Как уже сообщалось, в середине октября председатель
комитета Государственной
думы по вопросам местного самоуправления Владимир
Мокрый и депутаты Владимир
Жидких и Алексей
Огоньков внесли проект изменений в закон "Об общих принципах
организации местного самоуправления в РФ". В случае принятия,
эти изменения позволят выводить столицы регионов РФ из системы
местного самоуправления, сохраняя его там лишь на уровне внутригородских
районов. Мэр города в этом случае перестаёт быть выборным и назначается
губернатором. По просьбе ИА
REGNUM эту законодательную инициативу прокомментировал
председатель комиссии Общественной палаты РФ по вопросам регионального
развития и местного самоуправления Вячеслав Глазычев.
ИА REGNUM: Является ли неожиданной нынешняя
попытка законодательно ограничить статус мэров?
Глазычев В.Л.: Хочу напомнить, что под первое апреля
этого года те же депутаты Мокрый, Жидких и Огоньков внесли законопроект,
зарегистрированный под номером 284354-4. В пояснительной записке
к нему значилось: "Предлагается внести в Федеральный закон "Об
общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации" положение, согласно которому органы государственной
власти смогут осуществлять отдельные полномочия органов местного
самоуправления столиц субъектов Российской Федерации. Законопроект
предусматривает не обязанность, а право региональных органов власти
участвовать в разрешении наиболее острых социально-экономических
проблем, возникающих в крупных городах России".
За невинностью формулировок внимательные граждане усмотрели первый
шаг к ограничению права жителей крупнейших городов на самоуправление.
Поднялся шум, в коем и мне довелось подавать голос. Когда случилось
чудо, и законодательная троица сняла законопроект с рассмотрения,
наиболее чуткие граждане усмотрели в этом некий подвох, но понять,
что же стоит за лёгкостью отхода законодателей на исходные позиции,
не могли. Многим, и мне в том числе, казалось, что была обычная
разведка боем: попробовали, без шума не получилось, вот и отказались.
Не тут то было. 19-го октября, без указания даты (что в данном
случае немаловажно) та же троица, к которой для усиления примкнул
депутат Сарычев, под тем же номером 284354-4, внесла на рассмотрение
совершенно иной по содержанию законопроект. В нем говорится:
"...2. В административных центрах, столицах субъектов РФ законом
субъекта РФ осуществление местного самоуправления предусматривается
либо в границах административного центра, столицы субъекта РФ,
либо на внутригородских территориях административного центра,
столицы субъекта РФ.
3. В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге,
административных центрах, столицах субъектов РФ установление и
изменение границ внутригородских муниципальных образований, их
преобразование осуществляются законами городов федерального значения
Москвы и Санкт-Петербурга, законами субъектов РФ с учетом мнения
населения".
Не стоит заблуждаться, будто слово "либо" здесь означает, что
где-нибудь в Новосибирске, Смоленске или Самаре всё же туземцам
может быть оставлено право избирать мэра и городскую думу. В пояснительной
записке ведь ясно сказано: "Законопроект предусматривает возможность
осуществления местного самоуправления на внутригородских территориях
административных центров субъектов РФ. В этом случае местное самоуправление
на городском уровне осуществляться не будет... Регулирование вопроса
о том, на каком уровне будет осуществляться местное самоуправление
в административных центрах, столицах субъектов РФ, законопроектом
отнесено к полномочиям субъектов РФ".
ИА REGNUM: Получается, что регионам предложены
две модели организации власти в столицах. По вашим прогнозам,
какая модель окажется более востребованной в случае принятия законопроекта?
Глазычев В.Л.: Полагаю, что формула "с учетом мнения"
никого в заблуждение ввести не может. Предполагается внедрение
московской модели с фальшь-фасадом местного самоуправления на
уровне муниципальных округов.
ИА REGNUM: Зачем потребовались такие радикальные
изменения?
Глазычев В.Л.: Ответ лежит на поверхности. На недавних
выборах в восьми регионах "Единая
Россия" хотя и одержала убедительную победу по совокупности,
то есть план был выполнен тем не менее, проступило со всей ясностью,
что жителям крупных городов самоотождествление "партии власти"
с президентом Путиным убедительным не показалось. Явка была низкой.
В иных городах очень низкой, на грани фола. Впереди большие
выборы в Госдуму, и логика авторов новой законодательной идеи
понятна: поручить губернаторам обеспечить и явку, и правильное
голосование, дабы сомнений в удержании большинства за "ЕР" не
было. А то ведь вроде пошутили с Партией
жизни и Партией
пенсионеров, ан кое-где шутку не поняли в Туве, к примеру,
и отдали не рожденному ещё гибриду треть голосов.
То, что саму идею новации губернаторы примут с восторгом, сомнения
не вызывает. Они давно с завистью смотрели на Лужкова, так что
идея наконец-то зачистить поле от мэров, нередко дышащих им в
затылок милое дело. То, что сама новация в её практическом исполнении
приведет их в восторг, рождает некие сомнения. Одно дело отвечать
за электоральное поведение жителей глубинки, и совсем другое
жителей Нижнего Новгорода, Саратова или Екатеринбурга, замеченных
в немалой строптивости, когда на них неприкрыто давят сверху.
Сложно понять логику подлинных авторов законопроекта. Вместо
того, чтобы обучить "медведей" как-то осмысленно работать с проблемами
крупных городов, взять да и унизить как минимум 20 миллионов человек!
Интересно, задумывались ли авторы законопроекта о том, что их
детище может привести к прямо противоположному эффекту? Ведь опустить
даже призрак МСУ на уровень ниже общегородского (добавим сюда
чудовищный беспорядок, неизбежно сопровождающий всякую административную
реформу) подарок оппозиции, о котором та и мечтать не могла.
Полагаю, что наскоро сляпанный законопроект ко второму чтению
несколько поправят, спохватившись, что целью является тотальность
власти исполнительной, тогда как городские думы, хотя бы в том
весе, какой они имели при Александре
III и Николае
II, неким фортелем надлежит в новый порядок встроить, а то
перед Европой неловко.
|