Бурятия

Если пройти по улицам бурятской столицы Улан-Удэ, признаки бурного развития сферы услуг налицо. Новенькие с иголочки здания банков, почти трогательные в своей малочисленности пикеты коммунистов, протестующих против назначения Сердюкова министром обороны, пони, катающие детей на торговой площади, хорошие кофейни и бизнес-инкубатор, храмы и сохраненные в целости трамвайные маршруты — всё здесь уживается легко. Как почти везде, неразвитость системы услуг в советское время оказалась в Улан-Удэ спасительной. Разрастаясь, она втянула в себя десятки тысяч людей, оставшихся без работы по мере замирания производства на заводах, построенных в соответствие с планами оборонного комплекса, то есть в логике, не имевшей ничего общего с законами экономики. Без работы не остался локомотивно-ремонтный завод — Транссиб как никак. Понемногу собирают вертолёты, но в целом очевидно: жить можно, но для того чтобы развиваться, нужен качественный рывок.

Среди регионов второй руки, давно записанных в отстающие, спокойная республика Бурятия, где, при уравновешенном режиме Леонида Потапова, буддисты, православные, староверы и атеисты жили и живут в согласии, не привлекала к себе особого внимания. До тех пор, пока здесь не подвиглись на то, чтобы привлечь дельных специалистов и вместе с ними разработать достойную концепцию развития республики. Стержнем концепции стала идея формирования Особой экономической зоны туристического назначения Байкал. Пока что это только слова — особая экономическая зона — озвученные федеральным правительством. Без встречной работы региональных администраций они так и могут уйти в небытие, оставшись словами. Много у нас было таких слов. Слова становятся делом только в том случае, если с них начинается работа в проектном режиме. В Бурятии это поняли.

У великого озера два берега: от одного, к западу, простирается Иркутская область, от другого, на восток — Бурятия. Западный берег обрывист и потому красивее, восточный — более пологий и потому удобен для освоения. Значит, сама природа велела строить проект туристической зоны объединенными усилиями, но в деле объединения усилий кто-то должен быть застрельщиком. Более мощная экономически Иркутская область занята сразу многими делами, включая нехоженый в России путь создания агломерации трёх городов — Иркутска, Ангарска и Шелехова. Бурятия взяла инициативу проектной разработки особой зоны на себя, тем более что развить аэропорт Улан-Удэ куда дешевле, чем Иркутский.

Легко сказать — туристическая зона. Сделать труднее. Если не вывести туристический поток хотя бы на полмиллиона гостей в год (миллион — лучше), инвестиции себя не оправдают. Если не учесть, что на каждого гостя придётся как минимум два человека, которые обеспечат его комфортное здесь пребывание, затея обречена на провал. Это непосредственное обслуживание — надо научить людей не только поддерживать чистоту, но ещё и улыбаться. Это транзитное обслуживание — водители, проводники, хоть как-то знающие разные языки. Это логистика всего и вся, включая реконструкцию Агропрома с использованием по максимуму возможности производить здесь экологически чистые еду и питьё. Значит, это ещё и реорганизация всей системы высшего и среднего специального образования, которая пока что варится в собственном соку.

Более того, строить туристический бизнес с чистого листа мы не умеем, переделать осколки советской организации убогих турбаз невозможно. Но возможно развернуть этот бизнес в опоре на всё ещё пристойную систему бальнеологических курортов, оперев его на индустрию здоровья, куда более доходную, чем, скажем, металлургия. Это в свою очередь означает, что придётся реконструировать всю систему здравоохранения…

Байкал Байкалом, но ведь есть ещё путь в Монголию через Кяхту — когда-то знаменитый центр чайной торговли, следовательно, работать надо вместе не только с иркутским бизнесом, но и с монголами. И ещё надо чтобы гости захотели провести в Улан-Удэ хотя бы сутки, иначе городу с них никакой корысти. А это означает, что старый центр Верхнеудинска — Улан-Удэ ни в коем случае нельзя пустить под бульдозер, чего так хотят застройщики. Надо приспособить его под функции гостинично-развлекательного ядра. И уж конечно в первую очередь надлежит убрать чудовищный шлейф дыма от ТЭЦ, что висит над городом, как если бы в его центре был вулкан Этна, ведь любой туроператор убежит в ужасе от такого зрелища. Заодно высвободилась бы обширная территория в центре, и тогда город не придётся растаскивать бесконечно в стороны.

Такую задачу республиканскому бюджету не потянуть, а частный бизнес за подобные задачи не берется нигде, но если вскоре появится хорошо просчитанный проект, шансы получить федеральную поддержку вырастут в разы. Тем более что Бурятия — первый мне известный случай в российской практике, когда та же группа, что помогла выработать стратегию развития республики, дорабатывает теперь стратегический план развития республиканской столицы. Вполне естественная логика, но почему-то ею никто не хочет воспользоваться. В Бурятии захотели.


Из программы "Реальная политика".

27 января 2006 г.

См. также

§ Лекция «К вопросу о капитализации пространства»

§ Доклад на семинаре «Российская жизнь на уровне административного района»

§ Доклад "Россия: принципы пространственного развития" (2004)



...Функциональная необходимость проводить долгие часы на разного рода "посиделках" облегчается почти автоматическим процессом выкладывания линий на случайных листах, с помощью случайного инструмента... — см. подробнее