(•) > Публикации >
Интервью > Для становления
местного самоуправления в Москве и Санкт-Петербурге их районы должны
обладать субъектностью
Для становления местного
самоуправления в Москве
и Санкт-Петербурге их районы должны обладать субъектностью
Рекомендации, обращенные к властям всех уровней,
были приняты в ходе пленарного заседания Общественной палаты РФ,
посвященного обсуждению вопросов реализации реформы местного самоуправления,
26 сентября. Напомним, как ранее сообщало ИА REGNUM, целью
рекомендаций является совершенствование механизмов муниципального
развития страны. В частности, в рекомендациях затронут вопрос о
ситуации с местным самоуправлением в федеральных городах Москве
и Санкт-Петербурге. Как отмечает Общественная палата, на формально
законных основаниях местное самоуправление в этих городах низведено
до состояния "декоративных структур", в результате чего 10% населения
страны фактически оказались лишены права на местное самоуправление.
По просьбе ИА REGNUM свою точку зрения на эту проблему глава
комиссии Общественной палаты по вопросам регионального развития
и местного самоуправления Вячеслав Глазычев.
Вячеслав Леонидович, в рекомендациях по совершенствованию
муниципальной реформы, принятых Общественной палатой, отдельным
пунктом выделена проблема становления местного самоуправления
в федеральных городах Москве и Санкт-Петербурге. Но мэры этих
городов утверждают, что специфика сверхкрупных городов такова,
что туда невозможно просто перенести модель местного самоуправления,
которая действует в более мелких поселениях, где все соседи знают
друг друга.
Глазычев В.Л.: Действительно, во всех сверхкрупных
городах мира местное самоуправление сталкивается с определёнными
проблемами. Но это не значит, что проблема нерешаема, и можно
вообще отказаться от самого принципа местного самоуправления в
рамках таких городов. Пока нет договорных отношений между целым
и частями, ситуация вообще не сдвинется с места. Прежде всего,
район должен обладать субъектностью. Какой, насколько она может
быть демократична, это уже второй вопрос, но если вопрос о ремонте
лифта в каждом из десятков тысяч домов надо решать через управляющую
структуру, единственную на миллионный город, то скорость решения
оказывается такой, что самая незначительная авария грозит перерасти
в локальную социальную проблему. Другой пример заменитый ямочный
ремонт; мы годами ждем, когда яму на дороге заделают, а она тем
временем только все больше разрастается. Дырочку надо штопать
пока она маленькая. А увидеть это и отреагировать вовремя можно
только на месте, располагая ресурсами для наведения порядка.
Скажем в таком не очень большом, но и не маленьком городе как
Вашингтон за территориальными соседскими сообществами законодательно
закреплены определённые права. У них есть пусть крошечный, но
бюджет, который поступает из городской казны на абсолютно произвольное
распоряжение за исключением направления на заработную плату. Они
же становятся ядром политической системы, опорой партий. И просто
игнорировать их мнение очень сложно. У них есть право консультативного
рассмотрения любого инвестиционного проекта на их территории.
При рассмотрении инвестиционного проекта на таком совете обсуждается
миллион вопросов, которые никогда не задаются на уровне формального
согласования. И получается, что качество инвестиционных проектов
поднялось на порядок. Любой акт городского совета за месяц до
принятия поступает на обсуждение в эти территориальные единицы,
и они имеют право высказаться. Есть их ассоциация, которая обладает
определённым политическим весом.
Такая система, очевидно, предотвращает возникновение
множества локальных конфликтов между местными жителями и застройщиками,
которые сейчас постоянно возникают, скажем, в Москве?
Глазычев В.Л.: Да, но для этого необходимо иметь
узаконенные права соседских сообществ. Поэтому мы и записали этот
пункт в наши рекомендации, несмотря на возражения многих уважаемых
специалистов, говорящих, что у нас всё ещё незрело, что мы когда-нибудь
до этого доживем, а пока рано и т.п. Я настаивал на том, что у
нас уже были такие примеры. В Москве это начиналось ещё в допутчевый
период. Такого рода территориальные структуры занимались инвентаризацией
имущества, у них были собственные маленькие проекты. Я с ними
работал, консультировал их, это было любопытно. Но потом всё это
было смято под политическим предлогом якобы некоторые ТОСы поддерживали
путчистов, что неправда.
К 1 января в нашей стране образуется огромное
количество товариществ собственников жилья. Это пусть и принудительно
введенная, но всё-таки форма объединения граждан по территориальному
принципу. Стоит ли ожидать, что это будет способствовать укреплению
местного самоуправления?
Глазычев В.Л.: Нет. На 95 процентов эти ТСЖ создаются
чисто формально. Для того, чтобы этот процесс мог стать шагом
к формированию дееспособного локального сообщества, требуется
большая, серьёзная, трудная работа, которая должна вестись прежде
всего через господдержку волонтерской работы общественных организаций.
Только общественники в состоянии поднять такую работу, а значит
им это и надо поручать, и давать на это средства; казённые структуры
этого сделать не могут по определению. Но это непривычно, поэтому
как всегда просто спускается команда, и людей заставляют оформлять
создание ТСЖ и выбор управляющей компании, которой в большинстве
случаев оказывается все тот же ДЕЗ. Но такие вещи собранием не
решаются! Требуется гигантская работа, предварительная персональная
работа с каждым. Это умеют делать только НПО. Но сообразить, что
это их дело и дать им на это деньги власти пока не под силу. Поэтому
пока у меня никаких иллюзий относительно того, что ТСЖ могут стать
опорой муниципальной власти.