случайным:
тот же композиционный принцип был им использован при разработке
малогабаритной счетной машины «Сумма Прима 20».
 |
Фиджини, Поллини, Касчио и другие молодые архитекторы создали
для «Оливетти» десятки производственных, жилых,
общественных и коммерческих зданий, отвечающих всем санитарным
и эстетическим требованиям современной архитектуры
|
Условия работы в фирме «Оливетти» Ниццоли охарактеризовал
так: «О таких отношениях с предпринимателем
дизайнер может только мечтать». Адриано Оливетти
умел подбирать людей тем глубоким внутренним чутьем, которое
позволяет безошибочно определять в молодом, только начинающем
карьеру специалисте талантливого участника производственного
процесса.
После окончания войны «Оливетти» переходит в наступление.
Ассортимент изделий значительно вырастает: электрические пишущие
машинки, счетные машины, разнообразное конторское оборудование,
специальная мебель и станки. На каждом этапе paботы, над каждым
конкретным видом продукции работает группа дизайнеров, добивающихся
максимального эффекта формы при оптимальном конструктивном решении
и минимальной стоимости.
 |
Конвейер «Оливетти»
|
Желая видеть фабрику «не только центром продукции, но и
местом, где люди работают вместе и живут вместе», Оливетти
не смог или не захотел увидеть классовый антагонизм, разделяющий
этих людей. Он оказался не более чем «просвещенным мечтателем»,
не понимающим, что формирует человеческие отношения не община,
а общество. Парадокс Оливетти заключается в том, что исключительно
талантливый человек, великолепный практик не поднялся и не мог
подняться выше мелкобуржуазного социал-утопизма.
 |
Вход на фабрику «Оливетти»
|
Адриано Оливетти последовательно и принципиально вводил в методику
фирмы новейшие достижения научно-технической и социологической
мысли. Не случайно дизайнеры заняли столь важное место в производственной
структуре «Оливетти», не случайно фирма одной из первых
в мире целиком перешла на машинный метод обработки информации,
расчета финансовых операций по всем филиалам одновременно, не
случайно перспективное внутреннее планирование, в котором участвуют
финансовые эксперты, технологи, специалисты по рекламе и дизайнеры,
стало основой деятельности «штаба» фирмы и позволило
один за другим производить выгодные маневры.
 |
«Элеттросумма 22», «Тетрактис» примеры
формирования нового стиля Ниццоли «второго стиля
Оливетти». Обобщенные формы, мягко скругленные углы,
заметное влияние принципов электронной техники.
|
Методика научной организации труда, ближайшие задачи дизайна,
методика создания оптимальных рабочих условий сами по себе лишены
классового содержания, но цели, преследуемые руководством, администрацией,
отнюдь не нейтральны. В условиях неокапитализма дизайн, эргономика,
социология, архитектура независимо от воли индивидуального участника
системы объективно служат сохранению капиталистической структуры.
Опыт «Оливетти» тщательно изучается монополиями, и многое
из методики фирмы принято ими на вооружение.
Огромные выгоды от работы дизайнеров с самого начала развертывания
деятельности «Оливетти» были для руководства фирмы очевидны;
численность работников художественно-конструкторских бюро непрерывно
возрастала, сюда привлекались все новые талантливые мастера. Характерным
примером может служить создание в 1956 году счетно-решающего устройства «Элеа 9003». Общее руководство проектированием и основную
оформительскую работу провел недавно присоединившийся к группе «Оливетти» Этторе Соттсас, архитектор, инженер и дизайнер.
 |
«Лексикон 80» логическое завершение «линии
Ниццоли», по выражению знаменитого архитектора Ричарда
Нейтра, «шедевр компактности и надежный спутник»,
дополнительная действенная реклама.
|
Соттсас решил всю установку в виде системы стандартных по габаритам
блоков, состоящих из самонесущей металлической рамы, на которой
крепится разнообразное малогабаритное оборудование и легкосъемные
анодированные серебром алюминиевые панели. Небольшие размеры блоков
позволяют монтировать «Элеа 9003» в любых, не обязательно
специально приспособленных помещениях, что сыграло огромную роль
в её популярности, особенно в Англии с её старинными конторскими
зданиями. Скользящие дверцы и откидные панели обеспечивают легкий
доступ к оборудованию. Верхняя кабельная разводка, примененная
в «Элеа», в отличие от всех современных систем, позволяет
монтировать установку, не нарушая конструкции пола помещения.
Блоки, названные «крыльями», объединяются в тернионы
в заданном количестве, что обеспечивает гибкость установки, позволяет
набирать желаемую мощность, используя стандартные блоки. «Элеа» композиция из квадратов, прямоугольников и треугольников самых
элементарных и одновременно самых рафинированных декоративно-пластических
элементов, ни одной кривой линии. Нет большого разнообразия в
отделке почти исключительно матовый алюминий. Сочетание горизонтальных
и вертикальных плоскостей. Все тернионы имеют одинаковую высоту
чуть ниже уровня глаз. Акцент на серьёзность, известный пуризм
ортодоксальный Баухауз.
 |
«Аудит 322» оформленный «второй стиль
Оливетти» соединение визуальной мягкости абриса
Ниццоли и строгой упорядоченности Соттас.
|
Благодаря всем этим качествам «Элеа», более дешевая,
чем американские и европейские образцы математических машин аналогичной
мощности, при соответствующей рекламе обеспечила «Оливетти» успешный дебют в новой для фирмы области. Премия «Компасо
д'Оро» «Золотой циркуль» за лучшее решение
дизайнера 1959 года, присужденная Соттсасу за «Элеа»,
дала дополнительную бесплатную и действенную рекламу фирме.
Система паблисити «Оливетти», печатная реклама, в которой
также широкое участие принимают дизайнеры, всегда создавали вкус,
а не шли на поводу у публики. Директор рекламы «Оливетти» Музатти охарактеризовал принцип рекламы фирмы так: «Культурное
имя, культурная подача для культурного продукта». Даже «имена» моделей «Оливетти» всегда или просты, откровенно декларативны
малогабаритное конторское оборудование «Леттера», «Лексикон», «Оптима», «Сумма Прима»;
или неожиданны, интригующие в наиболее сложных моделях: «Тетрактис», «Элеа» название античного города, и одновременно прозаическое «Элабораторе Элеттронико Аритметико».
В 1960 году умер Адриано Оливетти. В истории фирмы это означало
конец целой эпохи. Вскоре фирма вступила в полосу финансовых затруднений,
завершившихся катастрофой.
 |
«Текне 3» Реклама. «Третий стиль Оливетти» стиль Соттсаса. возникший под влиянием принципов проектирования
электронно-счетных машин. Сочетание параллельных линий,
вызывающее минимальное утомление машинистки. Машинка решена
не изолированно, а как органичный элемент конторского интерьера.
|
Крах «Оливетти» произошел по причинам чисто финансового
порядка. В 1964 году концерн «Дженерал Электрик», выкупив
60 проц. акций, стал хозяином «Оливетти».
Конец более пятидесятилетней независимой истории фирмы абсолютно
закономерен. В условиях острой конкуренции монополистических гигантов
фирма среднего масштаба может независимо развиваться лишь в силу
чрезвычайно благоприятного стечения обстоятельств объективных
(временная монополия в производстве одного продукта) и субъективных
(исключительные организаторские способности руководства.) В условиях
современного капитализма раньше или позже фирмы масштаба «Оливетти» обречены на финансовую катастрофу.
Независимо от дальнейшей судьбы фирмы её достижения в организации
производства, в развитии дизайна представляют и будут представлять
большой интерес.
|