На недавней выставке Expo Real-2006 в Мюнхене мэр
Юрий Лужков с гордостью заявил, что по темпам строительства жилья
5 млн. кв. метров ежегодно Москва приблизилась к мировым лидерам
и не собирается эти темпы сокращать.
В то же время один из участников международной
конференции в Москве представил данные по плотности населения
в мегаполисах мира. Судя по ним, столица России также равняется
на перенаселённые мегаполисы Азии, а не на благополучные столицы
Европы и Северной Америки. Есть ли повод радоваться? О том, какие
проблемы гарантирует нам жизнь в перенаселённом муравейнике и
как из него выбраться, размышляет профессор МАрхИ, член Общественной
палаты РФ Вячеслав Глазычев.
По плотности населения столица России оставила позади Нью-Йорк,
Лондон и Париж. А судя по набранным темпам строительства, ориентир
для нас Шанхай и Гонконг?
Глазычев В.Л.: Названная на международной конференции
цифра в 182 человека на гектар преувеличена. Думаю, не больше
110. Конечно, в любом случае она значительно выше среднеевропейской
или среднеамериканской. Но ведь там у столиц нет автономных программ
развития. К примеру, в Вашингтоне, где мне довелось работать,
проблемы плотности просто не существует: люди живут там, где им
удобно, к примеру, в штатах Вирджиния и Мэриленд, а на работу
ездят в столицу. Полиция там каждый день переносит центровую линию
автострад: утром шесть туда, две обратно, вечером наоборот.
А многие наши проблемы возникают из-за странной системы административного
барьера, в которой Москва и Петербург субъекты Федерации и ведут
самостоятельную игру, но не в состоянии договориться с соседним
субъектом Федерации областью. Так мы потеряли шанс спокойно
осваивать пригородные районы, естественно, не только получая выигрыш,
но и беря на себя множество обязательств. А в результате возникла
искусственная ситуация, когда Москве "не хватает земли".
Проблема ещё и в другом городская плотность набирается искусственно,
за счёт безудержной алчности инвесторов, задача которых выжать
из квадратного метра максимум. Благо они в этом отношении практически
не ограничены законодательно. К тому же городские законы хороши
тогда, когда они пишутся в один абзац и этот абзац понятен. Как
в Вашингтоне, где неукоснительно соблюдается закон: ни одно здание
не может быть выше Капитолия. То есть 10 этажей можно, а 20
нельзя. А в Манхэттене в 1916 году приняли закон, который устанавливал
отступ небоскрёбов от "красных" линий по мере повышения высотности.
И этот закон фактически стал выполнять роль главного архитектора.
А в 1980-е к нему приняли любопытную поправку: вы можете надстроить
десяток этажей, если отдадите первый этаж городу. Так возникли
плазы маленькие площади с зеленью, фонтанами, скамейками, социальные
пространства, внутри которых можно свободно передвигаться по городу.
Высоту Москвы тоже ограничивали в 20-е годы. Правда, шестью
этажами. Но сегодня, как известно, город намерен строить высотки.
Глазычев В.Л.: А зачем? Я не говорю о дороговизне
и технической сложности строительства, особенно на московских
слабых грунтах, о том, как это сказывается на окрестной территории,
это тема особая. Но высотное строительство серьёзно осложнит
и транспортную проблему. Въезд и выезд, допустим, из донстроевского
комплекса "Парус" у Сокольников, по современным меркам, кстати,
достаточно скромного, будет на ту же Стромынку, которая и так
уже чудовищно перегружена. И так будет везде. Все крупнейшие агломерации
мира растут сегодня не вверх, а вширь. Высотные офисы в крупнейших
городах уже теряют арендаторов: арендная плата слишком высока,
офисы начинают уходить за черту города. Недавно я наблюдал такое
в Филадельфии. Офисы в центре опустели, потому что создана альтернативная
система целый пояс офисов средней и низкой этажности ближе к
пригородам.
К тому же мир уже научен, что оборотная сторона высокой
плотности населения проблемы с транспортом, экологией, здоровьем
людей?
Глазычев В.Л.: Ну почему, даже 200 человек на гектар
вполне приемлемая плотность, если существуют мощные компенсаторы.
К примеру, зелёные зоны? Но мы и по количеству зелени на
одну живую душу отстаем от Европы, от того же Лондона.
Во многом это психологическая оценка. Лондон хорош тем, что
через каждые 250 метров вы обязательно наткнетесь на зеленую площадь.
В Москве тоже было множество скверов. Но сейчас они в основном
"съедены" строительством. Поэтому в восприятии людей Москва недавнего
прошлого была зеленее. Важны ведь не только огромные парки и лесопарки,
они, слава Богу, сохранились. Важно, как зелёные пространства
включены в живую ткань города. Психологически важно, чтобы зелень
была "рядом".
В том же Нью-Йорке нет обилия зелени, но он воспринимается
более здоровым городом, с более чистым, чем в Москве, воздухом.
Глазычев В.Л.: Потому, в частности, что в Манхэттене
не пользуются своими машинами это неудобно. Ездят на очень дешевых
такси. А в Лондоне масса людей ездит на метро. Но метро там устроено
по-другому, оно подгонялось к жизни города не бесконечным удлинением
линий, а их дублированием. В центре города есть места, где параллельно
идут пять линий. Это совершенно другой, чем у нас, принцип организации
подземки, позволяющий иметь и экспресс-линии, чтобы проехать из
одного конца города в другой, и линии короткого доступа. К сожалению,
наш метрополитен живет какой-то своей замкнутой жизнью. Концепция
его развития не обсуждалась с привлечением широкого круга экспертов,
по-моему, с конца 1920-х годов.
Что, по-Вашему, требует немедленного обсуждения в гордуме?
Глазычев В.Л.: Например, то, что алчность инвесторов
привела к ситуации, когда все застраивается жилыми домами и офисами,
а места публичные оказываются в загоне. Но город без публичных
мест уже не город, а жилые джунгли. В цивилизованных мегаполисах
обязательно отводятся территории, где с учреждений неприбыльных
театров, галерей и пр. нельзя устанавливать повышенную ставку
аренды. Тогда они смогут выжить. Москва теряет главную характеристику
мегаполиса многообразие. Особенно в историческом ядре, где людям
должно быть интересно просто походить, потолкаться. Без этого
город начинает умирать. Это называется тонкая настройка ткани
города. А миллионы построенных квадратных метров это ещё не
город.
|