Если пройти по улицам бурятской столицы Улан-Удэ, признаки бурного
развития сферы услуг налицо. Новенькие с иголочки здания банков,
почти трогательные в своей малочисленности пикеты коммунистов,
протестующих против назначения Сердюкова министром обороны, пони,
катающие детей на торговой площади, хорошие кофейни и бизнес-инкубатор,
храмы и сохраненные в целости трамвайные маршруты всё здесь
уживается легко. Как почти везде, неразвитость системы услуг в советское
время оказалась в Улан-Удэ спасительной. Разрастаясь, она втянула
в себя десятки тысяч людей, оставшихся без работы по мере замирания
производства на заводах, построенных в соответствие с планами
оборонного комплекса, то есть в логике, не имевшей ничего общего
с законами экономики. Без работы не остался локомотивно-ремонтный
завод Транссиб как никак. Понемногу собирают вертолёты, но в
целом очевидно: жить можно, но для того чтобы развиваться, нужен
качественный рывок.
Среди регионов второй руки, давно записанных в отстающие, спокойная
республика Бурятия, где, при уравновешенном режиме Леонида Потапова,
буддисты, православные, староверы и атеисты жили и живут в согласии,
не привлекала к себе особого внимания. До тех пор, пока здесь
не подвиглись на то, чтобы привлечь дельных специалистов
и вместе с ними разработать достойную концепцию развития
республики. Стержнем концепции стала идея формирования Особой
экономической зоны туристического назначения Байкал. Пока что
это только слова особая экономическая зона озвученные федеральным
правительством. Без встречной работы региональных администраций
они так и могут уйти в небытие, оставшись словами. Много у нас
было таких слов. Слова становятся делом только в том случае, если
с них начинается работа в проектном режиме. В Бурятии это
поняли.
У великого озера два берега: от одного, к западу, простирается
Иркутская область, от другого, на восток Бурятия. Западный берег
обрывист и потому красивее, восточный более пологий и потому
удобен для освоения. Значит, сама природа велела строить
проект туристической зоны объединенными усилиями, но в деле объединения
усилий кто-то должен быть застрельщиком. Более мощная экономически
Иркутская область занята сразу многими делами, включая нехоженый
в России путь создания агломерации трёх городов Иркутска, Ангарска
и Шелехова. Бурятия взяла инициативу проектной разработки особой
зоны на себя, тем более что развить аэропорт Улан-Удэ куда
дешевле, чем Иркутский.
Легко сказать туристическая зона. Сделать труднее. Если не
вывести туристический поток хотя бы на полмиллиона гостей в год
(миллион лучше), инвестиции себя не оправдают. Если не учесть,
что на каждого гостя придётся как минимум два человека, которые
обеспечат его комфортное здесь пребывание, затея обречена на провал.
Это непосредственное обслуживание надо научить людей не только
поддерживать чистоту, но ещё и улыбаться. Это транзитное обслуживание
водители, проводники, хоть как-то знающие разные языки. Это
логистика всего и вся, включая реконструкцию Агропрома с использованием
по максимуму возможности производить здесь экологически чистые
еду и питьё. Значит, это ещё и реорганизация всей системы
высшего и среднего специального образования, которая пока что
варится в собственном соку.
Более того, строить туристический бизнес с чистого листа мы не
умеем, переделать осколки советской организации убогих турбаз
невозможно. Но возможно развернуть этот бизнес в опоре на
всё ещё пристойную систему бальнеологических курортов, оперев
его на индустрию здоровья, куда более доходную, чем, скажем, металлургия.
Это в свою очередь означает, что придётся реконструировать всю
систему здравоохранения…
Байкал Байкалом, но ведь есть ещё путь в Монголию через Кяхту
когда-то знаменитый центр чайной торговли, следовательно, работать
надо вместе не только с иркутским бизнесом, но и с монголами.
И ещё надо чтобы гости захотели провести в Улан-Удэ хотя бы сутки,
иначе городу с них никакой корысти. А это означает, что старый
центр Верхнеудинска Улан-Удэ ни в коем случае нельзя пустить
под бульдозер, чего так хотят застройщики. Надо приспособить его
под функции гостинично-развлекательного ядра. И уж конечно
в первую очередь надлежит убрать чудовищный шлейф дыма от ТЭЦ,
что висит над городом, как если бы в его центре был вулкан Этна,
ведь любой туроператор убежит в ужасе от такого зрелища. Заодно
высвободилась бы обширная территория в центре, и тогда город не
придётся растаскивать бесконечно в стороны.
Такую задачу республиканскому бюджету не потянуть, а частный
бизнес за подобные задачи не берется нигде, но если вскоре появится
хорошо просчитанный проект, шансы получить федеральную поддержку
вырастут в разы. Тем более что Бурятия первый мне известный
случай в российской практике, когда та же группа, что помогла
выработать стратегию развития республики, дорабатывает теперь
стратегический план развития республиканской столицы. Вполне естественная
логика, но почему-то ею никто не хочет воспользоваться. В
Бурятии захотели.
|